Человек отличается от животного религиозной потребностью

14 Июн 2006, 21:34

Также на эту тему:

Жан Франсуа Тири: Книга "Зачем Церковь" – продолжение диалога Католичества и Православия

Владимир Легойда: Церковь все время пыталась что-то сделать, но ее не всегда слышат

14 июня в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов, как и предупреждала ТАЙГА.info, прошла встреча, посвященная переизданию в России книги итальянского философа и богослова Луиджи Джуссани «Зачем церковь». На встрече присутствовал Жан Франсуа Тири, директор фонда «Духовная библиотека», при поддержке которого книгу удалось переиздать в России в очередной раз. Комментировал выход книги и Паоло Пецци, доктор богословия из Папского университета в Риме, лично знавший автора произведения (Джуссани умер в 2005 году). Оба иностранных гостя вполне сносно изъяснялись по-русски. В качестве эксперта на встрече также выступил Владимир Легойда, заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО, занимающий должность главного редактора православного журнала «Фома».

Новосибирские СМИ были представлены журналистами нескольких газет и интернет-порталов. Еще на встречу пришли 2 католических священника из новосибирского храма и пара новосибирских сторонников идей Джуссани.

Гости начали беседу с рассказа о роли христианства в жизни современного общества и о том, какие ответы на этот вопрос дает книга Луиджи Джуссани «Зачем церковь». «Название книги – это и вопрос, и ответ», – сказал Паоло Пецци. «Ответ – потому что это факт. Нельзя задавать себе вопрос о том, зачем существует церковь. Она существует, чтобы в экзистенциальном плане человек не был один, чтобы сопровождать его». Пецци подчеркнул, что смысл церкви заключается в том, чтобы «сделать ближе к человеку то, что ему дороже, даже если не он не знает об этом».

«Мы не можем судить о том, зачем существует церковь», - согласился с Пецци Жан Франсуа Тири. «Церковь – это место присутствия Бога»

Владимир Легойда тоже признал, что существование церкви – это факт. «Мы же не задаем себе вопрос, зачем существует министерства, зачем партия, зачем государство. Но церковь – явление другого порядка, это не партия, не социальная организация. Это факт, не просто сопоставимый с фактом всемирного тяготения, а такой факт, который для верующего человека является «более фактом», чем все остальное», - считает замдекана факультета международной журналистики МГИМО.

Продолжая разговор о роли церкви в жизни общества, Легойда заметил, что значение религии традиционно недооценивается. «При этом религия является не единственной идентичностью человека, а предельной. Предельное ощущение человека – кто я? что я? – об этом и говорит Джуссани в своей книге». По мнению редактора журнала «Фома», человек отличается от животного тем, что у него есть религиозная потребность. Более того, вера в Бога не является отвлеченным знанием, а основывается на опыте. В доказательство этого тезиса Легойда привел факт, что на протяжении 2 тысяч лет вера передавалась от одного поколения священников следующему. Это называется «апостольское преемство» – живая непрерывная связь между священниками через цепь рукоположений с одним из 12 апостолов, с Христом и Тайной вечерей. «В истории человеческих культурных феноменов нет аналогов подобному явлению. Это 2 тысячи лет существующая буквальная связь», - резюмировал Легойда. «Толстой пытался создать теоретическую религию, не основанную на опыте. И что мы видим? Сейчас толстовцев нет». Тут редактор «Фомы» счел уместным сравнить религию с любовью: вере невозможно научить, но ей можно поделиться.

На опыте основаны и идеи Луиджи Джуссани. В 50-е годы, замечая, что церковь начинает терять популярность в обществе, особенно в молодежной среде, Джуссани основал католическое движение. «В то время у молодежи не было познаний в христианстве», - отметил синьор Пецци. В конце 1960-х годов движение получило имя «Comunione e Liberazione» (итал. «Общение и освобождение»). Это событие совпало с молодежными волнениям в Европе.

Для последователей движения освобождение заключается в общении с Христом. Чтобы посвятить себя популяризации веры среди юного поколения, Луиджи Джуссани оставил карьеру в высшей духовной семинарии в Северной Италии и стал преподавать в школах и лицеях. В занятиях он отбрасывал лишний академизм и вел простые беседы с учащимися. На основе полученного опыта в процессе общения и были созданы книги Джуссани – они опираются на лекции богослова, его дискуссии со школьниками. «Книги Луиджи Джуссани написаны не богословским языком и будут понятны каждому», - сказал Жан Франсуа Тири. Не дожидаясь подозрений в сектантстве, которые могут звучать в адрес «Comunione e Liberazione», Владимир Легойда напомнил, что и дьякон Кураев проповедовал на рок-концерте.

