Алексей Мазур о случае в Челябинске и дедовщине

26 Янв 2006, 19:13


Дедовщина - поразительно живучая и устойчивая система, если учесть, через сколько "поколений" солдат она прошла и сохранилась. Успешно она "пережила" и несколько кампаний по своему искоренению.

Человек, ни разу не побывавший в армии, тюрьме, ГУЛАГе или в общежитии ПТУ, зараженном аналогом "дедовщины", не в состоянии представить, как цивилизованные люди, живущие с ним рядом, могут вести себя подобным образом.
Но каждый новобранец попадает во власть "дедовщины" еще не придя в военкомат. Он уже знает, что его это ждет и утешает себя только одной мыслью "все же как-то служат".

Придя в часть, он сразу попадает в армейскую мясорубку, превращающую столь разных молодых парней в одинаковых стриженных налысо испуганных цыплят в мешковатых шинелях. И первое что слышит новобранец это "Эй дух, ты че, не понял, куда попал?". Любой проходящий мимо "дед" не упускает случая пнуть, толкнуть, отпустить гнусную шутку. И все это - само собой разумеющееся.

И вот казармы. "Деды", "фазаны" уже ждут. Но больше всех новых "духов" ждут "щеглы" - те, кто был призван на полгода раньше. Для них приход "духов" - это праздник, это выход из совершенно бесправного положения, первая из четырех ступеней армейской службы, ведущая к заветному "дембелю". У "щеглов" никакого сочувствия к "духам", скорее даже наоборот - "где вы так долго пропадали?".

В зависимости от традиций, степени жестокости конкретных солдат, уровень издевательств может очень сильно отличаться.

Когда служил я, еще в Советской армии, призывали всех студентов, что смягчило дедовщину в целом. Уровень образования сказывается на жестокости. Страшно представить, что творится в армии сейчас, учитывая то, какой контингент "собирают" военкоматы.

Но студенты вполне восприняли "систему". Это вообще свойственно советскому человеку - он воспринимает любую систему, в которую попадает. Поэтому я смеюсь, когда говорят, что в России возможны либерализм и демократия, потому что "русские очень быстро адаптируются на Западе". Студенческие призывы (весенние) не практиковали издевательств ради издевательств. Мы заставляли "духов" выполнять "непрестижную работу", например, мыть полы ("дедушкам" не положено) и чистить картошку, но не устраивали "полетов по ночам" и не "проверяли фанеру на прочность". Однако в нашей же части это делали осенние призывы (через две недели после моей демобилизации в нашей части с поста сбежал новобранец с автоматом - не выдержал ночных "полетов").

Для справки - что такое "полеты" (практиковались в авиационных частях). Ночью "деды" поднимали всех "духов" и делили их на две группы. Одна выполняла роль "бомбардировщиков", другая — "истребителей". "Бомбардировщики" занимали "стартовую позицию" в начале длинного коридора между кроватями, "истребители" вставали "в засаду" в проходах. Каждый должен был упираться руками в портянку, лежащую на полу, и "катить" ее вперед. Задача "бомбардировщика" была - добежать до конца прохода, задача истребителя - "сбить" "бомбардировщик" боднув его головой. Кто справлялся с задачей - шел спать, остальные - продолжали.

Никто не сопротивлялся.

Были единичные случаи, когда "дух" бурел и хамил "старшим", либо уклонялся от "своих обязанностей". Иногда, когда "дух" и "дед" оставались один на один, особо наглый "дух" мог заставить "деда" работать на равных, причем оба потом это скрывали.

Я попал в госпиталь сразу после "учебки" и еще не знал этих "правил". Мы (с другими такими же)заставили "дедушку"-таджика мыть полы по очереди с нами и искренне не понимали его обиды и возмущения.

Но в регулярной части все объясняют быстро и очень доходчиво.

Любопытна система "круговой поруки". И для "духов" и для "дедов" офицеры - чужие. Нет ничего хуже, чем "настучать", "стукача" ждет остракизм, в том числе и со стороны своих, "духов".

