Александр Люлько: В стране процветает политическое рейдерство
На вопросы ТАЙГИ.info отвечает депутат Горсовета Новосибирска Александр Люлько.
- Александр Николаевич, Вы являетесь членом партии «Родина»?
- Партии «Родина» - нет. Но я являюсь членом Конгресса русских общин (лидеры Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин), вхожу в общественную организацию «За достойную жизнь» (лидер Сергей Глазьев), а так же возглавляю региональное отделение Народно-патриотической партии России (лидеры – Игорь Родионов и Владимир Милосердов). Все эти организации входят в избирательный блок «Родина». Напомню, что у избирательного блока «Родина» было три блокообразующих партии, а всего в его создании участвовало более 30 партий и организаций.
В 2003 году я был одним из руководителей штаба избирательного блока «Родина» по Новосибирской области. Мы получили неплохие результаты – выше, чем в среднем по стране. После выборов в Госдуму у наших лидеров оказались разные взгляды на дальнейшее развитие организации, с кем нужно сотрудничать и дружить. Глазьев предложил всем партиям и движениям, входящим в блок «Родина», объединиться на равноправных началах и создать единый Народно-патриотический союз «Родина» и партию «Родина». Партия российских регионов хотела «втянуть» в себя все составляющие блока, то есть всем организациям из блока предлагалось самораспуститься и войти в ее ряды. С этим согласились далеко не все. Сергей Бабурин позже вообще создал собственную фракцию в Государственной Думе.
На ситуацию в избирательном блоке повлияло то, что сразу после выборов в Госдуму началась компания по выборам президента. Глазьев был одним из кандидатов в президенты, а я руководил его штабом в Новосибирске. Как только Глазьев стал конкурентом Путина, в процессы внутри «Родины» стала вмешиваться администрация Президента (АП), которой было невыгодно выдвижение Глазьева. Началось откровенное давление на «Родину», провоцирование расколов, создавались искусственные конфликтные ситуации.
У АП была задача, чтобы Путин набрал максимальное число голосов. Лидеры крупнейших оппозиционных партий Зюганов, Жириновский вынуждены были не участвовать в выборах. Вы помните эти карикатурные выборы с Малышкиным, Харитоновым и другими…
Начался очень жесткий прессинг на штабы Глазьева. В Ижевске завели уголовное дело на начальника штаба. У нас была попытка захватить «Народно-патриотический союз «Родина»», сместить руководство и поставить подконтрольных людей. Был активно задействован административный ресурс. На учредительную конференцию «Народно-патриотического союза «Родина», которая состоялась в начале 2004-го года (между выборами в Госдуму и выборами Президента), на трех автобусах привезли специально нанятых людей, чтоб ее сорвать. Этого удалось избежать, но ценой огромных усилий и скандалов. Мне известно, кто стоял за этим, но нет достаточных для суда доказательств, поэтому не стану называть фамилии.
Как один из аспектов давления на Глазьева «Народно-патриотический союз «Родина» не регистрировали, начали откровенно «мочить». Партию Российских регионов, лидеры которой выступили против выдвижения Глазьева в президенты, в очень короткий срок зарегистрировали с названием «Родина», и объявили единственной наследницей одноименного избирательного блока. А Глазьеву дали понять, что в какую бы партию он не вошел, та партия будет закрыта.
- То есть произошла «приватизация» названия «партия Родина»?
- Да. Сегодня много говорят про захват различных заводов, даже термин новый придумали – «рейдерство». А по поводу захвата партий ничего не говорится. На самом деле, тоже самое сейчас происходит и с партиями. Используется административный ресурс или администрации президента, или администрации области, или каких-то иных государственных структур. При помощи этого ресурса происходит грубое вмешательство в партийное строительство с целью убрать неугодных самостоятельных лидеров и поставить на их месте послушных и управляемых.
Я уже говорил, что накануне создания глазьевской «Родины» в Новосибирске, с участием некоторых людей из обладминистрации, были посланы автобусы для «захвата» учредительной конференции. Но это грубый вариант, который, кстати, не удался. И поскольку он не удался в большинстве регионов страны, «глазьевскую» «Родину» не стали регистрировать в Минюсте.
Другой вариант был такой (и он удался) – когда была создана партия «Родина», туда поставили своих людей, оттерли тех, кто мог бы обладать собственным мнением, кто мог бы составить оппозицию власти. Фактически в руководстве партии «Родина» на местном уровне стоит человек, может быть, и приятный во всех отношениях, хороший специалист в своей отрасли и так далее, но как политик он не самостоятелен и просто выполняет чужие указания. У меня несколько раз состоялся разговор с ним, где фактически им открыто было сказано, что ему свою позицию надо согласовывать – с обладминистрацией, с полпредством президента, с партией «Единая Россия» и Бог еще знает с кем.
