Ралиф Сафин обижается, что лапшинисты называют его дома «кошарами», а ситуацию в республике считает «неудовлетворительной»
18 марта в Республику Алтай с рабочим визитом прибыл член Совета Федерации Ралиф Сафин. В тот же день он провел пресс-конференцию, закрытую встречу со своими «избирателями» – депутатами Эл Курултая республики – а на следующий день совершил поездку в Чойский район.
В малом зале республиканского парламента к назначенному часу оказались журналисты практически всех СМИ республики. Были и просто любопытствующие. Когда все были в сборе, появился господин Сафин в сопровождении спикера Госсобрания Игоря Яимова. Они вместе сели во главу стола.
Ралиф Сафин объявил, что его приезд является плановым. Правда, ранее его план был несколько иным – он намеревался приехать в республику на очередную сессию Эл Курултая 31 марта. Однако в этот же день состоится сессия Совета Федерации. А сейчас, по словам сенатора, пропускать без уважительной причины заседания верхней палаты нельзя. «Дисциплина подтягивается в Москве, подтягивается», - сказал он.
Повысить дисциплину в органах управления, как известно, призваны реформы, которые сейчас происходят по инициативе президента страны. Это и реформа системы госвласти, и реформа местного самоуправления, и получившая наибольший резонанс реформа социального обеспечения. Вот именно с оценки хода монетизации льгот господин Сафин и начал свою встречу с журналистами.
- Общество было не готово к принятию такого закона, - сказал сенатор. - К моменту его принятия не был окончательно решен вопрос о распределении полномочий между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления. Конечно, был пройден важный этап в этом направлении – изменен порядок избрания губернаторов. В связи с этим многие руководители регионов будут меняться. Идет омолаживание власти, в региональную власть приходят люди, которые хорошо ориентируются в рыночной экономике. Одним словом, происходят замена губернаторов старой закалки.
Любая власть, на любом уровне, должна опираться на финансы, считает миллионер Сафин: «Власть без денег – это не власть. Ничего толкового местная власть не сможет сделать, если у нее нет денег, и она в силу этого зависима от вышестоящего начальства. Тогда глава района или мэр превращается в просителя, в подхалима, становится либо угодным, либо неугодным для вышестоящего руководства. Сейчас все эти отношения только приводятся в порядок».
Одна из главных задач государства сегодня – это борьба с бедностью. Именно в этом контексте и нужно заниматься реформой льгот. «Нет такого понятия в мире – льготы, - уверен наш сенатор. – В цивилизованном мире есть высокая заработная плата, которая позволяет человеку самому покупать жилье, машины, отдыхать. А в России льготы ведь появились от плохой и бедной жизни. Поэтому решение задачи борьбы с бедностью приведет и к снятию вопросов по льготам».
На данном этапе, пока бедность еще существует, любой человек должен иметь право – получать деньги или льготы в натуральном виде. «Для Москвы и для Республики Алтай восприятие льгот очень разное, - сказал господин Сафин. – Люди, живущие в республике, очень редко пользовались льготами. Если бы вовремя платили компенсации, если бы можно было купить весь набор лекарств, люди, наверное, выбрали бы в первую очередь деньги. Но в любом случае, с учетом региональных особенностей, нужно дать льготникам право выбора».
Уже больше месяца официальные СМИ рассказывают, насколько плохие дома сенатор Сафин построил в Новом Бельтире. В одной газете они даже названы «кошарами». Совсем недавно другое издание рассказывала о том, как холодно и неуютно живут в доме № 38 по улице имени сенатора.
Если честно, корреспондент ТАЙГИ.info сомневался, что господин Сафин сам поднимет эту тему. Однако после оценки хода монетизации льгот сенатор заявил: «Обо мне писали плохое, говорили, что я построил людям плохое жилье. А ведь построить дом – это еще не все. Нужно, чтобы вокруг дома была вся инженерная инфраструктура – вода, электричество, чтобы была социальная инфраструктура – детсады, магазины, автобусное движение. Они не хуже, хоть в два-три раза дешевле мне обошлось их строительство. И рабочая комиссия их приняла. Я их построил в срок».
