Леонид Бобров: «Родина» переживает приток желающих вступить в партию
На вопросы ТАЙГИ.info отвечает заместитель председателя новосибирского отделения «Родины» Леонид Бобров, бывший второй номер в списке «Родины» на выборах в новосибирский Облсовет в декабре 2005 года.
- В партии «Родина» на смену Дмитрию Рогозину пришел малоизвестный широкой публике Александр Бабаков. Теперь «Родину» практически не слышно. Что это означает? Что «Родину» «приручили» и поставили более удобного руководителя? Или «Родина» и теперь остается в оппозиции?
- В течении года на «Родину» был мощный пресс. Из 12 региональных кампаний в 9 регионах «Родина» была снята с выборов, в 2-х регионах (в том числе в Новосибирской области, – прим. ТАЙГА.info) недобрала до проходного барьера несколько сот голосов. Или якобы недобрала. И в одном – в Алтайском крае, заняла 2-е место.
Сегодня «Родина» - самая многочисленная и крупная партия после «Единой России». Ее социально-патриотическая идеология привлекает многих людей, в том числе и тех, кто раньше голосовал за «Конгресс русских общин», партию Александра Лебедя, «Единство». В отличие от КПРФ, мы не замыкаемся в узком электорате. Поэтому потенциально «Родина» представляет угрозу для «Единой России». Возможно, именно этим вызван столь жесткий прессинг на партию.
Дмитрий Рогозин принял решение вывести партию из-под удара. Он полагал, что гонения на партию во многом связаны лично с ним. Поэтому он принял решение уйти с поста председателя партии и предложил избрать на этот пост Александра Бабакова.
Партия не стала открещиваться от Дмитрия Рогозина. Александр Бабаков – это продолжение социал-патриотической идеологии. Дмитрий Рогозин продолжает участвовать в партийной работе, сейчас он собирается издавать партийную газету. «Родина» продемонстрировала способность сохраняться даже после смены лидера, хотя для большинства партий такое решение было бы самоубийственным. Так было с партией Александра Лебедя, невозможно себе представить существование ЛДПР без таланта Владимира Жириновского.
Александр Бабаков был в партии публичным человеком, он отстраивал региональную структуру партии. Это человек из научной среды, ушедший в бизнес при смене эпох. Не случайно наверно, Новосибирское отделение «Родины» возглавляет Михаил Анатольевич Садовой – из такой же категории, сумевший в сложное время удержать на плаву свое предприятие (Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии).
Александр Бабаков особо подчеркивает, что ему важно добиваться коллективности руководства. В партии продолжает работу Валентин Иванович Варенников. Сергей Юрьевич Глазьев, хоть и не член партии, но сопредседатель фракции. Не исключено, что на следующих выборах он так же войдет в тройку списка.
- Ходили слухи, что если бы Рогозин не ушел сам, то его бы «ушли». Так ли это?
- Партия отпускала Рогозина неохотно. Я был делегатом съезда. Первое выступление было Дмитрия Олеговича, он объяснил причины своего решения и предложил кандидатуру Александр Бабакова. Как показало голосование, оба предложения Рогозина (принять его отставку и утвердить Бабакова, - прим. ТАЙГИ.info) были поддержаны подавляющим большинством делегатов.
- На выборы «Родина» шла как «спецназ президента». Потом Сергей Глазьев выдвинулся в президенты, однако это не поддержал Дмитрий Рогозин. Потом сам Дмитрий Рогозин выступил против «монетизации», и партия оказалась в «непримиримой оппозиции». Как члены партии реагировали на такие крутые повороты?
- «Родина» поддерживает того Путина, который претворяет в жизнь идеологию «Родины». Того Путина, который борется с чеченским терроризмом и укрепляет государственность. Но как мы могли поддерживать «монетизацию» и ту вакханалию либерализма, которая творилась в правительстве? Как мы можем поддерживать Путина, который не отправил в отставку Зурабова, Грефа и Кудрина?
Что касается Глазьева, то при образовании блока в 2003-м году была договоренность, что никто из ключевых фигур блока на выборы президента не идет. Ведь было очевидно, что на этих выборах будет две весовых категории – Путин и все остальные. Идти на очевидное поражение – принижать свой статус победителя. Ведь ни одна серьезная партия не выставила своего лидера. Жириновский выдвинул телохранителя, от КПРФ выдвигался Харитонов. У нас была идея выставить Геращенко.
Партия проявила в данном вопросе жесткую позицию, и я считаю, что это правильно. Договоренности должны соблюдаться, иначе партия развалится.
