Выборы в Красноярске: клоуны против акробатов
15 апреля в Красноярском крае состоятся выборы законодательного собрания нового, объединенного региона. Мандаты получат 52 депутата, 26 из которых будут избраны по спискам политических партий, 22 – в одномандатных округах, 4 – в двух двухмандатных избирательных округах, сформированных на территории Таймыра и Эвенкии.
Это будут последние крупные региональные выборы перед выборами Государственной Думы осенью этого года. Поэтому всеми политическими силами, а также наблюдателями избирательной кампании в Красноярском крае придается большое значение
Тем более что за Красноярским краем закрепилась репутация «российского Нью-Гемпшира»: считается, что Красноярский край в миниатюре повторят голосование России в целом. На деле эта репутация – миф, основанный на двух совпадениях в 90-х годах. После этого Красноярский край голосовал ничуть не более «среднероссийски», чем другие регионы.
Однако уже сейчас, за две недели до голосования, можно смело утверждать, что выборы в Красноярском крае действительно стали моделью предстоящих думских выборов. И дело не в том, кто из партий наберет вожделенные 7%. Дело в том, что не избиратель теперь определяет – кому быть депутатом, а кому – нет.
Зачистка электорального поля
Из 11 партий, подавших документы для участии в выборах (еще две не смогли даже подать), Временная избирательная комиссия Красноярского края (ВИК) отказала пяти. Существенно поредели и ряды одномандатников – не попала в бюллетени почти треть сдавших документы.
Этот процент действительно соответствует «среднероссийскому». По данным ассоциации в защиту прав избирателей «ГОЛОС», на прошедших 11 марта 2007 года выборах в 14 регионах отсев кандидатов избирательными комиссиями составил 31% против 10% осенью прошлого года. Если ужесточение законодательства будет продолжаться такими темпами, осенью просто будет не из кого выбирать.
Впрочем, ужесточать смысла уже нет – выбирать и так уже не из кого.
Не так много в России политиков, желающих быть в настоящей, а не бутафорской оппозиции. И еще меньше тех, кто печется об избирателях больше, чем о своей карьере. Отсев в 30% кандидатов вполне достаточен, чтоб полностью зачистить электоральное поле от еще уцелевших «донкихотов» и «робингудов».
И Красноярский ВИК это убедительно доказал.
Также он доказал, что была бы партия, а повод снять ее с выборов – найдется.
За что снимают с выборов
Самая распространенная причина снятия с выборов, как партийного списка партий, так и кандидатов-одномандатников, это «недостоверные подписи». Именно за это были сняты с выборов все пять красноярских партий, получивших отказ ВИК (а потом – и ЦИК): Партия Возрождения России, «Патриоты России», «Народная Воля», Аграрная партия и Демпартия России. Только Социалистической Единой Партии России (СЕПР) удалось собрать необходимые подписи и оказаться зарегистрированной, что весьма удивительно для партии, не добившейся каких-либо успехов на прошедших 11 марта выборах.
Примечательно, что из пяти «отбракованных» партий две – Партия Возрождения России и Аграрная партия – имели реальные шансы на прохождение 7%-го барьера в Красноярском крае, еще две – «Патриоты России» и «Народная Воля» - за избрание могли всерьез побороться.
Под брендом Партии Возрождения России в Красноярском крае собирался баллотироваться «Блок Быкова» - по сути, единственная реальная оппозиционная сила в Красноярском крае, выигравшая у «Единой России» выборы в горсовет Назарово. Предыдущий используемый сторонниками Быкова бренд, «Евразийский Союз», оказался в прошлом году лишенным регистрации в качестве партии.
Зато «виртуальная» СЕПР, которая шансов на избрание не имеет, голоса будет отбирать у КПРФ и «Справедливой России», а не у «Единой России».
Но ВИК подстраховался и кроме «недостоверных подписей» заготовил еще несколько причин для отказа. Особенно скрупулезным он был по отношению к ПВР и выискал еще две причины для отказа в регистрации.
Первая: неполнота сведений об уполномоченных представителях. В чем неполнота? ОТСУТСТВИЕ СВЕДЕНИЙ О НОМЕРАХ ТЕЛЕФОНОВ.
Вторая – бдительный ВИК заподозрил неладное в легитимности съезда ПВР, прошедшего в Москве, на котором выдвинули кандидатов на красноярские выборы. И бдительный ВИК обратился в Федеральную Регистрационную Службу (а она находится в подчинении Минюста, то есть бывшего генпрокурора Владимира Устинова) с просьбой проверить, все ли правильно было на прошедшем съезде.
Как известно, ищущий да обрящет. Оказалось, что полномочия руководящих органов партии истекли, созывать съезд они уже права не имели, а на самом съезде, если его каким-то чудом собрали, руководящие органы надо было переизбрать. И все это, конечно, категорически противоречит тому, чтобы жители красноярского края могли голосовать за блок Быкова. Так что придется Анатолию Быкову теперь избираться одному по одномандатному округу. Если не нарушит каких правил ведения агитация. А этих правил много и расставлены они по электоральному полю, как мины-растяжки. Преодолевать нужно с поистине акробатической ловкостью - или заручившись поддержкой административного ресурса.