Помню смешной эпизод, когда нас, уже "дедов" отделили от остальных и поручили вымыть полы. Мы тайком сбегали за "духами", которые, скрываясь от офицеров, вымыли эти полы. "Духи" скрывали свои действия ничуть не менее старательно, чем мы.

Кстати, еще несколько лет после армии мытье пола представлялось мне унизительным занятием.

И вот вы, образованный и цивилизованный человек попадаете в такие обстоятельства - И ЧТО? Любая попытка "бунта", пока вы "дух", будет пресечена побоями (и бить вас будут все "деды" и "фазаны", ну может не все, но столько, сколько надо, и НИ ОДИН "дух" не вступится). Можно заявить, что сдадите их всех прокурору. Это самый эффективный способ. Тогда вы станете изгоем, должны будете избегать темных углов и СПАТЬ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО.

Знаете что такое "темная"? Это - одеяло поверх головы, и табуреткой по лицу. И никто никогда не расскажет, кто именно бил.

Бывают люди, которым удается встать вне этой системы. Как правило, это те, кто сильно старше (сегодня я могу пойти в армию и плевать на дедовщину. Но не скажу этого про тюрьму - она "заточена" на взрослых). Или у нас в эскадрилье был казах. А этажом ниже служили три очень буйных казаха. И они запретили нашим "дедушкам" трогать казаха.

Казахи и чеченцы это вообще отдельная тема. Эти три казаха в своей эскадрилье полностью ликвидировали дедовщину. У них "духами" стали все.

А чеченец в ответ на оскорбление сказал сержанту "я тебя зарежу в последнюю ночь". Его никто не трогал, а сержант не сомкнул глаз в последнюю ночь. Но это было в учебке. А позже я встретил этого чеченца в день приказа, когда мы стали "фазанами". Он страшно радовался, хлопал меня по плечу и говорил "мы теперь фазаны"! Где то теперь этот чеченец...
Но кроме компанейщины были и серьезные эксперименты по искоренению "дедовщины". Мой товарищ, с которым я жил в одной комнате в студенческом общежитии служил в такой экспериментальной части. Все было просто. Четыре роты - четыре призыва. Каждая рота однородна, каждая живет на своем этаже.

Дедовщины не было.

На втором году службы моего товарища эксперимент признали провалившимся и "смешали" все роты. Что характерно - тут же установилась такая же дедовщина, как и везде.

Почему это произошло? Да все просто - начиная со второго года роты выходили из подчинения. Офицеры ровным счетом ничего не могли поделать с коллективным саботажем. Вот характерная сценка:

Офицер: "Рота, стройся!".

Солдаты, лениво подтягиваются, выстраиваются в неровную линию. У кого ремень сполз, у кого - пилотка на затылке.

"Рота, направо!".

Все стоят как ни в чем не бывало.

"РОТА, НАПРАВО!!!"

Ноль эмоций.

"Рядовой Иванов!"

"А чё чуть что, так рядовой Иванов?"

"Рядовой Иванов, двое суток ареста!"

"Да пошел ты, чмо!"- чуть слышно, но все же слышно произносит рядовой Иванов и уходит на гаупвахту. Двое суток на гапвахте - не сахар, но Иванов теперь герой в своей роте.

Могли и "темную" офицеру устроить.

Кстати, это очень разумно со стороны минобороны, что они собираются переходить одновременно на "однородные" по призыву части и на год службы. Основные проблемы начинались на втором году.

Давно уже утверждается, что главная проблема российской армии - отсутствие надежного унтер-офицерского состава. Если нет костяка "низового управления" в лице профессиональных сержантов, он возникает в виде "дедовщины".
По-видимому, переход на "год службы" и один призыв приведет к тому, что количество мордобоя в армии уменьшится, но увеличится число конфликтов между солдатами и офицерами. Но все же это лучше и честнее, нежели компенсировать недееспособность офицерского корпуса массовым насилием в казармах.

Алексей Мазур, ТАЙГА.info

 





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года