Обратится ли Толоконский к народу за помощью против «Единой России»? Алексей Мазур о выборах
Решается судьба новосибирской власти
Схваткой бульдогов под ковром называл Черчилль борьбу за власть среди кремлевских руководителей. На 15-м году построения демократии в России мы пришли примерно к той же степени гласности в деле распределения властных полномочий.
Прекрасной иллюстрацией служат начавшиеся выборы в Новосибирский областной Совет. При внешнем спокойствии и благодушии, сопровождаемом обычной трескотней предвыборных обещаний и межпартийных дрязг, в Новосибирской области разворачивается нешуточная борьба. Схватка не на жизнь, а на смерть, на кон которой поставлен вопрос – кто будет править областью в следующие несколько лет?
С одной стороны, исход этой борьбы будут решать голоса избирателей. Те немногие, кто еще видит что-то позитивное в политическом развитии России, могут сказать: «вот видите, демократия у нас работает, ведь именно избиратель решает исход выборов!». Но увы, избиратель используется противоборствующими сторонами «втемную». Стороны соревнуется не в том, кто лучше выразит интересы избирателей, а в том, кто лучше овладел средствами манипуляции и обмана и у кого больше «административный ресурс». Ложь стала сегодня источником власти.
Так между кем же развернулась эта ожесточенная борьба? Для человека, мало следящим за политической жизнью в Новосибирске ответ выглядит парадоксальным. Борьба идет между региональным отделением партии «Единая Россия» и областной администрацией.
«Как же так?» - спросит наблюдатель – «ведь губернатор Толоконский и председатель облсовета Леонов только что вступили в Единую Россию? Да и ближайший сподвижник Толконского Беспаликов уже давно входит в политсовет ЕР?».
Ну а чего вы хотели? Открытой борьбы и громких политических заявлений? Выступления Виктора Толоконского в прямом эфире со словами «Братья и сестры, страшная угроза нависла над нашей родной областью»? Нет. Конечно же мы будем видеть с экранов рукопожатия лидеров ЕР Карелина и Целько с Толоконским и уверений в том, что никаких принципиальных разногласий между ЕР и Толоконским нет.
Принципиальных разногласий, и правда, нет. Что простого избирателя надо держать подальше от вопросов дележа власти, что власть – это приносящий деньги ресурс, что надо прилюдно молиться на «вертикаль власти» и бить челом в Кремле – с этим согласны обе стороны. Разногласия у сторон только в одном: КТО и КАК будет делить в области деньги и власть.
Виктора Александровича на этот раз подвела его суперосторожная позиция. До сих пор он успешно уклонялся от публичного вступления в какие-либо партии. Даже в партии власти. И до сих пор оказывался прав. Где сегодня эти «Выборы России», НДРы, ОВРы, и их мелкие спутники вроде позабытой уже партии ПРЕС? До сих пор это были одноразовые проекты, использовав которые, власть тут же бросала их на произвол неблагодарного избирателя.
Кто бы мог подумать, что наспех сколачиваемое Березовским под выборы 1999-го года «Единство» не будет такой же одноразовой партией? Что со сбежавшими под ее крыло политическим жуликами, которым не нашлось места в других, более приличных партиях, придется считаться?
Но прошло время, мелких жуликов в Единой России оттеснили крупные финансовые и бюрократические тузы. Как упустил этот момент Толоконский? Почему не прибрал к рукам отделение самой важной партии? Можно лишь строить догадки. Наверно, не сторговались.
Наверно, областная администрация, используя метод «кнута и пряника», взялась в 2003-м году за кнут и вступила в тактический альянс с КПРФ. Провал ЕР на выборах в ГосДуму в 2003-м году в Новосибирской области был ошеломляющим. По округам от «партии власти» не прошел никто. Новосибирское телевидение в лице НТН-4 методично «валило» кандидатов ЕР. В результате от Новосибирской области по округам прошли два коммуниста, один аграрий и диктор НТН-4 Насташевский, ставший в последующем членом РПР.
Логично предположить, что после такого провала предлагалось сменить руководство новосибирской ЕР на более близкое администрации. Однако конфликт продолжал нарастать и события 2003-го года только увеличили счет к Толоконскому со стороны ЕР.
Вмешались и новые факторы.
В прошлом году был принят новый порядок «избрания» губернаторов. Точнее – назначения. Теперь кандидатуру губернатора предлагает Президент РФ, а утверждает областной Совет. В начале этого года устами Глеба Павловского всем губернаторам было предложено сложить с себя полномочия и подать свою кандидатуру на внесение Президентом по новой процедуре. Виктор Толоконский не стал слагать с себя полномочия и тем самым отказался «войти в команду президента», как называл это Павловский. Видимо, особой уверенности в том, что его переназначат, у Толоконского и его окружения нет. С этого момента чрезвычайное значение обретает контроль над Областным Советом. Если Толоконский и К получают контроль над депутатским корпусом, у них появляется весомый козырь для торговли.
