Федеральная "вертикаль" врезалась в новосибирскую элиту
За последние пару недель на новосибирской политической сцене произошло сразу три события, которые могут иметь далеко идущие последствия.
Сначала прошел слух, что Виктор Толоконский поставил перед президентом вопрос о доверии. Возможно, единственным источником слуха стала публикация в «Новой Сибири». Возможно, она просто предала гласности кулуарные сплетни. Тем не менее, неделю эта тема живо обсуждалась в том узком кругу, который подобные темы вообще волнуют. Если эта публикация и была провокацией, то весьма удачной.
Неделя потребовалась Виктору Толоконскому, чтобы опровергнуть эти слухи. Задача была щекотливая. Выйти и сказать – «нет, не подавал и не собираюсь»? А почему? А вдруг еще кто припомнит, что собирался подать на переназначение еще в начале 2005-го года? Ведь такие опровержения не только в Новосибирске прочитают…
Вышел из ситуации Виктор Толоконский не то чтобы с блеском, но удовлетворительно. Оказывается, не подает потому, что Путин разрешил. Приехал на открытие Оперного театра в декабре 2005-го и говорит – мол, необязательно подавать заявление о доверии, и на наших отношениях это никак не скажется. Ну, Виктор Александрович и поверил сразу. И нам сообщил. Вот интересно-то было бы, если бы Путин прям на торжественном мероприятии сказал что-то другое. Например – не подашь на передоверие, сгною вместе с областью.
Кстати, Виктор Кресс в соседнем Томске не ставит вопрос о доверии тоже потому, что Путин разрешил: «"Еще долго", улыбнулся Путин, услышав число 2008, тем самым дав понять, что пока Крессу дается карт-бланш на работу без прохождения каких-либо официальных процедур». («Вечерний Томск», 12.11.2005)
Бедный Путин. Ни улыбнуться, ни выступить официально нельзя, чтоб не приняли за разрешение. Но не будет же Путин теперь опровергать Кресса и Толоконского.
Другое событие, которое могло бы стать общероссийской сенсацией и вывести его героя, мэра Новосибирска Владимира Городецкого, на общероссийскую политическую орбиту – это отказ руководителя крупнейшего муниципалитета страны вступить в «Единую Россию».
Но форма, в которой этот отказ был сделан, лишает его и тени героизма. Клянясь в верности делу партии и выражая полную готовность работать над укреплением института ее сторонников, Владимир Филлипович скромно замечает, что для этого не обязательно быть членом партии. Вот и пойди пойми – то ли Городецкий не хочет в партию, то ли его туда не берут, то ли берут, но не сейчас. Но одно понятно – на бунт и вызов системе это совершенно непохоже. Больше похоже на глупость и недоразумение.
И третье событие – начавшаяся в Новосибирске суета вокруг объединения трех партий – Партии жизни, «Родины» и Партии пенсионеров. Из этой троицы на реальную организацию похоже только отделение партии «Родины», но и его руководитель Михаил Садовой находится под влиянием руководства области. Новосибирское отделение Партии жизни во главе с бывшим руководителем департамента мэрии Новосибирска Тамарой Шараглазовой вообще не заметно на политической сцене.
Зато в Партии пенсионеров развернулась борьба, полная драматизма. В числе ее активистов оказались и бывшие работники мэрии, и крупный бизнесмен, и известный оперный певец, и уважаемый в городе бывший ректор НГТУ Анатолий Востриков, которого практически и избрали руководителем отделения этой партии. Но вот беда, Москва пока не готова согласиться с этим избранием. Видимо не была «рейдерская атака» на отделение согласовано с центральным руководством. А в Москве этого очень не любят, о чем «политическим рейдерам» надо было бы знать.
Что связывает эти три события между собой? Все они так или иначе касаются взаимоотношений новосибирской «элиты» с Москвой и с «вертикалью власти». И видно, что не все ладно в Датском королевстве.
Виктор Толоконский усидел в кресле губернатора, и, судя по всему, получил передышку в обмен на повышенные обязательства перед «Единой России». Но слабым звеном в новосибирской системе власти остается мэрия города Новосибирска. Трудно найти более подходящую кандидатуру на роль козла отпущения, чем беспартийный мэр. Даже если на то нет прямого указания из центра, на ком еще отрабатывать борьбу с коррупцией и прочими недостатками?
Но вполне возможно, что есть и прямое указание. Свидетельствует о том и информационная политика новосибирской ГТРК, подчиняющейся напрямую Москве. Критика новосибирской мэрии – постоянная составляющая новостей ГТРК. Мало того – на работу в ГТРК были взяты бывшие сотрудники НТН-4 Мария Лондон и Евгений Мездриков. Кроме профессионализма мог быть учтен и еще один критерий – старый конфликт этих журналистов с мэрией из-за избирательной кампании мэра 2004-го года и последующего закрытия НТН-4.
Вот и пойми теперь, что означает заявление Владимира Городецкого. Может, глупость. А может - попытка сделать хорошую мину при плохой игре. А может – согласованное с Москвой решение играть отдельно от руководства области, своего рода смена политической «крыши», например, на объединенную партию «пенсионеров, Родины и жизни».
Поживем – увидим. Но похоже, что этой осенью новосибирским политикам скучать не придется.
Алексей Мазур, ТАЙГА.info
Карикатура: Андрей Бильжо ("Известия")