"Силовики не взялись за «Байкальское движение» как следует..."

15 Июн 2006, 19:29


В редакцию ТАЙГИ.info поступил комментарий иркутской газеты "Байкальские вести"  журналиста Семена Полоцкого на статью Алексея Мазура ««Байкальское движение» ищет новые цели». Публикуем ответ журналиста, бывшего свидетелем событий в Иркутске и освещавшего их в силу профессиональных обязанностей. Цитаты из статьи Мазура, которые решил прокомментировать журналист, выделены жирным шрифтом.



Поясню свою принципиальную позицию: Мазур – дезинформатор, который, опираясь на непроверенные и неверно истолкованные данные, в статье «Байкальское движение ищет новые цели» неверно изложил историю «Байкальского движения». Это ставит под угрозу будущее движения, которое только то и имеет, что определенную репутацию.

Начнем по пунктам:

Компания «Транснефть» во главе с Семеном Вайнштоком – главный инициатор и «реализатор» нефтепровода ВСТО.

– Авторские права на Восточный нефтепровод принадлежат компании ЮКОС. Если уж кого называть главным инициатором, то Михаила Ходорковского.

Главгосэкспертиза во главе с Константином Пуликовским в январе 2006 года дала отрицательное заключение на проект нефтепровода.

– Константин Пуликовский является руководителем Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору – в просторечии Ростехнадзора. Что такое Главгосэкспертиза, я не знаю. У комиссии, занимавшейся нефтепроводом ВСТО (Государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс»), был свой председатель – М.Б. Генералов.

Законодательное собрание Иркутской области первоначально активно включилась в борьбу «за Байкал». Его председатель Виктор Круглов был одним из выступавших на первом митинге в защиту Байкала.

– Законодательное собрание НЕ ДЕЛАЛО никаких официальных заявлений. Да, Круглов был на первом митинге, как и почти все депутаты ЗС, но выступал он как ЧАСТНОЕ лицо. Есть разница между согласованным выступлением законодательного органа региона и частными выступлениями отдельных депутатов?

В феврале в Иркутске и других городах начали появляться протесты против прокладки нефтепровода вдоль берега Байкала.

– Вопрос: в феврале какого года? В 2006 году первая акция прошла только в марте – это был несанкционированный пикет «Попей воды в последний раз».

Если первый митинг в защиту Байкала в Иркутске проходил накануне референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского округа при полной поддержке местной власти и под флагами «Единой России», то второй митинг уже проходил без ЕР.

– И второй митинг (9 апреля) проходил накануне референдума (16 апреля). Но про полную поддержку местной власти – это вы где-нибудь в другом месте рассказывайте. Вот если бы власть взяла на себя организацию и оповещение граждан, я бы поверил. Да, на митинг пришел мэр Иркутска, но депутатов городской думы, например, почти не было. Про ЗС смотри выше. Губернатор, увидев флаги НБП, даже не пошел на трибуну.

Из-за флагов вообще была грызня: брать – не брать, если брать, то сколько (было предложение – по одному). Потом каждый принес, сколько хотел, и вполне можно было написать, что второй митинг прошел под флагами ЛДПР. Но это чушь! Люди шли не под флаги партий, но партии шли к людям. Приписывать ЕР то, чего она не делала – значит лить воду на мельницу тех, кто и без того склонен присвоить себе чужое.

А на третьем и вовсе преобладали флаги оппозиции, и он превзошел по массовости и поддержке населения все предыдущие.

– Если считать оппозиционными все партии, кроме ЕР и ЛДПР, то суммарно флаги оппозиции преобладали НА ВСЕХ митингах. Причем очень много было символики внесистемной оппозиции: НБП и анархистского Автономного действия. (На всякий случай замечу: в НБП и АД не состою, вообще не состоял в политических партиях, даже от комсомола в свое время увильнул).

Также массовые выступления произошли в «глуши» - в Северобакальске.

– Я начинаю подозревать, что глушь – понятие не географическое, а интеллектуальное. И почему-то обойден вниманием гораздо более массовый митинг в Ангарске.

О происходящем в Иркутске за пределами Иркутска из федеральных СМИ ничего узнать было невозможно

– Статьи были опубликованы в журналах «Русский Newsweek», «Власть», «Огонек», «Smart Money», газетах «Ре-акция» и «Коммерсантъ»; на ТВ – НТВ и Рен-ТВ; радио – несколько передач «Эха Москвы». Почти все они были с грубыми ошибками, многие - откровенно враждебны к иркутянам, но «узнать» что-то можно было. Чужие Интернет-сайты вы в расчет не берете? А зря – Регнум поработал очень неплохо…

Если бы решение о переносе трубопровода не было принято, в Иркутске к осени мог бы случиться региональный аналог «оранжевой революции», который бы ни скрыть, ни проигнорировать не удалось.

