"Новая Сибирь": Халатность с признаками теракта
Бракованная продукция НЗХК привела к остановке энергоблока на украинской атомной электростанции
ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» оказалось в центре небывалого международного скандала. На Украине на Запорожской атомной электростанции остановили реактор из-за того, что в тепловыделяющих сборках (ТВС), поставленных с НЗХК, обнаружены инородные тела. Точно такие же бракованные ТВС оказались и на заводском складе в Новосибирске.
К счастью, на Запорожской АЭС инородные тела были выявлены своевременно. Иначе их присутствие в ТВС могло бы привести к перегреву реактора и его саморазрушению. Сейчас совместная российско-украинская комиссия выясняет обстоятельства — то ли речь идет о халатности на ядерном производстве, то ли о возможной подготовке теракта. Примечательно, что меньше недели назад, 28 октября, Новосибирский областной совет направил премьер-министру России Михаилу Фрадкову обращение по поводу неблагоприятной ситуации на НЗХК. И уже 1 ноября первый заместитель гендиректора завода Игорь Чапаев направил председателю облсовета Виктору Леонову ответ на обращение, в котором постарался развернуто показать, что обстановка на предприятии очень даже благоприятная. Теперь об отставке господина Чапаева, курирующего производственные вопросы НЗХК, говорят как о практически свершившемся факте. Кроме того, стоит вопрос об отзыве у завода лицензии на производство ТВС.
Тепловыделяющие сборки — основная продукция НЗХК, которая поставляется на АЭС разных стран мира как источник топлива для ядерных реакторов. Производство ТВС требует повышенной точности, поскольку эта высокотехнологичная работа связана с использованием радиоактивных материалов. И вот совершенно непостижимым образом в партии ТВС, которая была поставлена с НЗХК на Запорожскую АЭС в конце 2003 — начале 2004 годов, оказались инородные тела. Проще говоря, монтажные гайки или болты. Понятно, что они остались там после сборки ТВС. В плане последствий даже нет большой разницы, то ли это было сделано по преступной халатности, то ли в этой истории маячит призрак мирового терроризма. Инородные тела внутри ТВС в любом случае могли бы послужить поводом для перегрева реактора. А дальше вся надежда была бы только на аварийную систему охлаждения…
О серьезности ситуации говорит тот факт, что на Запорожской АЭС остановили энергоблок. Компенсировать убытки придется российской корпорации «ТВЭЛ», владеющей 89 процентами акций НЗХК. Представители «ТВЭЛа» вошли в состав российско-украинской комиссии, созданной для расследования инцидента. Конечно, для президента корпорации Александра Няго случившееся — более чем неприятный сюрприз. Ведь совсем недавно он поздравлял гендиректора НЗХК Юрия Забелина с получением новых международных сертификатов качества.
Две недели назад газета «Континент Сибирь» опубликовала статью «По международным стандартам», рассказывающую об успехах руководства НЗХК со слов самих руководителей предприятия. Там речь шла и о качестве продукции, и о противодействии терроризму. В частности, гендиректор завода Юрий Забелин со страниц газеты заявил: «Мы работаем с серьезным материалом, и если из него нельзя сделать ядерную бомбу, то собрать так называемую «грязную» бомбу можно. Поэтому очень большое внимание мы обращаем на сохранность ядерных материалов и противодействие возможным террористическим атакам». В той же статье приводился комментарий начальника сектора по связям с общественностью корпорации «ТВЭЛ» Дарьи Озеровой, которая сообщила, что «ТВЭЛ» высоко оценивает работу НЗХК в области экологического менеджмента и менеджмента качества. Получение руководством завода новых международных сертификатов в этих областях, с точки зрения «ТВЭЛа», «позволит получить дополнительное признание зарубежных партнеров». Теперь на этих надеждах, похоже, можно ставить крест.
Александру Няго придется расплачиваться за свои собственные ошибки. В последние годы его не один раз ставили в известность о том, что новый гендиректор НЗХК Юрий Забелин ведет на предприятии авантюрную политику, чреватую технологическими кризисами. Руководство областной администрации тоже было более чем в курсе проблемы. «Новая Сибирь» последовательно рассказывала о нововведениях, которыми господин Забелин расшатывал складывавшуюся десятилетиями сложную производственную структуру завода химконцентратов.
