Праздновать ли 23 февраля?

14 Фев 2007, 16:24

 
В редакцию ТАЙГИ.info поступила статья нашего постоянного читателя Антона Погорелова. Не разделяя некоторых радикальных пассажей автора, мы, тем не менее, решили познакомить нашу аудиторию с этим в высшей степени интересным и актуальным материалом.

В замечательном советском мультфильме «Приключение капитана Врунгеля» была песенка со словами: «Как вы яхту назовете – так она и поплывет». Корабль назвали гордым именем «Победа», но при спуске на воду две первые буковки отвалились и весь мультик яхта проплавала под именем «Беда». Это не помешало ей победить в регате, но проблем и приключений на долю экипажа выпало, хоть отбавляй.

Это может показаться странным, но когда приближается день 23 февраля и на работе милые дамы поздравляют весь без разбора мужской контингент, мне всегда вспоминается этот казус из мультфильма. Оставим без внимания тот факт, что день защитника Отечества у нас выродился в 8 марта для мужчин. Речь не об этом. Просто я знаю, что к теме защиты Отечества день 23 февраля 1918 года имеет очень неоднозначное отношение.

Самое удивительное, но подобный скепсис к этому празднику был привит мне во время срочной службы в рядах Вооруженных сил СССР в 1987-89 годах. И дело не в дедовщине, не армейском бардаке и других «прелестях», столкнувшись с которыми, многие молодые люди превращались из наивных романтиков в разочарованных циников. Я считаю, что мне со службой повезло.

Подрыв официальной трактовки был осуществлен, как ни странно, офицерами нашей роты – командирами взвода, роты, замполитом. Вопреки расхожему мнению, это были очень неглупые ребята, с незашоренным взглядом на жизнь. В конце восьмидесятых, если кто помнит, были отменены отсрочки по призыву для студентов, и наш взвод наполовину состоял из учащихся ВУЗов всей страны. Это создавало основу для неплохих отношений между рядовым и младшим офицерским составом. Во всяком случае, нормальные человеческие беседы между этими двумя категориями военнослужащих были не редкость.

Был еще один существенный момент. Я служил в спецчастях ВВ. Нашей задачей была охрана особо важного государственного объекта – Уральского электрохимического комбината. Сейчас секретность с этого объекта снята, и можно говорить, что УЭХК – это крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана.

Специфика закрытых городов и объектов проявлялась еще и в том, что воинские части, их охранявшие, имели также особую систему подчиненности. В общем, в состав Советской армии мы не входили. Неофициально это всегда подчеркивалось и было предметом своеобразной гордости. Бравада по отношению к «армейским» была своеобразным неписанным кодексом поведения. Доходило даже до того, что своеобразным шиком считалось не отдавать воинскую честь при встрече с армейскими офицерами.

В этом же ряду было и то, что день 23 февраля в нашей части был гораздо менее ярким событием, чем 20 декабря (дня внутренних войск тогда не было вот мы и считали своим днем День чекиста).

Как-то в разговоре с командиром взвода я высказал свое недоумение, что, хоть мы и не Советская армия, но день 23 февраля – это не просто праздник Советской армии, это день всех, кто защищает Родину. И тут в ответ я услышал нечто, что заставило меня по-новому посмотреть и на своего командира взвода, и на историю моей страны. Вкратце ответ был такой: а при чем здесь защита Родины? В феврале 1918 года под Нарвой произошло событие, которое желательно предать забвению навсегда, сказал командир. И, как это было принято, тут же привел марксистко-ленинское обоснование – ссылку на статью Ленина «Тяжелый, но необходимый урок».

Ленин в ней пишет о полном разгроме Красной армии, а простое сопоставление дат и упоминавшихся мест приводит к выводу – речь идет именно о тех событиях, которые мы считаем первыми победами Красной армии. Но главное было даже не это – Красная армия в этих боях защищала не Родину, она защищала большевистскую революции, что совсем не одно и тоже. Уже много лет спустя в книге Виктора Резуна «Очищение» я прочитал о том же. Лично я считаю Резуна предателем, и большинство его выводов и утверждений – ложью, но здесь он повторял то, что, оказывается, знали уже давно многие наблюдательные люди, интересующиеся историей России и СССР: 23 февраля 1918 – это день небывалого позора вооруженных сил моей страны.