- Вы имеете ввиду нынешнего лидера новосибирской «Родины» Михаила Садового?
- Дело не в личности, а самой тенденции захвата партий с использованием административного ресурса. С моей точки зрения, произошел захват региональной организации партии «Родина», который вылился в то, что в списки партии «Родина» на выборах в областной Совет вошли члены другой партии – «Единой России». Причем такие члены, которых по моральным соображениям не сочла возможным включить в свой список «Единая Россия» (об этом писала пресса, в частности газета «Новая Сибирь»).
У нас в Ленинском районе один господин, кандидат в депутаты в областной Совет, вообще выпустил листовку, в которой написал «меня поддерживает «Родина» и «Единая Россия».
Поэтому ни я, ни Сергей Глазьев, не могли поддерживать такой список такой «Родины». Потому что это была чья-то другая «Родина».
«Рейдерство» касается не только «Родины», но и других партий. На последних выборах в областной Совет многие кадровые назначения в руководстве областного Совета были сделаны голосами КПРФ, аграриев и ЛДПР. Всем политикам Новосибирска известно, что с помощью этих оппозиционных партий был фактически совершен переворот внутри «Единой России» в угоду областной администрации: ведь этот переворот стал следствием получения контроля обладминистрацией над областным Советом. То есть парламентская оппозиция стала инструментом существующей власти.
Сейчас все оппозиционные партии стоят перед выбором – либо их вообще закроют, либо они позволят собой командовать. Поэтому все ведут себя тихо и послушно. А куда деваться? Иначе их просто выкинут из «большой» (другими словами, легальной) политики. Каждая из парламентских партий вместо борьбы за права трудового народа сама вынуждена заниматься собственным выживанием. Практически перед всеми зарегистрированными партиями России стоит вопрос «быть или не быть?». Либо ты сотрудничаешь с администрацией, либо лишаешься регистрации. Всех загоняют под колпак, надевают короткий поводок. Пляши под дудку хозяина, а то не получишь вкусной похлебки!
- Как Вы прокомментируете новость, что «Родина» объединяется с Партией жизни?
- И еще с Партией пенсионеров. У объединения «Родины» с партией «Жизни» и Партией пенсионеров были бы перспективы стать мощной политической силой, если бы лидерами этой новой партии стали такие люди, как Глазьев, Рогозин, Родионов, Ивашев... Но вряд ли этого допустят прокремлевские политтехнологи.
Боюсь, что это попытка реализовать бесхитростную схему, при которой партию власти, «Единую Россию», возглавляет спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов, а «оппозицию» – спикер верхней палаты Сергей Миронов. И обе эти партии будут соревноваться между собой в том, кто лучше признается в любви к Большому начальнику.
- К чему все это приведет?
- Некоторые считают, что это - стабильность. На мой взгляд, это опасная тенденция для развития страны, которая может дестабилизировать ситуацию в обществе. Должен быть механизм смены элит, возможность притока свежей крови. А существующая сейчас правящая элита пытается создать механизм, который исключает возможность легальной смены элиты.
В императорской России происходило обновление дворянства. Если ты дослужился до майора – ты уже дворянин, дослужился до полковника или генерала – потомственный дворянин. Можно было с простолюдина, сына рядового солдата, как генерал Деникин, дослужиться до самых высоких постов.
У нас же создается ситуация, когда смена элит каким-то нормальным, парламентским путем сильно затрудняется. Если власти посчитали, что им какая-то партия неудобна, ее просто не пускают в большую политику. В других странах тоже не пускают неудобных лидеров, но путем игры под названием выборы. Там есть какая-то борьба, игра ума, игра технологий.
А здесь просто, грубо не пускают, путем, например, отказа в регистрации в Минюсте. А дальше ситуация, которую мы уже проходили в нашей Российской истории неоднократно. Если человека не пускают в «большую» политику, он придумывает что-то новое. На то он и лидер, формальный или неформальный, личность, которая все равно будет бороться за власть, это заложено в человеческой природе. Об этом написано в учебниках, в массе философской и научной литературы. Он будет бороться за власть неразрешенными методами, экстремистскими. Отсюда сейчас все больше и больше эксцессов, которые происходят на улицах. Отсюда взрывы по политическим причинам, которых раньше не было. Если человека не пускают в парламентскую борьбу, он будет участвовать в непарламентской борьбе – это аксиома.
- Когда блок «Родина» формировался в 2003-м году, тоже было понятно, что это делается с благословления администрации президента. «Родине» был предоставлен эфир, на нее работал административный ресурс. Разве не это предопределило ее судьбу?
