Региональные элиты побежали в Партию жизни
В пятницу 13 октября в новосибирских СМИ появилось сообщение, что в Партию жизни влилась лояльная мэру фракция новосибирского Горсовета «Город». Это стало еще одним симптомом того, что объединенная Партия жизни, пенсионеров и «Родины» перерастает в реальную альтернативу «Единой России» не только в Туве, но и в других российских регионах. Аналитический отдел ТАЙГИ.info проанализировал общие тенденции образования «двухпартийной системы» в разных концах Сибири.
Как и предполагалось, процесс объединения Партий жизни, пенсионеров и «Родины» во вторую «партию власти» обернулся борьбой в регионах не только за лидерство в местных отделениях объединенной партии, но даже и за присутствие в ней.
Создать лояльную Кремлю оппозицию «Единой России» в регионах, где есть местные группы, ведущие подковерную или открытую борьбу за власть, было нетрудно. Так произошло, например, в Туве и в Свердловской области – группы, «выпавшие» из «Единой России», или не получившие в ней достаточных постов, или находящиеся в противоречиях с другими частями «Единой России», образовали костяк отделений Партии жизни. Кстати, характерно, что их заинтересовал именно бренд Партии жизни, а не Партии пенсионеров или «Родины» – федеральную «крышу» в борьбе за власть в регионе может обеспечить только Сергей Миронов, а не Александр Бабаков («Родина») или Игорь Зотов (Партия пенсионеров).
Подобные региональные группы обладают достаточным влиянием на местах, чтобы проходить в парламенты на выборах. Раньше для этих целей они создавали местные блоки. Однако по мере внедрения партийной системы и запреты местных блоков таких группам пришлось вступать в партии – иногда КПРФ или ЛДПР, а чаще всего в «Единую Россию». Но ужиться разнородным группам в «Единой России» не удалось, поэтому появление второй «партии власти» оказалось весьма кстати для тех, кто в «Единой России» был не у дел.
По уровню регионального противостояния российские регионы можно разделить на три типа.
В одних идет активная политическая борьба, как правило, связанная с дележом бизнеса и ресурсов. Сюда можно отнести такие регионы как Приморье, Иркутская, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Алтайский край.
В других установилось некоторое распределение сил, ни одна из групп влияния не контролирует ситуацию в регионе на 100%, но в целом есть «общественный консенсус». А если точнее – «консенсус элит» - потому что «простой народ» ни в одном регионе никакой роли, конечно, не играет. Сюда можно отнести Красноярский край, Петербург, Томскую область.
И есть регионы, в которых одна властная группа контролирует всю общественно-политическую жизнь, не допуская «разгула демократии». Сюда относится Кемеровская область, Татарстан (и вообще большинство национальных республик) и, как ни странно – Москва.
Иногда регионы переходят из одной категории в другую. Например, Новосибирская область, в которой до начала в 2005 году выборов в областной Совет все было тихо-мирно. Потом вдруг разгорелась борьба не на жизнь а на смерть, а потом также «вдруг» все утихомирилось. И вчерашние бунтовщики выстроились «на поклон» к победившему губернатору Виктору Толоконскому и его верному соратнику Алексею Беспаликову, который по итогам «войны» возглавил и «Единую Россию», и областной Совет. Надо отдать должное Алексею Акимовичу – он не стал уничтожать бывших оппозиционеров и не отдал их на растерзание их же бывшим соратникам (а те стремились проявить рвение). В результате на данный момент на создание «альтернативной правящей партии» в Новосибирске просто нет подходящего материала. Ее созданием приходится заниматься самим властям, что им, впрочем, на руку – подобно Кремлю они теперь тоже будут опираться на две «ноги». Под контролем областных властей проходит и процесс партстроительства в Кемеровской области.
На Алтае уже сформирована фракция Партии жизни в региональном парламенте. В Туве партия выиграла выборы у ЕР (с учетом результатов в одномандатных округах).
Щекотливая ситуация возникла в Иркутской области – там обе противоборствующие элитные группировки оказались в «Единой России» и никто не может взять вот так вот демонстративно выйти из нее. Но, надо полагать, и там скоро противостояние приобретет партийный оттенок.
А вот с «тихими регионами» проблема. С одной стороны, Москве надо формировать региональное руководство объединенной партии. С другой – руководство всех трех партий подконтрольно той же группе, что и руководство региональной «Единой России».
Показательна в этом смысле история, произошедшая в новосибирском отделении Партии пенсионеров. После «рейдерского» захвата партии в Москве, когда руководитель «пенсионеров» Валерий Гартунг был заменен на лояльного Кремлю Игоря Зотова, новосибирское отделение не было допущено к выборам в Облсовет и по существу, прекратило существование. Возглавлявший его экс-коммунист Александр Тарков понял, что не придется «ко двору» при Игоре Зотове, и «утратил связь» с ячейкой.
Но свято место пусто не бывает, тем более на носу – эпохальное объединение. Появилась инициативная группа, призвавшая провести конференцию и привлекшая в партию немало статусных людей. Практически в партийную газету Партии пенсионеров превратился «Николаевский проспект». В ее номере за 6 октября три полосы, включая первую, посвящены событиям в Партии пенсионеров и недоумению – почему московское руководство отказалось признать результаты конференции, на которой руководителем отделения был избран уважаемый в городе человек, бывший ректор НГТУ Анатолий Востриков, а инициаторы собрания вовсе исключены из партии? Бедному Анатолию Вострикову можно только посочувствовать. Наверняка его долго уговаривали и таки уговорили поучаствовать в этом мероприятие. И он сразу попал в центр пренеприятнейшей склоки. Печальное начало партийной карьеры!