Что же произошло? Одним из результатов Февральской революции 1917 года была отмена принципов единоначалия в русской армии, царская присяга отменялась, вводился институт солдатских комитетов, которые определяли, исполнять или нет решения командования. По сути это являлось смертным приговором великой армии. Мне до сих пор не понятно, как в таких условиях фронт держался еще целый год и было организовано даже одно крупное наступление. Причина, видимо, одна – это самопожертвование русского офицерского корпуса. Офицеры русской армии, верные своему долгу, ежедневно выходили на все эти митинги с неуправляемой солдатской массой и призывали их защищать страну. Сколько их тогда погибло от рук своих же солдат – известно только Богу. Но счет шел на сотни, если не тысячи.

Главную роль в натравливании солдат на своих же соотечественников играли большевистские агитаторы. По сути дела, гражданская война началась уже тогда. К моменту большевистского переворота разложение армии дошло до предела, но на тот момент немцы оккупировали только Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Русская армия даже в полумертвом состоянии сумела не пустить германо-австрийские войска в глубь территории.

Объяснять это только «позиционным» характером первой мировой войны нельзя. Ту же Румынию в 1916 году австрийские войска «схлопнули» за несколько недель, итальянский фронт те же австрийцы прорывали тоже без особых проблем и ставили Италию на грань поражения и в 1916, и в 1917 годах. Устойчивость обороны определялась не столько качеством окопов, сколько качеством самих войск.

Придя к власти, Ленин предложил мир «без аннексий и контрибуций». Германия ответила, что рассматривает Россию как побежденную страну и условия мира будет диктовать она. После этого большевистское правительство просто «включило дурака». Чего стоит хотя бы идея Троцкого «ни мира, ни войны, а армию распустить»!

Впрочем, распускать было уже нечего. Армии как таковой уже не существовало. Была неуправляемая солдатская масса. Волей-неволей большевикам пришлось заняться этой проблемой и 28 января 1918 года был подписан декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии. Немцы понаблюдали за всеми этими большевистскими экспромтами и решили нарушить перемирие и слегка подтолкнуть большевиков к правильному, на их взгляд, решению – принятию немецких условий мира.

Германия не планировала настоящего наступления. Для этого у нее уже не было сил. Была проведена обычная разведка боем с целью продемонстрировать активность. В бой пошли мобильные отряды немецких добровольцев. Результат этого действия шокировал даже самих немцев. Балтийские матросики и комиссары разбегались, даже не увидев, а только услышав звук немецких аэросаней, на которых под Нарвой передвигались малочисленные немецкие отряды. Псков взяла одна рота немцев. У них тогда не хватило солдат взять под контроль даже телеграф и телефон, и сообщения «немцы в городе» шли в Петроград еще несколько дней.

В период с 21 февраля по 6 марта Германия и ее союзники оккупировала Латвию, Эстонию, Белоруссию, Молдавию, Украину, Крым, Псков, Ростов, Грузию, Армению, Азербайджан. О потерях немцев и их союзников при этом ничего не известно. Немцам за две недели удалось без потерь захватить территорию, в пять раз превышающую ту, что они захватили на русском фронте за три с половиной года войны, потеряв при этом полтора миллиона человек. Нужно быть просто мазохистом, чтобы в основание праздника защиты Отечества положить события, которые являются беспримерным позором в истории России и ее армии. Германия могла без труда оккупировать всю страну, но это бы потребовало задействовать слишком большое количество войск на поддержание режима оккупации (пространства-то огромные ). К тому же все, что требовалось Германии (продовольствие, сырье, золото), большевики готовы были предоставить сами.