- Были публикации в прессе об этом. Но в составе блока «Родина» были люди самостоятельные, и которых, тем не менее, все-таки «пропустили» в Госдуму. Можно сказать, что они пробились в парламент. Навряд ли их присутствие в Госдуме радует представителей олигархической власти. Это, например, главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Крутов, который недавно заменил Вячеслава Клыкова на посту председателя Международного Фонда славянской письменности и культуры, такие политики, как те же Глазьев, бывший министр обороны Родионов, Николай Павлов, …
- Но они, так сказать, заключили «сделку с дьяволом», на что теперь жаловаться?
- По поводу сделки я не знаю. Я, например, никакой сделки не заключал. В избирательном блоке «Родина» люди разные, представители более тридцати различных партий и движений. Кто-то чего-то может и заключил, я не знаю, а многие, я в этом уверен, нет.
- Рогозин говорил про «Родину» «мы – спецназ президента»…
- Говорил, а теперь считает это ошибкой. А Глазьев так не говорил, депутаты фракции «Родина» так не говорили. Я тоже так не говорил, хотя и был руководителем избирательной кампании блока «Родина» в Новосибирске. В этом как раз и специфика любого избирательного блока, что там разные точки зрения. Потому блок сейчас и «мочат», что многие не брали никаких обязательств перед АП, и блоку удалось собрать под свои знамена очень большую часть патриотов России. Если бы избирательный блок был проектом Кремля, на его лидеров Глазьева и Рогозина не было таких нападок.
- Каковы сейчас у партии «Родина» перспективы?
- «Родина» сейчас на перепутье. Либо она будет развиваться как самостоятельная политическая сила, основанная на идеологии патриотизма, либо сойдет на нет. Для партии «Родина» опасностью является не отказ в регистрации, а в превращении в чей-либо филиал.
Борьба за власть может идти не только парламентским путем. Ничего страшного нет, если, как нас пугают, она не будет зарегистрирована. Часто партии, которые приходят к власти, не были зарегистрированы.
Важнее регистрации то, чтобы в партии сохранилась идейная основа. А то у нас часто получается, что ради попадания в областной Совет, в городской Совет, в Госдуму, лидеры начинают бегать между администрацией области, администрацией президента, избирательную кампанию возглавляет и вовсе представитель другой партии – партии «Единая Россия» (Люлько, видимо, намекает на Виктора Игнатова, по некоторым данным руководившим кампанией «Новой Сибири» по выборам в Облсовет, - прим. ТАЙГИ.info). Это и печально. В этом основная причина поражения партии «Родина» на последних выборах в областной Совет. Не надо думать, что народ у нас совсем ничего не понимает. Все он понимает, и за филиалы никто голосовать не будет.
Кстати, на мой взгляд, тот пресловутый ролик Рогозина, о котором много говорят (на выборах в Мосгордуму, - прим. ТАЙГИ.info) – он как раз придал большее сочувствие и мог бы дать партии «Родина» в перспективе больше голосов. Он был не ошибкой, а наоборот, я считаю, хорошим пиар-ходом.
Национально-патриотические идеи, которые проповедовал блок «Родина», а еще ранее – Конгресс Русских Общин, пробивают себе дорогу, начинают быть популярными. Когда я слышал последнее послание президента, у меня было ощущение, что он озвучил некоторые наши программные документы. Эти идеи жизненны, они необходимы, так что не надо с них сворачивать. Если есть какие-то сложности – надо не пасовать и идти до конца.
Часть «Родины», которая организовывала блок на выборах в Государственную Думу – «Движение за достойную жизнь» Глазьева, Народно-патриотическая партия России Родионова – не распушена. Мы регулярно собираемся и ни один человек никуда не ушел. Мы готовы и дальше работать на идею русского патриотизма. Возникнет необходимость – мы готовы провести эффективные выборы, да и не только выборы.
- Перед выборами в Горсовет было объявлено о намерении создать фракцию партии «Родина» в городском Совете. В частности среди депутатов называлась Ваша фамилия, фамилия Андрея Гудовского. Руководитель исполкома «Родины» Леонид Бобров утверждал, что подписи депутатов под этим соглашением не отзывались и соглашения остаются в силе.
- Речь шла о создании фракции «Родина», а не фракции партии «Родина». Это большая разница, потому что и у меня, и у других депутатов не было никаких обязательств перед партией, в которой мы не состоим и которая нас не выдвигала на выборах. В движении «Народно-патриотический Союз «Родина» я, как уже сказал, состою, и никогда не отказывался от этого.
Что касается фракции в горсовете, то создать ее оказалось невозможным по техническим причинам. Для организации фракции необходимо не менее пяти депутатов. А нас, разделяющих платформу избирательного блока «Родина», в городском Совете оказалось трое. Но в принципе я готов был бы вступить во фракцию «Родина», если бы количество депутатов было достаточным. Сейчас я вхожу во фракцию независимых депутатов «Народный депутат».
ТАЙГА.info
Карикатура: «Русский Newsweek»