Понимают это и в ЕР. И хотят заполучить этот козырь себе.
Кто заказывает музыку?
По слухам, смещения Толоконского добиваются Александр Карелин, полпред Анатолий Квашнин и главный политтехнолог новосибирской ЕР Виктор Игнатов. К сожалению, мы вынуждены питаться слухами, так как эра публичности в нашей политике прошла. Карелин является координатором ЕР по Сибирскому федеральному округу. Не исключено, что им двигают собственные амбиции. Если не у него самого, то у многих в его окружении должна была появиться мысль о губернаторском кресле.
Мотивы Квашнина менее понятны. Зная характер и стиль руководства Квашнина и Толоконского трудно поверить, что они найдут общий язык. Квашнин – военный, привыкший к строгой иерархии и беспрекословному подчинению. Толоконский – мастер интриги и многоплановой борьбы. И когда Квашнин пытается «продвинуть» вертикаль власти в Новосибирскую область, он, скорее всего, встречает полную лояльность на словах и бюрократический саботаж на деле.
По поводу Квашнина и Карелина мы можем только строить догадки. По поводу же Игнатова никаких догадок не нужно. Им движет не только желание урвать кусок пирога, но и уязвленное честолюбие. Ибо в свое время Игнатов был вышвырнут из властных коридоров Новосибирской области, потом подвергнут телевизионной обработке в ходе избирательной кампании в ГосДуму в 2003-м году, а в довершении всего этого областная власть отдала мандат депутата его противнику коммунисту Локтю, хотя на выборах, по данным штаба самого Игнатова, победил кандидат «Против Всех».
Два года Игнатов копил силы, плел сети и собирал врагов Толоконского. И вот час мести настал. Хотя Игнатов занимает скромное место в партийном списке ЕР, но выше него стоит Николай Мочалин (еще весной собиравшийся возглавить в Новосибирске «Родину»), хорошо «сидящий» в своем округе, и он наверняка пройдет без списка, пропустив в областной Совет Игнатова. Именно Игнатов сегодня определяет направление агитации и собирает деньги на кампанию, продавая проходные места. Он даже претендует в случае победы на пост председателя Областного Совета.
Думаю, практически при любом исходе выборов, Игнатов будет отодвинут от рычагов управления. Он нужен бонзам ЕР в момент конфликта, но, как только улягутся страсти, надо будет делить и утрясать и Игнатова уберут на «запасной путь» со всеми почестями и отступными. Но пока Игнатов – на коне и именно он самый опасный и непримиримый противник Толоконского.
Союз меча и орала
Что же остальные партии? Их позиция очень важна, ведь теперь половина мест в областном Совете распределяется по партийным спискам. И тут мы становимся свидетелями возникновения «объединенной оппозиции». Практически все партии от КПРФ до СПС, включая ЛДПР, «Родину» и аграриев едины в своем неприятии «Единой России». Сбылась мечта непримиримых оппозиционеров – создан единый антиправительственный фронт!
Только при ближайшем рассмотрении мы видим фронт марионеток, которых дергает за веревочки Алексей Акимович Беспаликов, по совместительству вице-губернатор, кандидат в депутаты областного Совета и претендент на пост председателя Совета. И как вы помните – член политсовета регионального отделения ЕР.
Еще на старте избирательной кампании Беспаликов сказал, что областная администрация поможет всем партиям.
И действительно, помогли. И не только морально.
Моральная помощь выразилась в кадровом укреплении партийных списков. Мы видим в списках самых разных партий высокопоставленных чиновников и близких к областной администрации бизнесменов. Так еще в начале года во главе новосибирского отделения ЛДПР встали Виктор Старков и Анатолий Кубанов, исключенные в свое время из ЛДПР за то, что «перебежали» к Толоконскому во время конфликта между фракцией ЛДПР в Горсовете и мэром Новосибирска (тогда – Толоконским). Теперь они не только сами идут во главе списка ЛДПР в облсовет, но и ведут туда Покровского – заместителя и старого соратника Толоконского.
В списках «Родины» мы видим представителей среднего бизнеса (а бизнес в нашей области невозможен без благословления чиновников), медицинских работников и директоров заводов, а также таких представителей номенклатуры, как Владимир Жмулев (два месяца назад пытавшийся пристроиться к республиканцам).
Хотя в списках КПРФ и аграриев влияние администрации прослеживается не так очевидно, мы видим в последние несколько лет успешное сосуществование отделения КПРФ с областной администрацией. КПРФ не выдвигала своего кандидата на губернаторских выборах, получив поддержку на выборах в ГосДуму. Из КПРФ были исключены «жесткие оппозиционеры» вроде Михаила Титова и Владимира Булычева. На выборах в горсовет администрация «разводила» округа с коммунистами. И в конфликте между администрацией и ЕР вряд ли коммунисты займут сторону ЕР. И сейчас информационное сопровождение КПРФ в областных и городских СМИ идет на одном уровне с «Единой Россией», что очень много говорит для тех, кто знает цену и значение телеэфира и газетных площадей.
