Штаб референдума назначит Бурятию крайней за провал

09 Апр 2006, 12:12

Ранее на эту тему:

Олигархи помешают осуществить вброс бюллетеней на иркутском референдуме

Иркутский референдум будет сорван из-за оппозиционных ФПГ и весеннего лова рыбы на Байкале


Накануне референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа в соседней Бурятии резко активизировались противники слияния двух регионов. Республика Бурятия – другой субъект федерации, и, казалось бы, происходящее у соседей ее не касается.

Однако, буряты – единый народ, историческая территория проживания которого разделена на пять субъектов: кроме Бурятии и Усть-Орды это Агинский бурятский автономный округ, а также некоторые районы Иркутской и Читинской областей.

Административный раздел единого ареала проживания этноса произошел в 1937 году, а повторная перекройка границ происходит на памяти одного поколения. Отсюда и обостренная болезненная реакция на происходящее в других частях этнической Бурятии.

Команда Кулакова

Необходимость учета настроений в соседней республике отчетливо понимают и сами организаторы референдума. Не случайно в самом начале кампании иркутский губернатор Александр Тишанин решил опереться на Андрея Кулакова, бывшего генерального директора ОАО «Бурятэнерго», назначив его заместителем руководителя администрации губернатора Иркутской области и руководителем штаба референдума. Кулаков хорошо знаком жителям Бурятии как достаточно эффективный менеджер, в короткие сроки сумевший провести глубокую реформу кризисного энергокомплекса региона. Также в команду по организации референдума из республики были привлечены опытные пиарщики из команды «Бурятэнерго». Разработка концепции кампании заняла три недели и в конце ноября была одобрена на совещании у полпреда по Сибирскому округу Анатолия Квашнина.

Однако в начале декабря с приходом нового руководителя штаба референдума все контакты с Бурятией прекратились. Штаб возглавили начальник департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Владимир Клименко и руководитель аппарата администрации Иркутской области Сергей Некрасов. Приход железнодорожников вполне объясним, если вспомнить, что до поста губернатора Иркутской области Тишанин был начальником Восточно-Сибирской железной дороги. Бывший железнодорожник решил сделать ставку на проверенные кадры, отодвинув от финансовых потоков всех чужаков, в том числе единороссов, которые не преминули этим возмутиться.

Бригада путейцев

Новая команда не замедлила «зачистить» всех представителей Бурятии, а заодно и свалить на них все собственные недочеты и промахи.

В январе в Улан-Удэ прошел «круглый стол» по проблемам объединения с участием делегаций Иркутской области и Усть-Орды. Организатором мероприятия были иркутяне, при этом представители «принимающей стороны» никакого участия в организации «круглого стола» не принимали. «Сразу обращает на себя внимание то, что иркутская сторона не обратилась за помощью в его организации и проведении к руководству Бурятии, хотя это было бы вполне логично», - отписалась по этому поводу выходящая в Улан-Удэ «Центральная газета». Контактов между штабом референдума и правительством республики не наблюдалось и за весь последующий период кампании.

Доводы иркутских и усть-ордынских чиновников, русских по национальности, большинство участников круглого стола в необходимости слияния двух субъектов не убедили. Мероприятие не имело того эффекта, на который, очевидно, рассчитывал штаб референдума. Вместо поддержки представителей научной и творческой интеллигенции Бурятии организаторы получили прямо противоположный результат.

На «круглом столе» доминировала позиция противников объединения, предложивших, если уж возникла необходимость «укрупнять», свой вариант административной реформы - территориальную «реабилитацию» бурятского народа в рамках границ 37-го года, то есть восстановление «большой Бурятии».

Несмотря на явный провал мероприятия, организаторы пообещали провести аналогичный «круглый стол» и в Усть-Орде, но обещание не сдержали.

Штаб Клименко допустил еще один публичный провал – на состоявшейся в Иркутске второй публичной дискуссии о референдуме. Это так называемая «Политическая дуэль», на которой, по мнению местных журналистов и политологов, доводы молодого юриста из Бурятии Павла Дудина были явно убедительнее сторонника объединения, председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Юрия Фалейчика.