- Считаете ли Вы сегодня «Родину» сильным политическим игроком? Ведь когда «Родину» снимали с выборов, никакого народного возмущения по этому поводу не было заметно…
- У меня другая информация. В регионах падала явка, возрастало голосование «против всех». «Родина» является сильным игроком, потому что за ней стоят люди, недовольные социальной политикой правительства, желающие укрепления России. За «Родиной» стоит удачная и продуманная идеология. Если нас не снимут с выборов в Госдуму, «Родина» может стать 2-й – 3-й партией в стране. Если Зюганов избрал политику борьбы за 15%-20%, то мы претендуем на изменение всей политики страны.
- Идут ли люди в «Родину»? Какова динамика прихода новых членов?
- Партия образована в 2004 году. С тех пор было четыре волны прихода новых членов. Первая волна – после победы на выборах в Госдуму. Вторая – после успешных выступлений в регионах. Третья – после 5-го съезда партии, где Дмитирий Рогозин объявил, что партия уходит в конструктивную оппозицию. И четвертая, как это не парадоксально – после проигранных выборов в областной Совет, где нам не хватило несколько сот голосов. Люди сочли, что нас не пустили целенаправленно и пришли поддержать.
Сегодня в новосибирском отделении 2400 членов, из них 150 вступили за последний месяц. Есть и те, кто выходит. С одной стороны, в связи с уходом Рогозина – для многих это был удар. С другой стороны, уходят те, кто пришел из-за конъюнктуры. И это, на мой взгляд, хорошо. Когда в партии много «мертвых душ», встает проблема обеспечения кворума.
У нас в отделении Ленинского района 400 человек. Когда мы выдвигали делегатов на съезд, проводили собрания отделений. У нас были случаи в других регионах, когда партийные списки снимали с выборов потому, что находились члены партии, которые, не выдержав давления, писали заявления, что на самом деле не участвовали в собрании. Чтоб этого не случилось, мы с каждого члена, пришедшего на собрание, брали расписку, что он участвовал. Также члены исполкома обходили поквартирно членов партии и приглашали на собрание. В результате мы обеспечили высокую явку.
- Во время прошедших выборах в Облсовет – получала ли «Родина» какие-либо предложения вступить в переговоры с областной администрацией, чтобы получить «гарантии прохождения»?
- Если такие предложения и были, то мне о них ничего не известно. Мы приняли решение в ходе кампании не вмешиваться в борьбу двух лидеров «единороссов» - Виктора Игнатова и Алексея Беспаликова. А большинство других партий в этой борьбе приняли участие – и АПР, и ЛДПР и КПРФ. У «Родины» было мнение, что можно остаться в стороне. «Это не наша борьба» - говорили мы. В итоге получилось так, что в облсовет прошли как раз все те, кто в этой борьбе участвовал. Позже ко мне подходили разные чиновники и говорили «ну вы же и не должны были пройти», намекая на общероссийскую тенденцию.
Мы обнаружили ряд нарушений в ходе голосования. Выборы проходили буквально через неделю после снятия списка «Родины» на выборах в Мосгордуму. И в отдаленных районах области были случаи, когда наши сторонники получали бюллетень с вычеркнутой строчкой «Родины» - «а их же сняли». Мы собрали факты нарушений и передали их в суд.
- В Новосибирске действует и «глазьевская» «Родина», чей лидер – Александр Люлько. Какие у вас отношения?
- Лично у меня очень хорошее отношение к Александру Николаевичу, он умный человек и интересный собеседник. Но было неприятно, когда он в ходе кампании негативно отзывался о «Родине» и призывал своих сторонников не голосовать за нас. Обидно, что Люлько занял такую позицию. Боюсь, что это осложнит отношение партии к нему, хотя у меня лично, повторюсь, отношение хорошее.
- После выборов в новосибирский городской Совет было объявлено, что три депутата готовы образовать в Горсовете фракцию «Родины». Почему ее до сих пор нет?
- Да, такое соглашение партия подписала с депутатами Александром Люлько, Андреем Гудовским и Анатолием Соболевым. Это было сделано публично и есть письменное соглашение. Но в преддверии выборов в областной Совет руководство регионального отделения решило, что образовывать фракцию в городском Совете пока нецелесообразно. Но все соглашения остаются в силе, и я уверен, что если вопрос будет поставлен, то депутаты выполнят свои обязательства.
Алексей Мазур, ТАЙГА.info
Фото: NewsLab