«При этом я построил жилье тем людям, которые даже не попали в списки на восстановление жилья. Эти люди жили на животноводческих стоянках, и о них забыли. Если бы эти люди в результате не получили жилье, то был бы социальный взрыв», - считает Сафин. – «У меня нет претензий к строителям. Я нашел пять подрядных организаций, которые, кстати, строили дома и на бюджетные деньги. Мы сумели построить дом за 375 тысяч рублей, в то время как эти же подрядчики строили такие же дома на бюджетные деньги, стоимость строительства там составила от 800 тысяч до 1 млн. рублей.
«У меня такое ощущение, что если бы не было в РА землетрясения, то и не чего было бы писать о республике. Уже более года республика живет этим землетрясением и ликвидацией его последствий, это привлекает внимание федеральных властей. Такое ощущение, что вся республиканская власть сегодня занимается только ликвидацией последствий землетрясения, забыв о других своих задачах. Уже и окружная прокуратура занимается этими вопросами. Все это, конечно, сотрясает республику. Но, видимо, все претензии правоохранительных органов обоснованы и объективны. Все что делается в России и в Республике Алтай – это объективно и правильно».
В беседу включился спикер Госсобрания Игорь Яимов, который напомнил, что господин Сафин выделил 36 миллионов рублей в качестве гуманитарной помощи в первые же дни после землетрясения. Половина средств была направлена на приобретение медицинского оборудования, другая – на строительства домов в Новом Бельтире.
«Вся эта шумиха вокруг сенаторских домов неприятна. Получается, что сенатору было бы проще просто купить оборудование, чем строить жилье. И вообще по поводу оборудования хотелось бы сказать, потому что наши СМИ мало внимания уделили этому факту, - с обидой в голосе сказал спикер. – Эта самое современное рентгенодиагностическое оборудование и наркозная аппаратура была поставлена в больницы Кош-Агача, Акташа, Шебалино и Онгудая. А в общем жители Бельтира прекрасно понимают, почему появляются подобные материалы. Несмотря ни на что они благодарны Ралифу Рафиловичу. Сход жителей села Бельтир принимал соответствующее ходатайство, и есть обращение Кош-Агачского районного совета о награждении сенатора высшей наградой Республики Алтай. Теперь дело за главой республики»…
- Чернила кончились, наверное, - пошутил сенатор.
По мнению сенатора Сафина, экономическое и социальное положение республики неудовлетворительно. Однако у республики есть один шанс – это празднование 250-летия вхождения алтайцев в состав Российского государства, которое состоится в 2006 году. «Я не думаю, что будут другие такие шансы, - сказал он. – Мы должны подготовиться к этому очень серьезно. Нужно обязательно добиться того, чтобы сюда приехал президент России. Нужно устроить серьезную презентацию проектов, а не заниматься исключительно последствиями землетрясения на уровне прораба».
С приходом нового полпреда ведется серьезная работа по составлению программы экономического развития Сибири. Сформирован даже специальный совет, но в него глава республики не вошел, но в числе членов совета – спикер Госсобрания Игорь Яимов.
В этой программе будет уделено место и развитию Республики Алтай. Как сообщил сенатор Сафин, основные ее положения будут озвучены на специальном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, который пройдет в июне.
«Есть три ключевых момента, которые необходимо отразить в этом документе и на уровне федеральных программ. Во-первых, это газопровод. Второе. Сейчас обсуждается очень смелый проект строительства железной дороги через республику на Китай. Китай – это страна 21 века. Третья задача – строительства ГЭС на Катуни. Здесь необходимо привлечь очень серьезные инвестиции. Это возможно осуществить только на уровне федеральной программы. Не знаю, насколько российский бюджет сегодня готов к этому проекту».
Хотя бы один из этих проектов, по мнению Сафина, можно протолкнуть, используя празднование 250-летия вхождения алтайцев в состав России. «Мы должны показать республику, но не на уровне меда и бальзама, песен и плясок, а на уровне нашего потенциала, - считает сенатор. – Что мы можем показать? Какие серьезно проработанные проекты мы можем презентовать?». Судя по тону члена Совета Федерации – никакие. Однако опускать руки еще рано, ведь «пока еще время есть».