Россказни и том, что Ленин «предвидел», что Брестский мир будет недолговечен, оставим на совести тех, кто это утверждает. Временный характер этого мира Ленин связывал с надеждой на мировую революцию, которая, по его ожиданиям, должна была вспыхнуть в Европе, а не с поражением Германии от стран Антанты. Согласитесь, что качественным такое предвидение назвать трудно. А если бы США бы не послали в Европу свои войска в 1918 году и наступление Германии в мае-июне 1918 года оказалось бы успешным? И было бы заключено перемирие на условиях «14 пунктов Вильсона», то есть, грубо говоря, в войне Германии с Англией и Францией объявлялась бы ничья? На сколько десятилетий тогда продлился бы режим немецкой оккупации в России?

Поэтому преподнесение этих событий как повод для празднования дня защитников России – это не просто искажение истории, это многослойная ложь, так как:

1. Моя страна имеет многовековую историю, и почти всю свою историю вела ожесточенную борьбу за выживание по всему периметру своих границ. Согласившись с интерпретацией 23 февраля, я предаю память моих соотечественников, сражавшихся под знаменами Александра Невского и Дмитрия Донского, побеждавших Карла 12-го, Фридриха Великого и Наполеона, стоявших насмерть на бастионах Севастополя и штурмовавших Плевну. История моей страны не началась в 1917 году.

2. Красная Армия в 1918 году не создавалась ради защиты Родины от иноземных захватчиков. Она создавалась как инструмент защиты революционного космополитичного режима. В период гражданской войны был только один период, который можно с натяжкой рассматривать как имеющий отношение к отражению иностранной агрессии – война с Польшей в 1920 г. Вопреки расхожему мнению об интервенции 14-ти держав, с войсками Антанты части регулярной Красная армии в бои не вступали. Англичане, французы, американцы и японцы ушли с нашей территории сами.

3. «Боевое крещение молодой Красной Армии» в феврале 1918 года было на самом деле позорным бегством, обернувшимся неслыханным за всю историю России позорным поражением и унизительным Брестским миром. В терминах международного права такой мир называется капитуляцией. (Не путать с полной и безоговорочной капитуляцией – до этого все же, слава Богу, не дошло)

Получается, что 23 февраля празднуем мы отказ от героической истории своего народа, кончину армии Российской империи, учреждение инструмента национального и гражданского подавления и небывалое унизительное поражение в первой мировой войне.

Теперь, понятно, как восприятие подноготной этого праздника из повода для гордости сменилось осознанием той трагедии, которая постигла Россию в это время. «Победа» обернулась «Бедой».

Какой же из всего этого нужно сделать вывод? Первое, что может прийти в голову – перестать обманывать самих себя и отказаться от этого праздника, так как события, которые он собой знаменует, поводом для торжества являться точно не могут.

Однако вопреки всему вышесказанному, мое мнение такое – праздник необходимо сохранить. И единственной причиной этого являются люди: наши деды и прадеды, которые в самой страшной войне, грозившей истреблению моего народа, сумели победить и тем самым спасти нас всех. Они защищали нас, погибали ради нас и для них в эти страшные времена 23 февраля был священным днем. Одно это перевешивает все остальное. Отказавшись от празднования 23 февраля, мы бы предали и память павших соотечественников, но уже в Великой Отечественной войне. Своей кровью и своей верой в этот праздник советские солдаты легитимизировали день 23 февраля и дали право ему на существование.

Красная армия 1941-45 годов, в отличие от Красной армии 1918 года, защищала и спасла страну, победила в самой страшной войне. Своим героизмом во второй мировой войне советские люди заполнили всю ту пустоту дня 23 февраля, о которой я говорил ранее, смыли всю ложь и позор. Это и есть повод для гордости и основание для праздника.

При праздновании этого дня необходимо отдавать дань уважения и нескольким поколениям наших соотечественников, которые не воевали, не совершали подвигов, не приносили себя в жертву. Они просто жили. Честно и достойно. И для них отказ от празднования 23 февраля был бы еще одним поводом подумать, что жили они зря. А это в корне неверно.