Пятая колонна

Некоторые СМИ считают, что в провале референдума заинтересованы крупные финансово-промышленные группы и региональные элиты в самой Иркутской области. Журналист Виталий Камышев в своей статье для ТАЙГИ.info очертил контуры складывающейся в регионе объединенной оппозиции новой областной власти и лично Тишанину. Это транснациональная ТНК-BP, РУСАЛ, СУАЛ и более мелкие региональные бизнес-группировки, чье благополучие было связано с бывшим губернатором Борисом Говориным.

С самого начала своей деятельности, пишет Камышев, назначенец Кремля Тишанин дал понять: он будет выступать с позиции силы и при необходимости готов открыть «охоту на олигархов». Губернатор сделал еще несколько заявлений, которые наверняка встревожили региональные бизнес-элиты, прежде чувствовавшие себя в регионе комфортно.

Политическая «надстройка» оппозиции состоит из части депутатов Законодательного Собрания и СМИ, прежде всего газеты «Восточно-Сибирская правда» и популярного в Иркутске интернет-издания «БАБР.RU». Провал референдума по объединению с УОБАО был бы, несомненно, катастрофой для губернатора-назначенца, считает иркутский журналист.

Второй фронт

Отсутствие весомых аргументов в пользу объединения и, самое главное, желания вести конструктивный диалог с противниками объединения, свело контакты с ними на нет и привело к запретам. В округе не зарегистрировали инициативные группы, собиравшиеся агитировать против объединения. Был запрещен показ фильма на бурятском языке «Первый нукер Чингисхана». К чему же тогда заверения о поддержке бурятской культуры в Прибайкалье?

По мнению директора московской консалтинговой группы «РусПолитИнформ» Андрея Русова, следящего за ситуацией в регионе, причина конфликтной ситуации – слабая организация подготовки к референдуму. Действия организаторов референдума вызвали возмущение бурятской общественности и только активизировали действия противников объединения в Бурятии.

С 19 по 21 марта в Улан-Удэ прошли три крупных мероприятия в защиту статуса Усть-Орды. Сначала в окрестностях города состоялся многолюдный молебен, на котором шаман, специально приехавший из Иркутской области, обратился к духам предков с просьбой о сохранении родовых земель.

На другой день прошла международная конференция, обсудившая перспективы бурятской государственности. В ее работе участвовали представители российских и зарубежных неправительственных организаций, ученые, общественные деятели, политологи и журналисты из Усть-Орды, Бурятии, Якутии, Хакасии, Москвы. Свою позицию высказали также представители Монголии и индейцев США. В итоге конференция приняла резолюцию в поддержку самостоятельности бурятского, автономного округа.

А 21 марта на центральной площади города Улан-Удэ был выставлен многолюдный пикет в защиту Усть-Орды.

На фоне резкого обострения агитационной кампании и дискуссии об ущемлении прав бурятского народа Тишанин сделал неожиданный ход. 15 марта губернатор и председатель иркутского Заксобрания Виктор Круглов выступили против прокладки нефтепровода к Тихому океану через прибрежную зону Байкала. А несколько дней спустя губернатор-варяг в роли народного трибуна принял участие в митинге защитников «Священного моря». Очевидно, что таким образом штаб референдума попытался переключить общественное внимание с проблем объединения на проблему защиты Байкала.

Более того, в погоне за явкой избирателей на уровне высшего руководства области даже звучало предложение организовать на избирательных участках по голосованию в референдуме сбор подписей против нефтепровода. И это после того, как президент РФ Владимир Путин посетил Китай, где строительство нефтепровода было обозначено в качестве одного из приоритетных геополитических проектов России!

Таким образом с подачи штаба по проведению референдума смелый и нетипичный для современного российского чиновника жест иркутского губернатора стал очередным провалом. Наблюдатели не исключают, что таким образом Александра Тишанина подставили перед федерального центра. Правда, тогда непонятно, о чем он сам думал. По имеющейся информации, разбор несогласованной инициативы руководства Иркутской области уже состоялся в ходе визита в область заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова.

Тем не менее события в Бурятии вряд ли окажут большое влияние на итоги референдума - если только его организаторы не попытаются разыграть межнациональную карту. Впрочем, у железнодорожной команды есть еще одна возможность обратить активность защитников автономии в свою пользу. В случае вероятного провала назначить «виноватой» Бурятию, и, прежде всего, руководство республики.

Аналитический отдел ТАЙГИ.info





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года