Политический флэш-моб по-барнаульски: подпиши письмо счастья
Журналисты не знают, угрожали им или нет
В Алтайском крае вышло еще одно письмо в поддержку депутата Госдумы от Барнаульского округа Владимира Рыжкова – на этот раз деятелей культуры. Казалось, несколько затихший скандал вокруг «развернутой клеветы» против Рыжкова получил второе дыхание.
Любопытно, что письмо деятелей культуры адресовано не кому-нибудь, а президенту Владимиру Путину – похоже, кроме президента, защищать оппозицию в стране уже некому. «В городе Барнауле широко развернута клевета на депутата Государственной Думы Рыжкова Владимира Александровича… Полагаем, что проведение упомянутой акции против действующего депутата Государственной Думы дискредитирует не только его, но и весь российский парламент и нас – избирателей… Мы знаем Владимира Александровича как ответственного перед своими избирателями депутата Государственной Думы. Он постоянно встречается с избирателями и отчитывается перед нами о проделанной работе. Советуется с гражданами по жизненно важным вопросам. Его знают практически во всех трудовых коллективах города. В каждый свой приезд в избирательный округ проводит много встреч в трудовых коллективах промышленных предприятий, учебных заведений, ветеранских организациях, учреждений культуры, ведет прием по личным вопросам… Мы ценим нашего депутата за то, что он близко к сердцу принимает проблемы каждого человека и стремится ему помочь… Мы, избиратели г.Барнаула, возмущены бездействием городских властей, которые не принимают соответствующие меры по пресечению развернутой клеветы на депутата Государственной Думы от г.Барнаула Рыжкова Владимира Александровича… Просим Вас, Владимир Владимирович, вмешаться в сложившуюся ситуацию вокруг уважаемого нами Владимира Александровича Рыжкова», - говорится в письме, уже сейчас подписанном 13-тью артистами и художниками.
Оставим за скобками то, что организаторы пикета – вполне реальные члены Союза ветеранов Чечни, которые как раз и считают, что Рыжков не «посоветовался» с ними перед тем, как призвать власти к переговорам с чеченскими террористами. Одной из примет черного пиара, как известно, считается анонимность, а тут реальные люди, которые с оружием в руках исполняли свой долг, защищали конституционные права граждан и целостность Российской Федерации, выражают свою гражданскую позицию - пусть даже кому-то кажется, что резко. Зато почему-то Рыжкову не кажется резким обозвать ветеранов Чечни «криминальными структурами» - именно ими, если верить сообщению официального сайта депутата от 7 декабря организована эта акция.
Интересно другое – письмо деятелей культуры рассылает приемная депутата Рыжкова, что поневоле наводит на мысль о том, что артисты выступили с челобитной к президенту не по своей инициативе. А если вспомнить, что мама депутата – Галина Яковлевна Рыжкова – долгое время являлась одним из руководителей краевого комитета по культуре и имеет с большинством из авторов письма дружеские отношения, и к «Вове» они испытывают не столько электоральные, сколько материнские чувства – картина становится полной.
Это позволяет по-новому взглянуть и на «письмо журналистов», благо, что теперь ажиотаж вокруг него прошел и можно взглянуть на произошедшее спокойней. Бросается в глаза, что в этом скандале также изначально было гораздо больше пиара, чем всего остального. Из опрошенных ТАЙГОЙ.info двух десятков авторов письма практически никто не смог привести примеров «прямых угроз» и «жесткого давления» ни в их собственный адрес, ни в адрес их коллег-подписантов.
Например, корреспондент телекомпании АТН Дмитрий Гладких прямо заявил, что ни на него, ни на компанию, в которой он работает, никакого давления не было. А на вопрос, на кого же тогда оно было, сказал буквально следующее: «Даже конкретно не могу сказать, на кого было. Наверно на кого-то было». По словам журналиста, он подписал это письмо, возмущенный фактами «черного пиара» и клеветы «в сторону Владимира Рыжкова». Не подтвердил фактов давления на своих подчиненных в интервью ИА REGNUM и Олег Говорщенко, директор ГТРК «Алтай», 35 сотрудников которой подписали письмо.
Точно также никакого давление не испытала на себе корреспондент газеты «Континент Сибирь» Светлана Чистякова. Письмо, в котором говорится о «беспрецедентном давлении на местные СМИ», она подписала просто из солидарности с другими коллегами и для того, чтобы «в следующий раз никто не давил на нее саму. Ни каких фактов давления не приведено и в ее статье, вышедшей в «Континенте».
А вот редактор газеты «Купи-продай» (ИД «Алтапресс») Ирина Прохорова (вместе с ней письмо подписали еще 7 сотрудников газеты) вообще сначала не поняла, о чем с ней говорит корреспондент ТАЙГИ.info: «Ни в какой форме никаких угроз не поступало ни в мой адрес, ни в адрес других журналистов нашего издательского дома». А с вопросом по поводу того, кто же их все-таки получил, Прохорова посоветовала обратиться к руководству ИД.
Один из руководителей «Алтапресса», главред газеты «Свободный курс» Владимир Овчинников сообщил ТАЙГЕ.info, что жестких попыток давления не было и на него. «Я независимый журналист, давить на меня особого смысла нет», - говорит Овчинников. Единственное, что он может подтвердить – что слышал в свой адрес от одного из политтехнологов слова о том, что участие в компании «проверка на лояльность». Сообщить о том, кто же действительно испытал такое давление, Овчинников также не смог: «Я свечку не держал, как и на кого давили» - и посоветовал обратиться к публикациям все того же «Континента Сибирь» и газеты «Коммерсантъ», где фигуранты скандала делали комментарии. «Мы написали это письмо не столько в защиту Рыжкова, сколько против манипулирования прессой», - подчеркнул один из авторов письма, используемого для активного пиара Рыжкова и не содержащего подтверждаемые факты манипуляций прессой.