Получается, нужно оставить все как есть? Ни в коем случае. День 23 февраля должен остаться днем защитника Отечества, но трактовка этого праздника должна кардинально измениться. Никаких торжественных упоминаний про Нарву, балтийских матросов и другую чепуху. Не Дыбенко со своей балтийской матросней, не Троцкий и Ленин со своими декретами, а эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», где советский разведчик на своей вилле под Берлином в третьем рейхе молча отмечает этот день, должен быть подведен в основание этого дня.

И в советский период было множество примеров героизма и военной доблести. Но это не должно касаться гражданской войны. Этот период нашей истории должен восприниматься только как величайшая национальная трагедия. (Кстати, белые гражданскую войну именно так и воспринимали. И в армии Деникина ордена не давали, так как считалось кощунством награждать во время братоубийственной войны). Нужно во чтобы то ни стало оборвать гнилой корень этого праздника, но оставить чистый побег.

Кроме того, почему бы не реабилитировать память об армии Российской империи? Что мешает иметь два дня посвященных Вооруженным силам России? И ведь есть такой день - 21 ноября 1699. В этот день Петр Первый подписал указ о создании в России регулярной армии. (Сейчас 21 ноября – это день налоговика, но я думаю, что мытари могут подыскать себе что-нибудь другое). Вообще-то 21 ноября - день Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. Императорский указ специально был приурочен к этой дате. Догадываюсь, что многие прочтя об этом, тут же начнут привычную песню – Россия светское государство, многоконфессиональная страна и так далее. Но почему бы тогда Вам, уважаемые господа, не переименовать другое творение рук царя Петра – город Санкт-Петербург? Ведь он тоже назван в честь христианского святого – апостола Петра. Ах, дань исторической памяти? Но почему бы тогда не отдать дать той же самой исторической памяти применительно к истории российской армии. Меньше заслужила?

Никто не призывает всех граждан России праздновать этот день именно как православный праздник. Это именно день основания регулярной армии России. Что же касается того, что в российской армии много мусульман, то поверьте – многие мусульмане плохо относятся к русским как раз не потому, что среди них есть православные христиане, а потому, что большинство из них в Бога не верит и слово «мать» у нас чаще всего звучит как составная часть грязного ругательства.

Кстати, в Российской империи мусульман также было предостаточно, воевали они хорошо и к орденам их представляли безо всяких дискриминаций. Но проблема была в том, что все ордена империи носили имя и имели изображение какого-либо христианского святого. В частности, на Георгиевских крестах было изображение Георгия Победоносца.

К вопросам веры при царе относились деликатно. И показалось, что награждение героев-мусульман изображением христианского святого может их оскорбить. Поэтому решили ордена выдавать, но особенные - вместо образа на них был выбит герб империи, двуглавый орел. Вручение наград часто сопровождалось скандалом. Суть претензий новоиспеченных кавалеров, исповедующих ислам, можно выразить фразой «Нэ хочу птыцу, джыгита хочу». И приходилось, чтобы не обидеть героев, выдавать им награды с изображением христианских святых. Что-то я не слышал, что бы у кого-нибудь из награжденных были бы проблемы со своими единоверцами. Так что, господа ревнители межрелигиозной гармонии – не нужно быть большими мусульманами, чем сами мусульмане.

Идею появления второго «дня армии» можно обосновать еще тем, что нечто подобное уже проявляется на уровне символов. Мир военных – это, помимо прочего, мир зрительных образов – знамена, эмблемы, форма. Но в современной российской армии уже давно соседствуют двуглавый орел и советская звезда, Красное знамя и Андреевский флаг. И никакой неуместной эклетики я здесь не вижу. Осознанно или нет, но военные уже соединяют воедино образы армий Советского Союза и Российской империи.

Изменение интерпретации даты 23 февраля при сохранении праздничного статуса этого дня во всей полноте и учреждение второго дня, связанного с российской армией (не обязательно 21 ноября, но непременно связанного с армией периода Российской империи) будет последним шагом на пути соединения воедино истории моей страны и ее армии, позволит не кривя душой произносить в эти оба дня слова поздравления и отдавать дать памяти и благодарности всем защитниками нашего Отечества, великого и неделимого не только территориально, но и во времени и истории.

Антон Погорелов, специально для ТАЙГИ.info




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года