СНАЧАЛА была кадровая чехарда, по итогам которой предприятие покинули хорошо известные профессионалы атомной промышленности. Посты топ-менеджеров режимного завода Юрий Забелин предложил иностранцам — гражданам Казахстана Кузнецову и Грабельникову. Примечательно, что именно г-н Грабельников является заместителем гендиректора по качеству…
Это был не последний случай, когда руководство НЗХК привлекало иностранцев к работе на закрытом атомном предприятии. На слуху у новосибирской общественности и другие проявления странной политики Юрия Забелина. Завод прекратил финансировать им же организованные социальные программы. За воротами предприятия оказалось около двух тысяч работников, новые рабочие места не создавались. Объекты соцкультбыта были проданы. Кроме того, руководство НЗХК уже не один раз было замечено в сомнительных сделках с финансами и имуществом предприятия. Последние два случая привели к возбуждению уголовных дел, фигурантами в которых стали сам Юрий Забелин и два его заместителя — господа Лопаткин и Головлев.
Это стало последней каплей, после которой депутаты областного совета решили привлечь внимание Москвы к ситуации на НЗХК. На последней сессии облсовета, состоявшейся 28 октября, было принято соответствующее обращение к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову. 29 октября текст обращения был опубликован в «Новой Сибири». В частности, в документе говорилось: «Новосибирский областной совет депутатов просит принять незамедлительные меры по наведению порядка на предприятии, имеющем стратегическое значение для региона и для государства в целом. Речь идет не только об экономической, но и личной безопасности граждан, проживающих на территории Новосибирской области». Как выяснилось буквально через несколько дней, речь идет также и о личной безопасности жителей других стран, где на АЭС используется продукция НЗХК.
Однако 1 ноября первый заместитель гендиректора НЗХК Игорь Чапаев направил спикеру облсовета Виктору Леонову официальное письмо с заголовком «Относительно публикации в газете «Новая Сибирь». Отвечая как бы не на депутатское обращение к премьеру, а на его перепечатку в газете, г-н Чапаев обстоятельно рассказал о положительных результатах финансовой деятельности предприятия, достигнутых за последние годы. Еще раз напомнив о том, что НЗХК получил международные сертификаты системы менеджмента качества и менеджмента окружающей среды, г-н Чапаев не стал рассказывать об уголовных делах, в которых фигурирует руководство завода. Таким образом, главные вопросы, послужившие поводом для обращения облсовета к главе правительства, остались без ответа.
Несмотря на то, что областной совет уже занял вполне однозначную позицию по отношению к ситуации на НЗХК, руководство администрации области по-прежнему пытается остаться в стороне, не желая ни под каким соусом вмешиваться в ход событий, чтобы не связываться с дополнительной ответственностью.
В тот же день, 1 ноября, на НЗХК прибыла комиссия из Москвы разбираться по поводу производства бракованных ТВС. Возможно, именно поэтому Юрий Забелин доверил право ответить облсовету своему первому заму, курирующему производство. Ведь по логике и г-н Забелин, и г-н Чапаев должны стать главными ответственными за столь чудовищный производственный сбой. Возможно, топ-менеджерам НЗХК уже нет разницы, что подписывать, — лишь бы поскорее сбить волну интереса к происходящему на заводе. Однако отставка первых лиц была бы наименьшим злом для предприятия. По результатам расследования завод может лишиться лицензии на право производить тепловыделяющие сборки. А после закрытия основного производства на НЗХК, по большому счету, заниматься будет уже нечем. В том числе и «ТВЭЛу», президент которого Александр Няго слишком долго закрывал глаза на затеи Юрия Забелина.
Андрей Кузнецов, «Новая Сибирь», N 45, 5 ноября 2004
Смотрите также:
Обращение новосибирского облСовета к Председателю Правительства РФ М. Е. Фрадкову о ситуации на НЗХК