"Деловой курьер Алтая": Борис Абрамович, Рыжков работает для вас?
Мораторий Муратова
Когда скандалы идут непрерывно, один за другим и друг в друга перетекая, нет ничего удивительного, что к ним привыкаешь. Я, например, поначалу даже не заметил публикации в «Комсомольской правде» (октябрь прошлого года) одного любопытного телефонного разговора – между Лондоном и Москвой, между всем известным Борисом Березовским и мало кому известным редактором «Новой газеты», которую Березовский финансирует, Дмитрием Муратовым.
Думаю, не все наши читатели его заметили, поэтому расскажу о нем подробнее.
Редактор Муратов позвонил издателю Березовскому, чтобы обсудить одну важную тему в рамках всё той же общей для них стратегической задачи – устранения Путина. И тема эта выглядела следующим образом.
Муратов предлагает в театре на Таганке, который уже давно и плодотворно возглавляет Юрий Любимов, провести «форум общественных сил». Результатом этого форума должна стать договоренность собравшихся с Масхадовым о «моратории на войну». Таким образом, прогнозируется следующая ситуация: президент Путин с бандитами договориться не может, а интеллигенция, «новая элита», собравшись всем «форумом», элементарно договаривается всего за одну ночь. Муратов говорит (здесь и далее цитируется по сайту www.compromat.ru): «Понимаешь, они собираются там. Дальше мы им гарантируем только одну вещь: «Ребята, месяц-полтора Масхадов объявляет мораторий на войну…»
И это еще не всё. Ведь что значит мораторий в понимании Муратова? А вот он через две реплики это и объясняет: «Когда террористы не объявляют свое лицо, это ФСБ! Когда никто не предъявляет лица… Мы провели ряд консультаций, в том числе с лордом Гардом. Это начальник Генштаба Великобритании. Гард говорит простую вещь: «Ребята, как только никто не предъявляет лицо, это спецслужбы». Точка. Все».
То есть вот что получается в итоге: Масхадов объявляет мораторий, и российское общество видит, что его, общества, «новая элита» способна прекратить войну. На Путина внутри страны оказывается невиданное доселе давление, многократно усиленное из-за рубежа. Попробуй в таких условиях не сесть за стол переговоров с бандитами!
Но и этого мало! Вдруг – скажем, в московском метро – взрывается очередная бомба. Кто станет утверждать, что это невозможно? Вполне возможно. На это и намекает Муратов. Скажу более: даже необходимо, чтоб она взорвалась, потому что Масхадов-то, ушедший в глухой полуторамесячный мораторий, следуя предварительной договоренности, промолчит и не возьмет на себя ответственность за взрыв. А по лорду Гарду выходит, что раз так, то бомбу взорвали российские спецслужбы. И этот взрыв так сдетонирует ситуацию, что даже товарищу Сталину мало не показалось бы. Вы только представьте себе: из года в год идет война в Чечне, гибнут русские парни, и Путин не может овладеть ситуацией; и вдруг – мораторий и предложение мирного договора при условии отделения республики, а в ответ на молчание – взрыв в метро, идущий, по умолчанию, на счет спецслужб. Что, устоит президент? Усидит в своем кресле?
Да в такой ситуации даже «улежать» будет сложно, не то что усидеть и тем более устоять… И все это, если воспользоваться лексикой Муратова, называется «мы придумали целую историю».
Между прочим, именно так не только истории, но и История пишется.
Алтайский след Березовского
Чтобы понять, к чему я всё это вспоминаю и на что намекаю, надо освежить в памяти еще один скандал – уже небольшой, местного значения, но получивший все же без преувеличения глобальный резонанс.
А я говорю, конечно, о событии, произошедшем в Барнауле 5 декабря прошлого же года и потянувшем за собой целый ряд событий помельче, но вытянувших в итоге средних размеров информационную акулу.
Тогда на площади Советов прошел организованный ветеранами чеченской войны митинг в защиту президентских инициатив по борьбе с терроризмом и одновременно против предложений депутата ГД от Барнаула В. А. Рыжкова о переговорах с чеченскими террористами. На этом митинге был выставлен вполне в либеральном духе плакат, изображавший депутата Рыжкова между бандитами Масхадовым и Басаевым, и каждый фото- или телекорреспондент мог всё это фотографировать и распространять согласно закону о печати и средствах массовой информации. А каждый зритель или читатель мог видеть на данном плакате еще более либеральную надпись: «С кем вы, Владимир Рыжков?» Только и всего!
То есть Рыжкову, к которому это было обращено, всего-то и надо было ответить на простой вопрос – и всё, проблема была бы снята.
Но он промолчал. Почему – я, честно сказать, не понимаю. Ответил бы хоть что-нибудь – так, походя, не поворачивая головы… Нет, промолчал.
И молчал даже тогда, когда на противоположной стороне той же площади день за днем стоял пикет с тем же плакатом. То есть, казалось бы, время подумать было.
И Рыжков подумал и… придумал письмо алтайских журналистов в защиту демократии и самого себя от кремлевских политтехнологов. Решил ноль помножить на ноль. Это гениально!
Журналисты же в простоте сообщили публике, что митинг и пикет, а равно и появившиеся в газетах антирыжковские публикации, – это заказ кремлевских политтехнологов. Следом они пожаловались, что и на них тоже вышеупомянутыми политтехнологами оказывалось «беспрецедентное давление», но они устояли, поскольку не позволят «оболванивать народ», а демократию так любят даже больше, чем Рыжкова. В общем, под письмом было собрано круглым счетом 120 подписей, с чем всех и каждого можно только поздравить. Но мне заодно хочется еще и спросить у подписантов: что это за беспрецедентное давление такое, что на него всякий бродяга журналист может наплевать, а затем вдобавок болтать о своем героизме на каждом углу? В чем оно выражается и на кого именно оказывалось?
