100 дней Бердникова: построим ГЭС, газопровод и депутатов

21 Май 2006, 20:22


15 мая в Горно-Алтайске на заседании правительства республики Алтай председатель Александр Бердников торжественно объявил, что «притирка» новой власти к реалиям прекращается. Начинается планомерная работа по проблемам, обнаруженным за 4 месяца. «Было достаточно времени, чтобы разобраться с потенциалом региона, с наследством. Мы провели аудит собственности, сформировали команду, поэтому теперь сосредоточимся на тех направлениях, работа в которых жизненно необходима», - пояснил глава Алтая. Среди них он назвал газификацию региона, оформление крестьянами права собственности на паевые земли, развитие туризма и разработку программ социально-экономического развития для каждого муниципалитета.

Это праздник со слезами на глазах

Хотя вслух этого сказано не было, подразумевалось, что таким образом Александр Бердников отметил 100 дней с момента вступления в должность (они исполнились 30 апреля). Обычно к таким датам приурочены мероприятия, призванные продемонстрировать первые итоги правления: власть отчитывается о позитивных изменениях, оппозиция ищет изъяны.

Предшественник Бердникова Михаил Лапшин должное внимание своей стодневке уделил. Помимо ее материального воплощения – Доски почета, строительство которой в Горно-Алтайске как раз завершалось в те дни, была развернута пиар-компания, убеждающая избирателей, что уже за столь короткое время Лапшин вывел регион в первые строчки всевозможных рейтингов.

На этот раз на дату никто внимания не обратил. Пока сторонники хвалят Бердникова за скромность, скептики говорят, что его прохладное отношение к первой знаковой дате связано с тем, что предъявить общественности пока особо нечего. Главное событие года для республики – 250-летие вхождения алтайского народа в состав России – состоится в июле. Именно к нему приурочено открытие драмтеатра, бассейна, центральной площади Горно-Алтайска и других объектов. Отчет о работе на фоне стройплощадок мог бы выглядеть неуместно. «Когда отведем праздник, тогда и будем серьезно подводить первые итоги», - сказал недавно Александр Бердников.

Но о новых тенденциях в общественно-политической жизни региона судить уже можно: приняты ключевые кадровые решения, сделаны заявления о приоритетах развития.

Ротация элит в стае товарищей

Назначение Александра Бердникова пришлось на период «великой алтайской смуты»: два года в республике был перманентный политический кризис. Не справившись с последствиями землетрясения в сентябре 2003 года, Михаил Лапшин потерял поддержку федерального центра. В апреле 2004 года он был изгнан из руководства созданной им Аграрной партии России. Это послужило сигналом для местной элиты: «Акела промахнулся». Начался длительный период противостояния Лапшина с Госсобранием и прокуратурой, апофеозом чего стало возбуждение уголовного дела по превышению должностных полномочий при ликвидации последствий землетрясения. Была и попытка депутатов объявить недоверие главе республики.

Несмотря на нелюбовь к Лапшину, такая активность местной элиты настораживала Кремль. Полпредство в Новосибирске, критикуя Лапшина, никогда не поддерживало оппозиционеров. Видимо, Кремль рассчитывал, что порядок будет наводить не кто-то из местных, а «варяг».

Действительно, Бердников сразу «зачистил» политическое поле от наиболее преданных бывшему главе чиновников и общественных деятелей. Потеряли посты министр туризма Виктор Затеев, председатель комитета по молодежной политике Владислав Костерин, председатель комитета по информационной политике Алтай Кубашев. Эти молодые политики оказались во власти только благодаря личной преданности Михаилу Лапшину, собственного авторитета не нажили, а скорее при проведении в жизнь политики Лапшина испортили отношения с местным политическим бомондом. Трое названных чиновников были не просто уволены Бердиниковым – ликвидированными оказались сами ведомства, а их полномочия передали другим структурам правительства.

