Политическое рейдерство в Сибири

13 Ноя 2006, 17:09


Борьба в Новосибирске за бренд партии пенсионеров – с проведением альтернативных собраний, выборами альтернативных руководителей и вмешательством Москвы – дали ТАЙГЕ.info повод вспомнить богатую сибирскую историю применения «рейдерских» технологий в политике. Благо что впереди у сибиряков еще борьба за бренд вновь создаваемой «Справедливой России», и уже сейчас можно прогнозировать, что без скандалов там не обойдется.

Переходящая партия пенсионеров

Новосибирцы в последние несколько недель могли наблюдать за ходом борьбы в региональном отделении Партии пенсионеров. Точнее, наблюдали они выплеснувшиеся в СМИ комментарии участников этой борьбы, из которых понять можно было только одно – то ли кто-то у кого что-то украл, то ли пытался украсть, да не дали.

Мы то узнавали, что у нас сильная парторганизаця пенсионеров, пользующаяся настолько большой популярностью, что ее боится власть. То выяснялось, что организация находится в развале, но ей на помощь пришли новые активисты – бизнесмены, бывшие работники мэрии и заслуженные артисты. Они привели в партию Анатолия Вострикова, бывшего ректора НГТУ и уговорили его возглавить отделение партии. Но московское руководство, вместо того, чтобы обрадоваться подмоге, исключило всех доброхотов, а отделение возглавил невесть откуда взявшийся Игорь Галл-Савальский, руководитель общества инвалидов, сдававший в свое время «в аренду» фирмам, желающим получить налоговые послабления. Теперь инвалиды, надо полагать, будут укреплять партийные ряды. Сейчас стороны обвиняют друг друга в нелегитимности и в захвате отделения. Если это и был захват, то удачным он получился у Галл-Савальского

Эта схватка в новосибирском региональном отделении Партии пенсионеров – лишь один из многочисленных эпизодов борьбы за влияние в российских политических партиях.

Именно эта борьба, а вовсе не защита интересов избирателей, составляет основу партийной жизни. И благодаря изменениям в избирательном законодательстве теперь в депутаты будут избираться только те, кто сумел выйти победителем во внутрипартийной сваре.

За что воюем?

Казалось бы, как можно захватить партию, если это свободное объединение граждан? Но сегодня в России политическая партия – не столько объединение людей, сколько бренд и формальная структура, имеющая регистрацию в Минюсте. «Без бумажки ты какашка, лишь с бумажкой – человек», - гласит народная мудрость советских времен. Вот за волшебную бумажку, дающую право выставлять кандидатов в депутаты и прикрываться милым электорату брендом, и идет борьба в многочисленных региональных отделениях российских партий.

До недавнего времени захват партийных структур практиковался на региональном уровне. Особенность российского политического менталитета в том, что избиратели хорошо знают московских руководителей партий, не представляя, кто руководит данной партией в регионе. В центральном аппарате «Яблока» и вовсе отмечали такую тенденцию – самые лучшие результаты партия получала в тех регионах, где регионального отделения не было вовсе. Поэтому смена в регионе одного партийного лидера на другого проходила незамеченной для широкой публики и не сказывалась на результатах партии.

Заменить же незаметно Жириновского в ЛДПР или Явлинского в «Яблоке» гораздо сложнее.

Но за последние два года «рейдерским атакам» подвергались и федеральные партии. В начале 2004 года чуть было не потерял руководство в КПРФ Геннадий Зюганов. В Демократической партии России, которую было «прикупил» Михаил Касьянов, вдруг произошел переворот, приведший к руководству этой партии малоизвестного политтехнолога Андрея Богданова. Партия «Родина» сначала руками Дмитрия Рогозина избавилась от Сергея Глазьева, потом Рогозина сменил Александр Бабаков, а теперь «Родина» и вовсе исчезает с политической арены, сливаясь с Партией жизни и Партией пенсионеров. Последняя также сменила своего руководителя Валерия Гартунга на малоизвестного Игоря Зотова, причем уход Гартунга не был добровольным – его отстранил суд.