Впрочем, эти вопросы были заданы тотчас после публикации письма, однако ни одного ответа на них ни от кого до сих пор не получено. В связи с этим последний – уже риторический – вопрос: вы, господа, вообще-то понимаете, под чем подписываетесь?
Впрочем, о чем можно говорить, если депутат ищет прокурорской защиты от своих избирателей, а журналисты борются против оболванивания народа! Это ж сумасшедший дом!
(Небольшое отступление в скобках. Вслед за журналистами, как теперь известно, подписи стали собирать и барнаульские актрисы. Вообще говоря, если с журналистов спрос невелик, то уж с актрис и взятки гладки. Однако вслед за актрисами потянулись ученые из, как они выражаются, классического университета. Ну, теперь-то мы видим, какой он классический…)
А Рыжков тем временем не дремал. 17 декабря он провел пресс-конференцию, на которой выразил благодарность медиа-сообществу Алтая за оказанную поддержку и отметил, что «заявление алтайских журналистов стало новостью не только на Алтае, но и в Москве» и что «подобных акций еще не было в истории российской журналистики». Кроме того, депутат напомнил, что ждет ответа от краевой прокуратуры, куда 7 декабря направил заявление по поводу митинга и пикета. По его мнению, эти действия должны рассматриваться как уголовное преступление («клевета в адрес должностного лица в особо тяжкой форме»).
И еще депутат сообщил, что его юристы готовят судебные иски к СМИ, опубликовавшим клеветнические материалы.
Для начала отметим, что среди публикаторов «клеветнических материалов» была и газета «Деловой курьер Алтая», которая до сих пор никаких извещений из судебных инстанций не получала. Далее: иск Рыжкова к ветеранам чеченской войны оставлен прокуратурой края без удовлетворения, поскольку в вопросе, заданном депутату («С кем вы, Владимир Рыжков?») и в выступлениях на митинге никакой клеветы в адрес должностного лица, тем более в особо тяжкой форме, не оказалось и оказаться не могло. А вот иск ветеранов к Рыжкову, назвавшему их криминалитетом, как раз в соответствующих инстанциях пока еще рассматривается, и какое решение будет вынесено по нему – неизвестно.
Толпа года
И вот мы подходим к главному. Как раньше в пользу бедных объявлялась подписка, так и теперь богатые московские либералы решили поддержать своих бедных провинциальных родственников. Короче говоря, одна из московских газет объявила, что поскольку в ее арсенале есть номинация «человека года», то она намерена номинировать на нее барнаульских подписантов.
Газете заметили, что подписантов-то уж больно много – 120 человек.
– А! – будто бы отмахнулась газета, – всех и номинируем! Тем более что никто не заставляет нас платить им по итогам этой самой номинации.
И, если верить последним сведениям из столицы, уже номинировала. Всех чохом. А кого стесняться: своя рука – владыка!
Так в Барнауле появилась целая толпа «людей года».
И эта толпа время от времени появляется в Интернете, но выглядит чаще глупо, чем смешно.
Однако подавляющему большинству горожан, далекому от «новой элиты», всё это до лампочки. А жаль! Дело в том, что рано или поздно это может коснуться каждого.
Уже касается!
Или кто-то думает, что митинги против монетизации – это проявление народной стихии? А сама монетизация, в том виде, в каком она началась, – это реализация задуманного?
Впрочем, вернемся к нашим баранам. А наши журналисты, не предвидя публикации разговора Березовского с Муратовым, в свое время охотно раструбили на весь свет, что газета, которая выявила легендарную «толпу года», как раз и называется «Новой газетой». Но вот только теперь выясняется, что ее редактор, Дмитрий Муратов, ведет переговоры со своим издателем – лондонским сидельцем Борисом Березовским. И вместе они, как внимательный читатель уже понял, готовят нам то, что в домашнем обиходе называется государственным переворотом. Ах, как нехорошо!
Но «толпа года» ведет себя так, словно ее это не касается. Может, она либерально полагает, будто для нее уже заготовлены билеты на трансатлантический лайнер, и в час «Х» она благополучно покинет «эту страну»?
Что ж, попутного ветра. Только где ж взять столько пароходов?..
Однако, полагаю, после отплытия всех политэмигрантов кое-кто в Барнауле всё же останется. И вот их-то внимание я и хочу обратить на совсем простую вещь.
Вы, люди добрые, раз уж не нужен вам «берег турецкий», вникайте, кто именно и о чем говорит с вами в теле- или радиоэфире, кто и о чем пишет для вас статьи в газетах и журналах. И, увидев в этой толпе публикаторов знакомую фамилию, не забывайте, пожалуйста, о том, что они всем нам готовят…
А мы будем ждать от Бориса Абрамовича Березовского ответа на поставленный в названии этих заметок вопрос, и как только он поступит – известим об этом своих читателей.
Анатолий Егоров, "Деловой курьер Алтая", 3 февраля
Смотрите также по этой теме:
Ветераны Чечни обвиняют Владимира Рыжкова в клевете
Депутаты-единороссы считают, что акцию против Рыжкова организовал Рыжков
Редактор "Свободного курса" комментирует статью "Политический флэш-моб по-барнаульски"
Политический флэш-моб по-барнаульски: подпиши письмо счастья