Был распущен Совет старейшин и ликвидирована рабочая группа по подготовке так называемой Книги Памяти (список погибших на Великой Отечественной войне и репрессированных в годы сталинского террора). Совет старейшин был создан Лапшиным в первые дни после его избрания и стал верным инструментом для борьбы с оппозицией. За месяц до прекращения полномочий Лапшина председатель Совета старейшин Валентин Чеконов писал Путину, что «Лапшина не только нужно оставить на новый срок, но и наградить Звездой Героя России». Валентин Чеконов, возглавляя Совет старейшин, числился в рабочей группе по подготовке Книги Памяти, которая стала для него, по сути, синекурой. Последнее время он готовил очередной том, где перечислялись имена ликвидаторов последствий алтайского землетрясения.

Однако в новом составе правительства остались чиновники, которые занимали высокие посты в кабинете министров Михаила Лапшина. Первым вице-премьером стал «простой» вице-премьер в прошлом правительстве Юрий Антарадонов. Свои посты сохранили министр финансов Светлана Гашкина, министр образования Виктор Трутнев, министр культуры Иван Белеков (затем он стал спикером Госсобрания), министр регионального развития Юрий Сорокин. Бывший министр экономического развития Михаил Зотов до сих пор остается исполняющим обязанности.


Борьба тейпов с кланами

Но формирование правительства шло не так гладко, как предполагалось. По имеющимся у ТАЙГИ.info данным, сначала Александр Бердников делал ставку на так называемый «клан Тюхтеневых». Это достаточно влиятельная в регионе группа чиновников, бизнесменов и банкиров, связанная родственными и деловыми отношениями, во главе со Степаном Тюхтеневым – одним из авторов Конституции республики (сейчас он на пенсии). Клан также контролирует Курултай алтайского народа – влиятельную в регионе общественную организацию. По мнению наблюдателей, Бердникова привлекала в этом клане его оппозиционность Лапшину и относительная молодость членов.

Предполагалось, что одним из первых замов председателя правительства станет тогдашний и нынешний руководитель республиканского отделения федерального агентства по имущественным отношениям Алексей Тюхтенев – сын Степана Тюхтенева. В начале января именно господин Тюхтенев занимался подбором кадров в правительство, однако перегнул палку – в его проекте правительстве не нашлось места представителям другого влиятельного «клана» - группы Антарадонова и предпринимателя Геннадия Сумина.

В результате аппаратной борьбы Тюхтенев потерпел поражение, хотя его и поддержал депутат Госдумы Сергей Пекпеев. Пекпеев, в свою очередь, похоже, затаил обиду из-за того, что Кремль назначил на пост главы Бердникова, а не его. Когда в конце января Бердников внес на утверждение Госсобранием кандидатуры министров, именно противники Тюхтенева и Пекпеева – Юрий Антарадонов и Геннадий Сумин – не получили поддержки депутатов. Господин Бердников впал в раздражение, даже заявил, что «не пойдет на поводу у шантажистов» и все-таки назначил Антарадонова и.о. первого вице-премьера. Через две недели после скандала состоялась внеочередная сессия республиканского парламента, где и Антарадонов, и Сумин были назначены на должности первого вице-премьера и министра социального развития.

В правительстве Бердникова – несколько «варягов», которых он привез из Алтайского края, где работал федеральным инспектором. Это первый вице-премьер Сергей Тевонян, курирующий вопросы экономики; представитель республики в Москве Михаил Козлов (он работал первым замом погибшего Михаила Евдокимова, а сейчас, по слухам, готовится стать главой Республики Тыва); вице-премьер Роберт Пальталлер, который будет курировать «газовую тему» (о ней ниже).


Строгий, но суровый

Бердников разительно отличается от Лапшина стилем управления. На смену лозунговости пришло дотошное перечисление деталей, показанная суровость. На совещаниях глава республики может бесцеремонно оборвать выступающего, пригрозить карательными мерами. В речи главы много модной риторики о вертикали власти, усилении исполнительской дисциплины.