«Объединенный список Яблока и СПС», а на деле – список СПС с включенными в него «яблочниками» сформирован без представителей администрации. Но администрация вполне может рассчитывать на «договороспособность» большинства вошедших в список.
Печальная история произошла с «Партией пенсионеров». Будучи «партией-муляжом», она имела неосторожность победить на выборах в Томске «Единую Россию». После чего практически одновременно произошло несколько событий: сменилось федеральное руководство партии (не вполне добровольно), главный спонсор ПП в Новосибирске господин Виктор Литуев под давлением полпредства и местных властей сделал поспешное заявление, что уходит из политики, а список Партии Пенсионеров не был зарегистрирован облизбиркомом. Произошло это после совещаний под руководством полпреда президента Квашнина, на которых был проявлен неподдельный интерес к новосибирскому отделению Партии Пенсионеров и его перспективам на выборах.
Что скажет папа?
В «Алисе в Зазеркалье» есть эпизод борьбы между Львом и Единорогом. «А за что они дерутся?» - спросила Алиса у Короля. «За мою корону» - ответил Король. «И что, победитель ее получит?». «Конечно, нет, с чего ты взяла?».
Примерно в такой же ситуации находятся противоборствующие стороны. Как бы не распределились голоса в ходе выборов, а вносить кандидатуру губернатора будет Президент. И трудно представить состав областного Совета, который пошел бы на самороспуск хоть ради Толоконского, хоть ради Карелина.
Сегодня время беспринципных дельцов от политики, прикрывающих демагогией свои неприглядные дела. Никто из них не станет жертвовать чем-то ради других. Сегодня они клянутся в верности, завтра предают. И если ЕР скажут завтра из Кремля – «Выдвигайте Толоконского», они его выдвинут. А если скажут сторонникам Толоконского – «Вот вам Иванов Иван Иванович из Санкт-Петербурга» - покручинятся и проголосуют. Типичный пример – Леонов, который в свое время был «поставлен» председателем облСовета Мухой, потом прекрасно уживался с Толоконским, а теперь идет вторым номером в списке ЕР.
Подобное «качество» нашей политической «элиты» уже привело к своеобразному двоевластию в районах Новосибирской области. Исполнители на местах не знают, какому богу молиться. С одной стороны, Толоконский - действующий губернатор. С другой – кандидатуру нового губернатора будет предлагать Президенту победившая на выборах партия (читай – ЕР). То есть, с ЕР лучше не ссорится. Вот и пришлось Толоконскому вступать в ЕР, подобно лисице, заметающей следы.
Хотя Кремль практически при любом исходе выборов может провести свою кандидатуру, у него нет четкого понимания того, что на деле творится в регионах. Обжегшись на монетизации, Кремль крайне осторожно подходит к делу смещения губернаторов, опасаясь спонтанных или инспирированных выступлений.
Крайне нежелательно для Кремля создать прецедент отказа регионального законодательного органа утвердить ставленника Президента. Поэтому Путин переутвердил большинство губернаторов, прошедших новую процедуру.
С другой стороны, Кремлю надо проявить жесткость к тем, кто не был достаточно лоялен и не захотел «войти в команду Президента». И Толоконский несомненно, в «зоне риска». Поэтому от исхода выборов в областной Совет зависит и позиция Кремля. Если ЕР докажет слабость позиций Толоконского – его смещение весьма вероятно.
Хотя в своих последних назначениях Кремль все чаще прибегал к «неожиданностям». Вполне вероятно, что «главный приз» достанется кому то, чье имя нам даже и в голову не приходит, как это было в Нижегородской и Иркутской областях и в Алтайском крае.
Не исключено, что Толоконского оставят на своем посту, выкрутив ему руки и взяв с него все возможные клятвы верности (а также отобрав еще пару заводиков).
Кто бы из них не победил – мы проиграем
Стоит ли вдаваться в рассуждения, «что лучше – власть феодальных баронов или абсолютизм?». Избирательная система России полностью выродилась и все меньше и меньше имеет отношения к волеизъявлению граждан. Избирателю надо требовать смены всей избирательной системы, а не мучиться от выбора, кто из обманщиков менее противен.
Когда в средние века за власть дрались феодальные бароны и король, это была честная борьба и никто не скрывал сути происходящего. Сегодня же российский правящий класс пичкает общество ложью и решает свои проблемы под ковром.
Какую бы красивую вертикаль власти не построили, она рухнет, если фундамент у нее - ложь.
Алексей Мазур, ТАЙГА.info