На заключительном заседании парламента Тувы диалога не получилось

19 Июн 2008, 06:55

Заключительное седьмое заседание третьей сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва запомнится эмоциональным накалом, растерянным выражением лица Василия Оюна, сбоями в системе электронного голосования, переходом на открытый режим волеизъявления и последовавшим удалением прессы и приглашенных.

Заключительное седьмое заседание третьей сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва запомнится эмоциональным накалом, растерянным выражением лица Василия Оюна, сбоями в системе электронного голосования, переходом на открытый режим волеизъявления и последовавшим удалением прессы и приглашенных.

«Выгонять из зала коллег – это уже перебор,» - пробурчали, но смирились, депутаты Палаты Представителей, которых тоже попросили покинуть зал заседаний парламента. Недоумение читалось и в глазах журналистов.

Привычный ход проведения сессий, в последнее время сведенных лишь к электронному голосованию, без обсуждения и вопросов, 18 июня был нарушен. У депутатов появились вопросы. В ходе предварительного обсуждения на парламентских комитетах сняты они не были. Но и задать их в зале заседаний парламента оказалось непросто. Как выяснилось, право депутата на выступление можно тоже оспорить. Особенно, если депутатская позиция отлична от «генеральной линии» руководства парламента. Аргументом для отказа, на который обычно ссылается председательствующий, становится безмолвно-электронное желание других народных избранников только голосовать, но не слушать и не слышать коллег.

Председателя парламентского комитета по бюджету и финансово-кредитной политике Розу Деге часть депутатов предложила с должности председателя снять. Вопрос этот в повестку сессии включили под первым номером. Правда аргументы, за что и почему, депутаты могли бы так и не узнать, если бы не настойчивость Розы Деге, которой, несмотря на ее неоднократные просьбы, слова так и не предоставили. Она все же настояла на том, чтобы выступила ее заместитель Зинаида Ондар и объяснила, почему та так добивается снятия с должности своего начальника. Аргументы зама звучали неубедительно, но главное прозвучали: Деге пропускала заседания Совета законодателей и Ондар приходилось часто подменять своего начальника. Кроме того, по словам Зинаиды Шуржунеевны, вызывает вопросы этика поведения Розы Деге. В упрек ей ставится и отсутствие раскаяния. «Я бы на ее месте упала бы на колени, - рассказывает Ондар. - Попросила бы, дайте еще шанс. А она…»

Справедливы ли эти претензии, узнать так и не удалось. «Прекратить прения!» - спикер Василий Оюн был категоричен в отношении так и не начавшейся дискуссии. Деге микрофон не включили, как и не дали возможности выступить члену бюджетного комитета Виталию Бартына-Сады. Не откликнулись и на вариант открытого голосования. Просто с подачи Сергея Сафрина тихо надавили на кнопки и проголосовали за то, чтобы снять строптивую Деге с должности председателя комитета. «Мы же проголосовали? Что еще надо?» - отреагировал спикер на последовавшие реплики. Большинство проявило молчаливую солидарность.

«Человека не могут снимать с должности, только потому что он кому-то нравится или не нравится. Есть трудовое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры, - говорит Виталий Бартына-Сады. – Человек должен быть, по крайней мере, предупрежден о каких-то нарушениях, с него берут объяснительную, объявляют выговоры и т.д. Но это не может решаться так, только из-за того, что он кому-то неугоден. Это прецедент. И на него должны отреагировать правоохранительные структуры, та же прокуратура. В этой ситуации возмущает сам факт отсутствия у депутата возможности отстаивать свою позицию. Я прошу слова. И мне его не дают. Василий Оюн ставит на голосование, давать ли Бартына-Сады слово или нет. И «карманные» депутаты голосуют так, как надо руководству. Меня фактически ограничивают в депутатских полномочиях. И это становится нормой.»

Какими бы разными не были точки зрения, все мнения должны быть услышаны, считает депутат Андриан Ооржак. «Парламент – это площадка для дискуссий. И здесь вопрос не в том, кто прав, а кто виноват, а в возможности услышать самые разные позиции и на их основании принять решение. Если предоставлено слово Ондар, то должно было быть предоставлено слово и Деге. Это нарушение депутатской этики, - считает депутат. – Нас избирали люди. И избиратели должны знать нашу позицию. Должна быть открытая дискуссия, а не просто механическое голосование»

Часть депутатов покинула зал заседаний. Присутствие приглашенных и журналистов, видимо, сковывало парламентскую инициативу оставшихся. Другие вопросы сессии по предложению спикера Оюна депутаты решили рассматривать в закрытом режиме. Приглашенных и прессу из зала заседаний удалили. Известно, что часть поправок в бюджет текущего года, инициированных правительством, электронным голосованием без обсуждения была отклонена депутатским корпусом.

«Много вопросов вызывает позиция фракции «Единая Россия». То, что руководство фракции после поднятия вопроса о снятии с должности председателя парламентского комитета Розы Деге не то, что встало на защиту однопартийца, а даже не инициировало хотя бы обсуждения этого вопроса, и просто с этим согласилось, я, откровенно говоря, не понимаю, - говорит председатель парламентского комитета по малому предпринимательству Ирина Самойленко. – Трудно найти логику и в голосовании по поправкам в бюджет. Никаких объяснений, только какие-то «подводные» договоренности»

Назначение Розы Деге председателем комитета, равно как и назначение глав других комитетов, председателя палаты и его заместителя было год назад закреплено пакетным соглашением двух доминирующих парламентских фракций – Единой России и РПЖ – после продолжавшегося в Туве более полугода политического кризиса. И то, что сделана первая попытка к нарушению этих договоренностей, тревожный сигнал. Это, видимо, и побудило депутата Бартына-Сады поднять вопрос о снятии с должности Василия Оюна. Но это предложение председательствующий на голосование не поставил.

«То, что сегодня происходило в парламенте, откровенный бардак, - говорит участник заседания, первый вице-премьер правительства Сергей Тен. – Нет даже попытки услышать аргументы другой стороны. Депутаты идут на прямое нарушение Бюджетного кодекса и голосуют за поправки, не согласованные с правительством. Отклоняют изменения в бюджет, инициированные исполнительной властью, руководствуясь лишь эмоциями и личными амбициями. Никаких резонных аргументов не приводится. Мы столько сил потратили, чтобы добиться возврата уникальных артефактов из кургана «Аржаан-2» и теперь, когда Эрмитаж готов отправить их в Туву, парламентарии урезают финансирование охранного оборудования и необходимой технологической музейной «начинки» для хранения таких ценностей. По спорткомплексу «Субедей», который сам зарабатывает средства и полученные 12 млн. рублей необходимо оприходовать в бюджете и пустить на его же содержание и развитие его инженерно-коммунальной инфраструктуры – включается аргумент «незаконная предпринимательская деятельность»! Найти в этом какую-либо логику весьма сложно. В любом случае мы будем отстаивать нашу позицию и пытаться продолжать конструктивный диалог с законодательной ветвью власти».

Как сообщили в пресс-службе Законодательной палаты, решением большинства депутатского корпуса новым главой комитета по бюджету стал Дандар Ооржак.




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года