Надо отметить, что все примеры федерального политического «рейдерства» носят однонаправленный характер. Независимое или оппозиционное руководство партий заменяется на подконтрольное Кремлю. Что и понятно – конечное слово в «рейдерских атаках» за судом, который в России самый независимый в мире.

Технологии захвата

Захват партийной организации, как и захват завода, происходит каждый раз немного по-разному. Технология зависит от расстановки сил внутри организации, от позиции федерального руководства партии, от возможностей противоборствующих сторон.

Самый простой вариант – «продажа-покупка». Какой-то бизнесмен вдруг осознает, что ему надо возглавить партийный список или просто иметь лобби в местном органе власти. Он идет к существующим руководителям организации понравившейся ему партии и договаривается. Договоренности обычно заключаются в том, что партфункционеры получают материальную помощь, а бизнесмен – место в политсовете или пост руководителя. Но если бизнесмен умный и хорошо знает российскую практику, он еще едет и в Москву договариваться с федеральным руководством партии. Там тоже может быть либо материальное возмещение, либо обязательства добиться успехов в партстроительстве. Если бизнесмен жадный и ограничивается только договоренностями с местным руководством, федеральный центр может отказаться признавать произошедшие изменения.

По такой схеме в начале 90-х руководителем новосибирского «Яблока» стал директор Новосибирского электровакуумного завода Виктор Медведко. До этого он возглавлял фракцию «Коммунисты России» в горсовете и был сторонником «красного губернатора» Виталия Мухи. В свое время «прикупил» организации СПС и ЛДПР на Алтае местный магнат Анатолий Банных. Также на Алтае недавно обновилось руководство Партии жизни – им по совместительству стало руководство крупнейшей зерноперерабатывающей компании Алтая «Пава» в лице председателя совета директоров Андрея Игошина и вице-президента Петра Гайдука.

В прошлом году переменилось руководство новосибирской ЛДПР, только в качестве «покупателя» выступал не бизнес, а областная власть. Выдающимся примером политической прозорливости следует считать тактику Юрия Трутнева, который сейчас является министром природных ресурсов, а ранее был пермским губернатором. Когда был принят закон о том, что половина мест в регионах избирается по партспискам, он послал близких себе людей – чиновников и бизнесменов – ВО ВСЕ значимые партии. О качестве подхода говорит тот факт, что «засланец» Трутнева Никита Белых теперь и вовсе возглавляет федеральный СПС.

Автор этой статьи наблюдал, как грамотно и безболезненно была «поглощена» пермская парторганизация «Яблоко»: в Москву приехали солидные деловые люди, очень толковые и эффективные, совершенно не соответствовавшие обычному типу «яблочников», с уже готовым «бизнес-планом» развития организации и с полученным согласием предыдущего руководства пермского «Яблока».

Но бывает, что руководство организации упорствует, и добровольной смены не получается. Тогда начинается борьба. Здесь тоже возможны два варианта: действовать через Москву или снизу, через рядовых членов партии и низовые ячейки. Оптимальным является комбинированный вариант. Москва крайне неохотно пойдет на роспуск организации, потому что это может вызвать скандал и многочисленные судебные разбирательства. Но если в организации раскол, и две группы претендуют на «легитимность», федеральное руководство уже может одну из групп поддержать, а другую – исключить «за политический ущерб, нанесенный партии». Именно это мы и наблюдали недавно в новосибирской Партии пенсионеров.

Но для захвата партии или создания раскола требуется если не большинство, то существенный процент от числа членов организации. Как его достичь? Применяются разные методы. Подкуп, игра на противоречиях внутри организации, внедрение своих «агентов». Если у рейдера есть договоренность с Москвой, он может «принять в партию» рабочих своего завода или студентов дружественного ВУЗа. Если бы не была запрещена партийная деятельность в армейских частях, в партии вступали бы ротами и батальонами. Автор поучаствовал в свое время в таких «партийных игрищах» и даже пару лет возглавлял новосибирское «Яблоко». Впрочем, это было уже на его излете, к подкупу никто не прибегал, хватило договоренности с Москвой и приема полсотни новых членов.