У журналистов были вопросы к сенатору. Корреспондент ИТАР-ТАСС Сергей Темеев поинтересовался, как господин Сафин прокомментирует заявление бывшего главы республики Семена Зубакина о том, что дни нынешнего руководителя региона Михаила Лапшина на своем посту сочтены. «Зубакин же занимает в Москве большой пост, дружит с министром финансов Алексеем Кудриным», - поделился своим видением степени влиятельности Зубакина господин Темеев.
«Я не могу сказать, с кем он дружит, так как не общаюсь с ним, - ответил Сафин. – Я с ним встречался когда стал сенатором, он приходил ко мне знакомится. Так что я не могу комментировать слова Семена Ивановича. Но закон, как вы знаете, позволяет теперь кого угодно снять.
Людмила Варванец из ГТРК спросила, состоит ли сенатор ли вы в какой-нибудь политической партии. «Не состою, - ответил он. – В 1989 году я вышел из коммунистической партии, которой прослужил 12 лет. Можно, конечно, с пафосом сказать – президент не состоит в партии, и я тоже не состою. Но не буду так говорить. Просто при мне одни и те же люди за всю историю новой России поменяли четыре-пять партий. Сначала партия называлась «Наш дом – Россия», потом «Отечество», еще что-то, «Единая Россия»… Завтра скажут, что в «Зеленые» надо, они в зеленые пойдут. Вот поэтому я не вступаю в нынешние партии. Сейчас в обществе еще нет народной партии. Должна же быть партия, которая любит народ, а не только любит власть».
- А если вам предложат пост главы республики?.. – многозначительно полусказала-полуспросила Людмила Варванец.
- Если президент России скажет – иди работай, пусть в республике все будет стабильно и спокойно, что это переходный этап в твоей жизни перед Башкирией... Ведь меня интересует Башкортостан. Я там родился, жил. А вообще нужно готовить местные кадры. Никто из приезжих не сможет помочь республике. Конечно, я готов помогать на каком-то этапе, готов даже быть советником главы республики, но нужно растить своих.
Семен Танытпасов из «Алтайдын Чолмоны» поинтересовался, как сенатор относится к покушению на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, которое произошло незадолго до приезда Ралифа Сафина в Горно-Алтайск.
- Я довольно хорошо знаю Анатолия Чубайса, мы с ним общаемся время от времени. Не думаю, что это политический заказ. Скорее всего, покушение связано с ситуацией в РАО ЕЭС. Ведь РАО ЕЭС – одна из богатейших структур в России, оно является монополией. Сегодня есть план реформирования отрасли, линии электропередач, производственные мощности планируется выделить в отдельные структуры. Может быть, на базе этих планов был какой-то конфликт, но я абсолютно исключаю политический заказ. Думаю, уже в ближайшее время правоохранительные органы ответят на все вопросы. Но сам факт просто вопиющий – принародно, на оживленной дороге, покушаются на жизнь одного из самых влиятельных людей России.
Корреспондент «Постскриптума» Александр Тырышкин спросил, большой ли ущерб нанес сенатору пожар в бане его особняка, который находится недалеко от Соузги по соседству с трехзвездочным «Киви-Лоджем». Пожар произошел накануне состоявшейся 25 февраля сессии Госсобрания, и «Постскриптум» выдвинул версию, что перед этим в бане руководство Госсобрания и скандально известный предприниматель Павел Федулев обсуждали, как именно следует отправить главу республики Михаила Лапшина в отставку.
- Я ничего не могу сказать о причинах пожара, - ответил Ралиф Сафин, - этим занимается МВД. Этот объект охранялся, хотя им и редко пользуются. Здесь живут высокие гости, приезжающие в республику – например главный санитарный врач Онищенко, делегация из Татарстана. Там почти никто там не бывает.
- В бане никто не сгорел? – спросил Александр Тырышкин.
- Нет, конечно, слава Богу.
- Ходят слухи, что перед тем, как баня сгорела, в вашей гостинице проживал Павел Федулев, известный уральский предприниматель, - сообщил сенатору ваш корреспондент.
- Я не знаю никакого Федулева, - ответил Ралиф Сафин.
ТАЙГА.info