Новый глава республики зарекомендовал себя любителем политических заявлений накануне важных событий: практически перед каждой сессией Госсобрания на официальном портале появляются его обращения, в которых он призывает «отбросить политические разногласия» и «заняться реальными делами».

Именно по принципу «отбросить разногласия» строятся отношения Бердникова с избранным 12 марта новым составом Госсобрания. Правда, подразумевается, что парламент должен полностью поддерживать исполнительную власть. И избранный при поддержке Бердникова спикер Госсобрания Иван Белеков призван это обеспечить.

В парламент, который избирался по смешанной системе, прошли «Единая Россия», «Родина», Партия Жизни, КПРФ, аграрии и ЛДПР, однако при работе с парламентом ставка делается не на партии, а на личные контакты с влиятельными депутатами. К тому же институциональной поддержки у власти в парламенте нет – «Единая Россия» не смогла получить большинства, и ее голосов не хватит, чтобы провести какое-то серьезное решение.

Как отмечают местные журналисты, господин Бердников оказался более открытым для СМИ, чем «федеральный политик» Михаил Лапшин. На публике Бердников неоднократно подчеркивал, что для него нет «любимых» и «нелюбимых» газет, призывал чиновников быть максимально открытыми. Если раньше республиканские власти не пускали на свои мероприятия представителей оппозиционных СМИ, то сейчас этот запрет снят. Более того, на одном из заседаний глава заявил, что именно для независимых СМИ нужно обеспечить самый благоприятный режим: «Они должны получать информацию из первых уст, а не пользоваться слухами. Как они ее будут интерпретировать – их дело. Но обеспечивать информацией мы их должны».

Изменился формат взаимоотношений с представителями в республике федеральный структур. Конечно, улучшение взаимоотношений с федералами нельзя назвать заслугой Бердникова – любой назначенный Кремлем губернатор был бы для федералов более приемлемым, нежели Лапшин.

Почувствовалось это еще до формального вступления господина Бердникова в должность 20 января. После того, как в декабре он был назначен главой региона, Москва пообещала республике, что выделит дополнительные средства на завершение строительства объектов, сдача которых была приурочена к 250-летию вхождения алтайцев в состав России. Затем на празднование было выделено еще около 300 млн. рублей.

С мертвой точки сдвинулся вопрос о создании в Горном Алтае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В апреле на российско-германском саммите в Томске министр экономического развития Герман Греф заявил, что республика – один вероятных претендентов на победу в конкурсе на создание ОЭЗ. Еще полгода назад в этом вопросе регион был в числе аутсайдеров.


А у нас газопровод. Вот 

Впрочем, такое благоволение федерального центра многие в республике связывают с желанием Москвы помочь новому главе безболезненно осуществить некий мандат. Первоначально в республике считали, что миссией нового главы, кто бы ни был назначен, станет ликвидация республики, ее слияние, например, с Алтайским краем.

Момент истины наступил 20 марта, когда в Пекине Владимир Путин заявил о планах двух стран построить из Западной Сибири в западные провинции Китая газопровод «Алтай». Очевидно, что за участие в проекте развернется серьезная борьба между субподрядчиками. С другой стороны, «Газпром» заинтересован, чтобы деньги за подрядные работы оставались у близких к «Газпрому» фирм.