Больше рычагов у рейдера, если он действует при содействии власти. Тогда на ключевых партфункционеров можно надавить через их бизнес или по месту работы. Также можно быть уверенным в позиции суда, если до него дойдет дело.

Власть, впрочем, может не только угрожать партийцам, но и предлагать им новые возможности: «поддержите нашего кандидата в лидеры отделения – тогда ваша партия получит хороший результат на выборах, а вам пойдет финансирование».

Система уже настолько отработала механизм воздействия на парторганизации, что обеспечивает видимость «добровольной смены руководства» в «Родине» и перехватывает порой инициативу в КПРФ у Геннадия Зюганова.

Новосибирские примеры

Вот попытка составить хронику партрейдерства на региональном уровне на примере одной только Новосибирской области:

1993 год. При образовании партии «Выбор России» (в последствии – «Демократический Выбор России») в Новосибирске образовалось два конкурирующих «Выбора», а в Омске – целых пять.

1994 год. Новосибирское отделение партии «Яблоко» «прибирает к рукам» бывший руководитель фракции «Коммунисты России» в горсовете, директор НЭВЗ Виктор Медведко.

1997 год. Судебный процесс между двумя лидерами Новосибирской «ДемРоссии» Яковом Савченко и Алексеем Мананниковым. В результате процесса избрание Савченко признано нелегитимным, в результате чего Мананников получает контроль над организацией (которая не имеет никакого значения) и выделенным ей помещением (которое имеет коммерческое значение).

1998 год. В новосибирском отделении партии Александра Лебедя конфликт между руководителем отделения Андреем Андрейченко и предпринимателем Сергеем Кибиревым, который пытается «захватить» организацию. В результате Лебедь исключает обоих.

2000 год. Медведко «передает» организацию «Яблоко» «в управление» директору завода «Станкосиб» Андрею Бецу. Однако в организации начинается раздрай, она остается без легитимных органов.

1999 год. На выборах создаются фиктивные организации «Коммунисты Новосибирска» и «Коммунисты за народовластие» для «отъема голосов» у КПРФ.

2001 год. В новосибирское «Яблоко» приходит группа новых членов во главе с политтехнологами Яковом Савченко и Алексеем Мазуром, которая получает с благословления федерального центра контроль над организацией.

2003 год. В Новосибирском отделении КПРФ острый конфликт между руководителями отделения и владельцем «Вестфалики» Михаилом Титовым, который пытается получить контроль над организацией. «Старое» руководство побеждает, сторонники Титова изгоняются из КПРФ.

2004 год. На базе Партии Регионов и студенческих профсоюзов формируется партия «Родина», в которую не попадают другие участники одноименного блока, в частности – сторонники Глазьева.

2005 год. По договоренности с Владимиром Жириновским руководство новосибирской организации ЛДПР меняется на лояльное губернатору Новосибирской области.

2006 год. После выборов в новосибирский областной Совет происходит смена руководства новосибирской «Единой России», откуда выдворяются ставленники Александра Карелина. Контроль над организацией переходит к бывшему заместителю губернатора области, спикеру Облсовета Алексею Беспаликову.

2006 год. Федеральное Бюро «Яблока» исключает из партии членов новосибирского политсовета, баллотировшихся в облсовет по списку своих союзников из СПС. Сам политсовет распускается.

Новосибирск был взят в качестве примера как регион, по которому мы располагаем наиболее полной информацией. Партийная жизнь в других регионах не менее интересна и насыщена.

Отметим также, что захват партий стал ключевым элементом политической жизни России после того, как выборы стали проводиться по партийным спискам.

Руководитель аналитического отдела ТАЙГИ.info Алексей Мазур
Карикатура: "Ведомости"


PS. В 2005 я добровольно оставил пост руководителя Новосибирского «Яблоко», а в 2006 вышел из партии, чем и закончил свою партийную деятельность. Чему очень рад.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года