Горно-Алтайский журналист Дмитрий Кобзев сообщил, что он и его коллеги просто «присоединились к порыву отстоять независимость журналистов от власти и капитала. В нашем заявлении говорится, что нас не затронула ситуация непосредственно по Рыжкову, более того, подписавшие заявление горно-алтайские журналисты по-разному к нему относятся. Например, я не совсем понимаю его позицию по ряду моментов и неплохо помню, как он кидал правых. Но нам удалось столкнуться с давлением власти, в том числе структур, близких к администрации президента. Не берусь судить о правдивости барнаульских журналистов, доверяю их информации».
Точно также не смог привести фактов давления и журналист «Алтайской правды» Сергей Тепляков. Он подтвердил, что с ним велись соответствующие переговоры и ему предлагались деньги, однако после того, как Тепляков обозначил цену своего участия в 100 000 долларов, переговоры прекратились. Впрочем, нашлись журналисты и подешевле – люди, которые действительно писали статьи против Рыжкова – редактор «Делового Курьера Алтая» Анатолий Егоров и журналист «Алтайской недели» Евгений Берсенев – делали это, как выясняется, совершенно добровольно, за гонорар. Что, впрочем, не помешало Берсеневу тоже подписать письмо об «угрозах».
Чуть ли не единственным фактом какого-никакого давления оказалось общение заезжего политтехнолога Дмитрия Соболева с редактором «Банкфакса» Валерием Савинковым: «Соболев не говорил мне, кого он представляет, но когда я в виде заказчика назвал администрацию президента, он не отрицал. Зато показал мне фото Рыжкова, сказал, что этот человек идет в разрез с государственной линией, мешает бороться с терроризмом. Говорил, что сейчас началась компания, и «лучше быть за рычагами бульдозера, чем под гусеницами». В качестве платы предлагали деньги и даже… депутатский мандат Рыжкова, который по словам Соболева неминуемо освободится».
Вот, собственно, и все угрозы. Точно также непонятно, почему журналисты решили, что Соболев – кремлевский эмиссар? Для этого, похоже, хватило предположения, сделанного Савинковым в беседе с ним. Ведь даже в своем письме барнаульские коллеги пишут, что приехавший «якобы близок к кремлевской администрации», однако тут же об этом «якобы» забывают и начинают делать совершенно далеко идущие выводы. Является в регион эдакий «Хлестаков» якобы из столицы, начинает раздавать задания местным журналистам, обещать денег и многозначительно, но совершенно неконкретно угрожать. Причем реальность своих «угроз» заезжий «ревизор» никакими действиями не подкрепляет, что для представителя реальной власти вообще-то нехарактерно, зато характерно для тех, кто пытается «взять на понт» и за представителя власти «проканать».
Как пишет сама же пресс-служба Рыжкова, «первой публичной демонстрацией возможности применения властью силовых методов в ходе ведущейся уже второй месяц кампании» стало задержание помощника депутата – учителя Алексея Устюгова. То, что раздавать листовки в России по закону можно, только уведомив соответствующие органы, и Устюгов по сути спровоцировал милицию, остается вне поля зрения. И события приобретают характер «борьбы за демократию».
А почему бы не предположить, например, что политтехнолог нанят какими-нибудь бизнес-структурами, которым честный депутат Рыжков не дает осуществить свои мрачные лоббистские задачи? Или политическими конкурентами депутата – политиком, которому приглянулся одномандатный округ Рыжкова, или кем-то, недовольным активностью Рыжкова на выборах в КСНД, или кем-то, недовольным поддержкой Рыжковым на выборах Александра Сурикова? В конце концов, кем-то из конкурентов Рыжкова за лидерство на либеральном фланге российской политике? Достаточно вспомнить, какими методами Союз правых сил «мочил» «Яблоко», чтобы такое предположение перестало казаться фантастикой. Да мало ли кому в Москве активный депутат Рыжков мог перейти дорогу?
Конечно, гораздо красивей и героичней выглядит версия о «руке Кремля». В результате Владимир Рыжков приобретает качества чуть ли не российского Ющенко – как же, его же травит сам всесильный Кремль. Причем никого из оппозиционеров – ни Глазьева, ни Хакамаду и Зюганова не травит, а Рыжкова травит.
Правда, остается непонятным, почему Кремль не организовал информационное давление на депутата на федеральном уровне – ведь в его распоряжении мощный телересурс и влияние на большинство центральных газет? Да, сторонники Рыжкова говорят о разбросанных в московском метрополитене листовках, но ведь они посвящались не одному Рыжкову, да и авторство их никто пока не выяснил.
Почему бы, в конце концов, не предположить, что политтехнологи наняты если не самим Рыжковым, то некими структурами, заинтересованными в росте его политического веса, например, какими-нибудь бывшими олигархами, видящими в нем будущего кандидата на пост президента страны? Такую акцию можно было бы организовать даже без ведома самого депутата.
ТАЙГА.info
Смотрите также:
Работники культуры Алтая просят Путина защитить Рыжкова
Виктор Шендерович пообещал ИА REGNUM проблемы с Путиным из-за письма барнаульских журналистов
Текст заявления барнаульских журналистов
Европейский журнал TIME о письме барнаульских журналистов
Голосование "Кто выпустил листовки против Владимира Рыжкова?"
Cui prodest листовки с Рыжковым и Басаевым?
Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по факту клеветы против Владимира Рыжкова
Владимир Рыжков написал в "Ведомости" статью об отмене праздника 7 ноября
Демократы краснеют не от стыда. Владимира Рыжкова подозревают в президентских амбициях