Автор возьмет на себя смелость ответить на вопрос «почему». Если бы кремлевских кураторов Партии пенсионеров волновал вопрос статусности и уважения, вряд ли они бы стали изгонять Валерия Гартунга, депутата Госдумы и человека, раскрутившего партию практически с нуля. Задача была другая – Партия пенсионеров должна быть подконтрольна. Руководство партии – Кремлю, руководство региональных отделений – федеральному руководству партии.
Однако члены новосибирской инициативной группы проявили редкостную наивность – они поверили во внутрипартийные демократические процедуры и провели конференцию не согласовав ее с Москвой. При этом странным образом надеялись, что им поможет присутствие на конференции представителей Федеральной регистрационной службы и заместителя мэра. Возможно, они полагали, что перед объединением никто не станет устраивать скандал. Но, посудите сами, зачем федеральному руководству партии статусные люди во главе новосибирского регионального отделения, да еще такие, которые что хотят, то и делают? Сегодня они конференцию самовольно проводят, а завтра, чего доброго, поставят вопрос о смене руководства партии.
Есть еще один момент. Люди в регионах недооценивают осведомленность федерального руководства. Там внимательно читают региональную прессу, в том числе наш сайт, а также пасквили «доброжелателей» из регионов. Наверняка у московского руководства Партии пенсионеров могло появиться подозрение, что контроль над новосибирским отделением этой партии оказался у Алексея Беспаликова. Такие предположения высказывались в СМИ. Впрочем, Анатолий Востриков опровергал факт консультаций с обладминистрацией (а у нас с советских времен повелось считать опровержение признанием). Зато Алексей Беспаликов заявлял, что готов проголосовать (!?) хоть за Вострикова, хоть за Тамару Шароглазову (Партия жизни), хоть за Михаила Садового («Родина»). Если Кремлем планируется реальное противостояние в регионах между объединенной Партией жизни и «Единой Россией», то контроль над Партией жизни со стороны руководителя «ЕР» вряд ли укладывается в эти планы. Вторая «партия власти» должна быть подконтрольна Кремлю и партийному федеральному руководству, а не областной администрации. Поэтому новосибирской инициативной группе надо было ехать «на поклон» к Зотову и Миронову, а не договариваться с Беспаликовым, который в Новосибирской области традиционно занимается партстроительством. Но новосибирские политики слишком хорошо усвоили урок начала 2006 года, когда все нелояльные губернатору единороссы потеряли свои посты и не понимают, что «оппозиционность» Партии жизни по отношению к «Единой России» - это не фикция, во всяком случае, на местном уровне. В Новосибирске пока что это поняла только фракция «Город».
Попытка прогноза для Новосибирской области
Тривиальный вариант – объединенную партию в Новосибирске возглавит Тамара Шароглазова или Михаил Садовой, что обеспечит сохранение статус-кво. Либо в Партию пенсионеров будет возвращен Анатолий Востриков, который и возглавит объединенную партию. Если реализуется этот вариант, значит, Алексей Беспаликов вновь выйдет победителем из сложной ситуации. Зная его хватку, считать этот вариант маловероятным не стоит. Если же это не удастся, значит, намерения Москвы в создании «оппозиционной партии» самые серьезные.
Если же Москва сделает ставку на создание в регионе противовеса «Единой России» (а значит, и обладминистрации), то возможны следующие варианты:
1. Вступление в объединенную Партию жизни Владимира Городецкого. Если оно состоится, это радикально переменит политический ландшафт Новосибирской области. Тогда противостояние «Партия жизни-«Единая Россия»» пройдет по линии город-область и регион вернется во времена «Муха-Толоконский». Вероятность такого развития событий увеличивает вступление в Партию жизни промэрской фракции Горсовета «Город». Тот факт, что прагматичные политики-бизнесмены (Гудовский, например, успел побывать в «Союзе правых сил», но в последнее время не афишировал этот факт) и известный в Новосибирске политтехнолог вступили в партию, означает признание серьезности и перспективности этого проекта.
2. В Партию жизни перейдет и возглавит ее один из нынешних единороссов. Возможные варианты – Виктор Леонов (он же сейчас как сенатор напрямую контактирует с Сергеем Мироновым), Виктор Игнатов (который составил реальную конкуренцию Алексею Беспаликову на выборах спикера Облсовета, а затем остался не у дел) и Николай Мочалин, который уже порывался уйти из «ЕР», но ему не дали. Кстати, в свое время Мочалин интересовался перспективами возглавить отделение и «Родины», и Партии жизни. Надо заметить, что в СМИ, подконтрольных Виктору Игнатову, освещалось проведение другой, лояльной Игорю Зотову, конференции новосибирского отделения Партии Пенсионеров, на котором ее руководителем был избран Галл-Савальский (неожиданно всплывшая фигура руководителя общества инвалидов). Причем корреспондент "Новой Сибири" был единственным журналистом, попавшим на конференцию. В своей статье он затем не уставал расписывать радужные перспективы, стоящие перед Галл-Савальским.
3. Руководителем объединенной партии в Новосибирске оставят «техническую фигуру», не слишком подконтрольную обладминистрации (например, тот же Галл-Савальский) с тем, чтобы заменить ее на более статусную, когда такая найдется, готовую к противостоянию с областной администрацией. Может быть, это будет кто-то из депутатов Горсовета. Не исключено также политическое «воскрешение» Сергея Кибирева или еще кого-то из недавних «бузотеров».
ТАЙГА.info сообщит о развитии событий.
Аналитический отдел ТАЙГИ.info
Карикатура: "Ведомости"