– Безответственное заявление. Если бы Путин вдруг ударил кулаком по столу и заявил, что «нечего поддаваться на провокации» и «мы с дебоширами в переговоры не вступаем», то в «Байкальском движении» остались бы примерно те же, кто уже работает изо дня в день. И не более! «Байкальское движение» не получило бы главного – массовости, а без этого какая может быть революция?

На будущее - не слушайте комментарии и рассказы, сдобренные лошадиной дозой эйфории. За движение силовики как следует не брались, а было за что взяться – один «захват офиса Транснефти» в Ангарске чего стоит.

И, кстати, какого рода могла быть революция? Требование сменить губернатора? Переизбрать ЗС? «Путин, уйди сам»?

Общее убеждение в Иркутске - власть испугалась начавшихся выступлений и поэтому Путин приказал перенести нефтепровод от озера.

– Ой, нет. Надо шире закидывать сеть, и вы убедитесь, что спектр мнений широк – от «так было запланировано» до «это сделали иностранные банкиры, отказавшие «Транснефти» в кредитах». 90 с лишним процентов просто ничего не помнит.

По иркутскому телеканалу объявили «героев и антигероев» дня, определенных по якобы проведенному среди иркутян соцопросу. Главными героями оказались губернатор Иркутской области Александр Тишанин, председатель Заксобрания Виктор Круглов, президент РФ Владимир Путин (именно в таком порядке), двое из лидеров «Байкальского движения» - Владимир Наумов и Дмитрий Таевский.

– Опрос проводится фондом «Открытая Россия-Иркутск», организацией, уважаемой в Иркутске многими. В частности за то, что делается все по-честному. В их опросах участвуют 50 выпускников и участников программы «Школа публичной политики». Это представители восьми городов (Иркутск, Ангарск, Саянск, Зима, Черемхово, Свирск, Байкальск, Шелехов), депутаты Законодательного собрания области и ряда дум городов и районов, предприниматели, банковские служащие, представители научной интеллигенции (ИГУ, БГУЭП, ИрГТУ), партийные функционеры («Единая Россия», «Яблоко», «Родина», «СПС»), журналисты, общественные деятели, работники исполнительной власти».

Если быть точными, то первые трое в приведенной цитате победили в номинации «Политика», Дмитрий Таевский и Владимир Наумов – в номинации «Общество».

двое из лидеров «Байкальского движения» - Наумов и Таевский

– Не перестану повторять: у БД не было и нет лидеров, потому что в принципе нет деления на лидеров и рядовых участников, нет выборных должностей и фиксированного членства. Таевский, Кулехов и Наумов – члены оргкомитета.

В движении объединились люди с разными политическими взглядами – от нацболов и анархистов до экологов, либералов и представителей бизнеса. 

– Если бы Мазур понимал, какую чушь он пишет… Анархисты и нацболы в одной организации! – да скорее Путин вступит в СПС.

Несомненно, если бы протесты продолжались, «Байкальское движение» быстро превратилось бы в ведущую политическую силу региона.

– А это из чего следует? В него записалось – на пике протестов – менее 300 человек. Даже у НБП по спискам более 700, у ЕР – по последним моим данным – около 20 тысяч. Без денег, без депутатов, без собственных СМИ (Интернет все же не дотягивает до ТВ)…

В «Байкальском движении» простые иркутяне почувствовали свою силу, а политики получили бесценный опыт надпартийного взаимодействия.

– В «Байкальском движении» не было «простых» иркутян. Уж вы мне поверьте, даже те, кто не имеет собственного бизнеса и не мелькает каждый день на ТВ – очень непрост.
Политики в Иркутске не такие дураки, чтобы так вот все бросить и внепартийно взаимодействовать. Каждый, кто выходил на трибуну митинга, держал в уме предстоящие выборы; каждый, кто приходит сегодня на оргкомитет и продолжает сотрудничество с движением, думает о том же. Другое дело, что к этому отнеслись с пониманием – работа у них такая. А еще раньше значительное число молодых иркутских политиков приобрели такой опыт в «Школе публичной политики». Гораздо более стабильный, надежный и интересный опыт, кстати.

«Байкальскому» движению удастся стать зародышем гражданского общества

– Конфуций сказал: «Каждый раз, когда я бросаю камень в воду, попадаю точно в центр круга». Ферштейн? Все было наоборот: гражданское общество создало движения как концентрированное выражение своих интересов и запросов, как суммарный вектор многих идей и мнений.

Конечно, я придираюсь. Конечно, Мазур гений и любимец иркутской публики, а я так, шавка подзаборная. (только помните: некоторые слоны остались в литературе только потому, что их вовремя облаяли), но очень уж меня взбесила безапелляционность высказываний при откровенном незнании предмета. Даже не касаясь оценочной части – ну зачем городить чушь про поддержку власти, если телевизионщикам запрещали показывать сюжеты даже по местному ТВ? Зачем преувеличивать масштабы достижений? Зачем писать общие фразы про гражданское общество, не понимая, из чего оно состоит и как функционирует? Зачем провоцировать силовиков на профилактику фразами про революцию и силу?

Семен Полоцкий





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года