После заявления Путина в политических кругах Горного Алтая начала широко обсуждаться версия, что назначение Бердникова пролоббировали барнаульские и новосибирские структуры, заинтересованные в получении подрядов от «Газпрома». В их числе называют имена барнаульского предпринимателя, депутата Алтайского краевого заксобрания Евгения Вдовина и председателя совета директоров холдинга «Фактор», члена совета директоров авиакомпании «Сибирь» Игоря Кузнецова. Известно, что «Фактор» в партнерстве с «Сибтрубопроводстроем» планирует построить холдинг, который будет работать на рынке строительства и реконструкции трубопроводной сети. Алтайские политики даже всерьез обсуждают суммы, которые заинтересованные предприниматели «занесли» в кремлевские кабинеты, чтобы главой был назначен именно Александр Бердников, который «в благодарность» должен лоббировать интересы этих структур при распределении подрядов – 5 млн. долларов. Но правдивость этой версии вызывает сомнения уже тем, что распространяют ее в основном оппозиционные Бердникову политики и журналисты.

Один из барнаульских экспертов, попросивший не называть его имени, в разговоре с корреспондентом ТАЙГИ.info усомнился, что господин Вдовин способен на столь масштабную лоббистскую операцию. Другой собеседник ТАЙГИ.info, один из бывших кандидатов на пост главы Республики Алтай, заявил, что «региональным предпринимателям это просто не про силу, когда речь идет о такой махине, как «Газпром»». «В связи с заявлением президента о строительстве газопровода мотивы назначения Бердникова становятся совершенно понятными, - считает бывший кандидат. – Говорить о взятке в этой ситуации просто несерьезно. Известно, что назначение Бердникова лоббировал нынешний первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев. Господин Медведев является председателем Совета директоров «Газпрома». «Газпрому» нужен покладистый губернатор, который не станет лезть в проект со своими бизнес-интересами и со своими фирмами. Он должен обеспечить лояльное отношение населения и властей к проекту, тем более что на Алтае есть опасность, что начнут бунтовать экологи и коренное население».

Действительно, Александр Бердников уже довольно давно знаком с Дмитрием Медведевым. Горно-алтайские политики даже утверждают, что их можно назвать личными друзьями, а сам глава республики в узком кругу часто напоминает, что он «человек Медведева».

«Как решит президент, так и будем заниматься»

Давно – с конца 1990-х годов – в республике говорят и о строительстве дороги в Китай. Однако местное население и подавляющая часть политической элиты высказывалась категорически против. В ход шли различные аргументы – боязнь китайской экспансии, надругательство над алтайскими святынями, якобы находящимися по маршруту пролегания дороги, ухудшение экологической обстановки. «Укок трогать нельзя», - говорят противники строительства о плоскогорье, расположенном у границы с Китаем.

Однако после заявления президента о строительстве газопровода мнение элит о неприкосновенности Укока коренным образом изменилось. Остались немногочисленные алтайские объединения, голоса которых против строительства тонут в одобрительном гуле чиновников и депутатов. «Я считаю, что общественное мнение по вопросу строительства не сформировалось, - заявил в начале мая Бердников. – И я лично буду заниматься его формированием. Мы должны поддержать строительство газопровода, если хотим жить хорошо». Те же, кто выступают против этой идеи, сказал глава республики, не знают о бедственном положении простых местных жителей или живут на зарубежные гранты.

На совещании правительства 15 мая он выступил еще более жестко: в категоричной форме заявил, что и газопровод «Алтай» в Китай, и ГЭС на Катуни «строить будем». «Никаких разговоров быть не может – если президент примет окончательное решение, будем этим заниматься, каждый из чиновников будет, все будем способствовать. Это проекты, связанные с государственными интересами, и мы, если начнем сопротивляться, потеряем моральное право просить потом деньги. А сейчас мы дотационная территория, где 85% бюджета формируется за счет федеральных средств», - напомнил Бердников своим министрам.

Оказалось, что главным ресурсом республики является не ее туристическая привлекательность, а 55-километровый участок границы с Китаем, через который можно построить трубопровод и дорогу.

Дмитрий Кобзев, специально для ТАЙГИ.info

На фото Александра Тырышкина:
1) Александр Бердников
2) Алексей Тюхтенев (в центре)
3) Бердников и Сергей Тевонян
4) Бердников и Михаил Козлов





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года