Василий Колташов о политтехнологах: "Политтехнологи – профессия изнутри"
Политтехнологи – профессия изнутри
Происхождение вида
Профессия политтехнолога одна из самых древних в истории человечества. Она зародилась вместе с возникновением государства, одновременно с появлением власти и борьбы за нее. Именно первые политтехнологи создали легенду божественного происхождения царей древнего Китая и фараонов Египта. Именно им принадлежала идея сакрального, магического характера власти. Не секрет, что политические деятели того времени (императоры, цари, министры и полководцы) зачастую сами были талантливыми политтехнологами. Однако в современном виде профессии тогда еще не существовало. Прошло много веков, прежде чем к середине ХХ веке в связи с широким распространением демократии и прогрессом массовой культуры она приобрела свой сегодняшний характер. Тогда же у нее появилось нынешнее название.
Политики и технологи
Политика означает – управление. Политики есть люди, непосредственно занимающиеся управлением обществом. Но чтобы управлять людьми, направлять общественные процессы в экономике, социальной политике, культуре и других сферах, необходимо быть избранным. Нужно чтобы электорат (избиратели) проголосовал за кандидата на политический пост или выбрал партию, добивающуюся прохождения в парламент. И именно здесь возникает потребность в услугах политтехнологов.
Не все политические деятели прибегают к помощи наемных мастеров. Иногда встречаются настолько яркие и одаренные личности, что услуги PR специалистов мало чем могут им помочь. Но масса знаний накопленных современным обществом так велика, а политическая жизнь настолько сложна, что практически политикам очень трудно обходиться без помощи политтехнологов.
Политический PR
Труд политтехнологов состоит в первую очередь из создания общественно привлекательного образа кандидата, партии или уже избранного лица и организации. В этом деле политические пиарщики (в России «слово» PR давно уже стало синонимом политических технологий) используют самые новые и порой самые нестандартные приемы. Например, кандидату целенаправленно вырабатывают местный говор (так было с Кучмой не владевшим украинской мовой), особую походку, изменяют прическу, отращивают или сбривают бороду и усы, заставляют курить плохие сигареты, носить очки в специальной оправе, кепку или шляпу. Точно так же создаются лозунги, плакаты, листовки, стиль газет. Специально осваивается особый литературный слог, которым пишут о кандидате либо партии. Все это делается для того, чтобы приблизить кандидата к избирателю, вызвать у него положительные эмоции и добиться победы на выборах.
Однако, работа политтехнологов это не только формирование у людей позитивных ассоциаций, но еще и труд организаторов, политических управленцев. Зачастую, выполняя заказ, политтехнологи с нуля выстраивают не только предвыборные штабы, но даже целые политические партии, создавая для них программу, стиль, агитационную продукцию, стратегический план и всю организационную пирамиду. Поэтому работу политтехнолога можно сравнить не только с работой продюсера или режиссера, но и с работой архитектора.
Как попадают в касту
Люди приходят в политические технологии из самых разных областей: непосредственно из политики – сделав карьеру в политической партии от простого активиста до руководителя, поступив на работу в предвыборный штаб, аппарат партии или PR контору (чаще всего они маскируются под общественные организации научного типа) как политический менеджер. Как человек организующий работу «полевиков», исполнителей – расклейщиков листовок, например. Или специалист по дизайну, журналистике, написанию речей и сценариев, видео роликам, работе с общественностью и СМИ, психологии, социологии и даже косметологии. Но чтобы стать хорошим политтехнологом этого еще мало. Только пройдя путь от технического специалиста организации до человека способного видеть не только одну область работы, но и полную картину происходящих и предстоящих событий, гусеница может превратиться в бабочку.
Политтехнологу необходимо иметь знания в разнообразных областях. Прежде всего, он должен быть неплохим психологом, разбираться в социологии, знать политическую историю, понимать искусство, ориентироваться в литературе и журналистике. Но все это не всегда присуще даже крупным фигурам политических технологий.
Если он черный, а не белый?
Серьезной проблемой в работе политтехнологов является черный PR. Не все PR организации пользуются грязными технологиями, но всем приходится сталкиваться с ними. И что делать, если основной конкурент, от лица кандидата, за положительный имидж которого ведется работа, поздравил 30-45 летних избирательниц с днем пожилого человека, либо распространил фальшивые фотоснимки, или дезинформирующие листовки, и невозможно привлечь его к ответственности?
Именно в таких острых моментах и проявляются способности политтехнолога. Заранее зная, что возможно все, хороший специалист заблаговременно позаботится о наличии парочки подставных кандидатур от лица которых можно публично обвинить конкурента, не опасаясь за снятие избирательной комиссией основного кандидата. Который, кстати, может даже выступить в защиту противника, заработав очки как порядочный человек. В то время, как его «подставки» попутно разъясняя ситуацию избирателям будут нападать на конкурирующего кандидата за нечестную игру.