На сегодняшний день сторонников учения Джуссани можно найти в более чем 70 странах мира, в том числе и в России. Владимир Легойда полагает, что причина успеха «Comunione e Liberazione» в России заключается в том, в его основе лежит принцип соборности, свойственный русской культуре.

Центральную часть в наследии Луиджи Джуссани занимает трилогия, заключительной частью которой и является «Зачем церковь». Первая часть трилогии – книга «Религиозное чувство», впервые изданная в России в начале 90-х годов – посвящена поискам Бога человеком. Вторая – «У истоков христианского вызова» – тому, как Бог воплощается во времени и пространстве.

Первое российское издания книги Луиджи Джуссани «Зачем церковь» вышло в 2004 году. Нынешний тираж насчитывает всего 2 тысячи экземпляров, из которых 500 будут распространены в Новосибирске. Как сообщил Жан Франсуа Тири, книги будут выставлены на продажу в сети книжных супермаркетов «Топ-Книга», при этом стоимость книги не будет превышать 90 рублей.

Владимир Легойда выразил мнение, что любой тираж книги, выпущенный тиражом менее 5 тысяч экземпляров, является убыточным. В ответ на это корреспондент НГС.Новости Владимир Иткин проявил обеспокоенность о материальном благополучии церкви – как католической, так и православной. Владимир Легойда оценил состояние православной церкви скромно. В свою очередь Тири и Пецци шутя заметили, что католическая богаче. По признанию богословов, доход церкви основывается на пожертвованиях верующих, и никаких коммерческих операций не подразумевает. Как и любое гуманитарное издание, книга «Зачем церковь» была выпущена благодаря спонсорской помощи верующих. Продолжая тему, Владимир Легойда признал, что священники нередко получают пожертвования от состоятельных людей, но при этом они не должны «строить коттеджи» или «ездить на дорогих автомобилях». Рассуждая о том, спасают ли пожертвования прихожан, Легойда привел анекдот:

Приходит богач в церковь и спрашивает у священника:

- Если я пожертвую церкви миллион, простит ли Бог мне мои грехи?
- Не уверен, - ответил святой отец. – Но это как раз тот случай, когда стоит попробовать.

Владимир Легойда также не преминул заметить, что бухгалтерия Московской епархии состоит всего из 3 сотрудников. «В одном из следующих номеров «Фомы» будет интервью с одним из них», - анонсировал редактор журнала. По реакции журналистов можно предположить, что у журнала вырастет аудитория.

По признанию богословов, самым трудным оказался вопрос «является ли Россия христианской страной?» Хотя и каждый из присутствующих не усомнился в христианском пути России, мнения не отличались единством. Самый категоричный ответ прозвучал от Жана Франсуа Тири. С его точки зрения, культура всей Европы, и России в том числе, основывается на христианских принципах. В свою очередь, Паоло Пецци сказал, что корни российского народа сохраняют не только религиозность, но и христианскую душу. «По сравнению с тем, что я видел в других странах, на мой взгляд, в России христианство более укоренилось в душах», - добавил синьор Пецци.

Владимир Легойда отнесся к вопросу с юмором: «Существует мнение, что основная религия России – ислам. Конечно, можно бесконечно говорить об исламском влиянии на Достоевского, но это просто смешно». Заместитель декана МГИМО привел статистику, согласно которой около 80% россиян считают себя православными, но при этом только 10% из них постоянно участвуют в церковных таинствах. Это, по мнению Легойды, нисколько не свидетельствует о недостаточном приятии христианства российским обществом. «Россия – даже более христианская страна, чем Европа», - предположил Легойда.

Внимательный корреспондент «Новой Сибири» Юлия Латыпова обратила внимание, что гости избегают в речи названий христианских конфессий, употребляя лишь общий термин «христианство». В ответ на это замечание, как православный Легойда, так и католики Тири и Пецци, заверили, что не являются сторонниками униатской церкви (распространенное на Украине искусственно созданное течение, объединяющее православные обряды с римской иерархией, - прим. ТАЙГИ.info). Паоло Пецци признался, что намеренно избегает слов «католицизм» и «православие», не при этом не абстрагируется от вопроса конфессий. «Говоря об этом, я исхожу из одного и того же источника – того события, которое произошло 2 тысячи лет назад и которое чудесным образом присутствует в наших жизнях сегодня».

ТАЙГА.info

 





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года