Деньги – неизбежный элемент
Политтехнологи работают в специальных коммерческих организациях занимающихся политическим PR-ом, либо в политических партиях, или у конкретных политиков. Их заработная плата варьируется от 1000-3000 долларов в месяц, технические специалисты и политические менеджеры не высокого уровня (начальники районных организаций и районных предвыборных штабов) могут зарабатывать 500-1500 долларов в месяц. При этом во время реализации крупных PR заказов денежные доходы политтехнологов и технических специалистов могут многократно возрасти. На последних выборах в Государственную Думу даже менеджеры звена районных предвыборных штабов в ряде политических партий получали по 5000-10000 долларов в месяц, добросовестно разворовывая фонды.
Незастрахованный азарт
Умение угадывать ходы противника, правильно оценивать ситуацию, действовать быстро и решительно – вот те качества, которыми должен обладать человек этой профессии. Но этот основной «инструментарий» не всегда присущ специалистом PR сферы. Зачастую, рассматривая свое дело как бизнес не требующий конкретного результата, политтехнологи просто сосредотачиваются на поглощение средств – фондов, а не на достижении целей. И когда политические игры и азарт борьбы захватывают заказчика настолько, что он перестает следить за тем, что делают нанятые им специалисты, наступает самый рискованный момент. Момент в который можно все потерять. Потерять потому, что, несмотря на должную этику и профессионализм (всего этого у политтехнологов может и не быть) соблазн слишком уж велик. Такой окрас приняли выборы на Украине, где шквал специалистов из России не успевал делать PR и деньги одновременно.
Василий Колташов, Руководитель Сибирского отделения Института проблем глобализации, специально для ТАЙГИ.info
Другие публикации Василия Колташова:
Русская бюрократия, строгий костюм и сексуальное подавление
Политическая кухня России. Государственная Дума экономит на вкусном. Зачем и почему?
Молодой "зюгановец" Василий Колташов отвечает "псевдокомсомольцам" из РКСМ
Об авторе:
Василий Колташов
Руководитель Сибирского отделения Института проблем глобализации (ИПРОГ)
Родился в городе Новосибирске в 1979 году.
Закончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС).
Преподавал политологию, в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. Автор ряда исследований по политологии, психологии, истории и культуре. Журналист, аналитик.
В годы студенчества вступил в КПРФ. Был избран секретарем райкома по работе с молодежью, позже стал членом Новосибирского областного комитета КПРФ.
В период с 1999 по 2001 год принял активное участие в предвыборных компаниях федерального и местного значения.
В 2001 году был избран Председателем исполкома Народно-патриотического союза России (НПСР) Новосибирской области. Параллельно возглавил Новосибирское отделение Всероссийского народного туристского общества.
2002-2004 году работал редактором сайта Новосибирского обкома КПРФ http://kprf.nsk.su, принимал участие в предвыборных компаниях. Осенью 2002 года стал Первым секретарем Новосибирского обкома СКМ РФ, весной 2004 года – членом ЦК СКМ РФ.
В мае 2004 года возглавил Сибирское отделение ИПРОГ.
О ИПРОГ http://iprog.ru
Институт проблем глобализации (ИПРОГ) основан экономистом Михаилом Делягиным, который и стал его первым директором, а в настоящий момент остается председателем Попечительского совета. С апреля 2002 г. директором института является социолог Борис Кагарлицкий.
ИПРОГ – хорошо известная в России и за рубежом автономная исследовательская некоммерческая организация, ориентированная на активное участие в общественной жизни. Занимая позицию «слева от центра» она стремится быть открытой для различных проектов и представителей разных взглядов, объединенных общим критическим отношением к неолиберализму, ориентацией на принципы социальной справедливости, политической демократии и интернационализма.
Представляя небольшой высокопрофессиональный коллектив исследователей и аналитиков из различных общественных, государственных, политических и экономических структур, ИПРОГ занимается изучением комплекса проблем порождаемых процессами глобализации. Институт проводит различные семинары и конференции, способствует политическому образованию активистов левых, экологических, правозащитных и профсоюзных организаций, содействует публикации книг и т.д.
Изучая мировой опыт, сотрудничая со многими западными организациями аналогичного направления, институт считает своей основной задачей анализ российской ситуации и поиск решений к ней. Признавая обреченность в XXI веке национальной утопии в одной отдельно взятой стране, ИПРОГ видит будущее России в обновлении и открытом развитии.