Почему ВИК попросил ФРС проверить легитимность только съезда ПВР? А правильно ли были выдвинуты делегаты на конференции «Единой России» и «Справедливой России»? А правильно ли указана партийная принадлежность Валерия Зубова, возглавляющего список СР на выборах? Вышел ли он из РПР? Прошел ли кандидатский стаж?
И много других интересных вопросов можно задать ФРС, и не только по Красноярску. Например, как это на выборах в Томской области «Справедливая Россия» на ходу меняла списки и ухитрилась ничего не нарушить ни в партийном ни в избирательном законодательстве.
Что такое недостоверные подписи?
Из новостей и отрывочных выступлений можно решить, что партии доверяют сбор подписей каким-то жуликам, которые подписи рисуют, добывая паспортные данные граждан из баз данных. Скажем вам по секрету – так оно и есть, но только в тех случаях, когда партия уверена, что ее подписи будут приняты благожелательно. Причем именно «рисованные» подписи лучше всего проходят «проверку» - ведь они написаны аккуратно, ровным почерком, в них мало ошибок и помарок.
Но если партия не уверена в благожелательности избирательной комиссии, она подписи собирает со всей тщательностью, и все подозрительное из подписных листов вычеркивает сама.
Как показал красноярский опыт Аграрной Партии и партии «Народная Воля», даже самый тщательный отбор подписей и полная уверенность в людях, эти подписи поставивших, не гарантирует получения регистрации на выборах.
ВИК проверил 4180 подписей из числа представленных партией «Народная Воля» и признал «недостоверными» 419 из них. Парадокс заключался в том, что к самим подписям у ВИК претензий не было. Но вот заверил подписные листы, в которых стояли эти подписи, руководитель Красноярского отделения партии, который был на этих выборах «финансовым уполномоченным партии», а не просто «уполномоченным». Закон о выборах гласит, что подписные листы заверяются «уполномоченными», не уточняя, какими именно. ВИК решил, что просто «уполномоченные» могут заверять, а «финансовые уполномоченные» - нет. И на этом основании – «Народную Волю» с выборов долой. И ничего, что избиратели подписывались правильно, и что все подписи настоящие, никого это не волнует.
Аграрии в доказательство достоверности своих подписей, которые забраковал ВИК, привезли письменные заявления всех подписантов, чьи подписи проверял ВИК. Граждане подтверждают, что они таки расписывались за Аграрную Партию и просят признать свои подписи достоверными.
Казалось бы, что еще нужно для признания подписей достоверными? Неужели мнение экспертов избиркома о подписи гражданина значит больше, чем подтверждение самого гражданина? Оказалось, что именно так. Константин Бочаров на вопрос члена ЦИК Елены Дубровиной сказал, что не верит, что это – те граждане, которые ставили подписи.
Заметьте – все верят, что эти граждане высказались в поддержку партий и хотят видеть их в избирательном бюллетене. Но юридические закорючки оказываются важнее воли граждан. Впрочем, для России это не новость.
И раз юридические закорючки цепляют одни партии и спокойно попускают другие – значит, они подвластны другой, более могущественной воле, чем воля избирателей.
Как зарегистрировались те, кто «выжил»?
Четыре партии из шести – это стандартный набор, принявший участие почти во всех региональных выборах 11 марта и почти повсеместно прошедший в местные парламенты: ЕР, СР, КПРФ и ЛДПР.
СПС упорно пытается войти в число претендентов на думские мандаты и тоже выставил свой список, как всегда – с Никитой Белых во главе.
Загадкой выборов остается единственная партия, сумевшая зарегистрироваться по подписям – СЕПР. То ли это «политтехнологический проект», призванный отобрать несколько процентов у КПРФ, то ли «коммерческое предприятие» красноярского филала «Сибзолота», чей исполнительный директор Андрей Первухин баллотируется под третьим номером.
ЕР, КПРФ и ЛДПР зарегистрировали свои списки, как «парламентские партии» - то есть им не надо было ни собирать подписи, ни вносить залог. Для себя «парламентские партии» оставили минимум юридических закорючек – не зря над изменениями избирательного законодательства работали их фракции в Госдуме.
«Эсеры» и СПС предпочли отдать избирательный залог. Сумма немалая, но как оказалось, не стоит на этом экономить.
Мораль сей басни такова: хочешь баллотироваться – копи деньги на избирательный залог.
Молчать нельзя агитировать
Избирательный закон обставил юридическими крючками не только процедуру голосования. Теперь слово влево, слово вправо – нарушение правил предвыборной агитации.
Краевой закон о выборах настолько подробно регламинирует правила освещения избирательной кампании, что делает это освещение невозможным без риска быть привлеченным к ответственности. Остается только платная агитация.
Не так давно красноярский горизбирком наказал некоторые СМИ и теперь сам же недоволен их молчанием. Как сообщает агентство REGNUM, «председатель избирательной комиссии Красноярска Анна Лисовская недовольна реакцией СМИ на наказания за нарушения законодательства. «Я понимаю реакцию средств массовой информации на то, что их немножко наказали за не совсем правильное информирование избирателей, но обидно, что так отреагировали и про выборы больше ничего практически не говорят», - отметила она».
Чего ждать от выборов?
Ответ на этот вопрос уже знает каждый взрослый россиянин. Ничего не ждать. В общем и целом все останется по-прежнему. Вопрос в том, как рассядутся те, кому разрешили поучаствовать – он сильно волнует самих участников выборов и существенно меньше – их немногочисленных сторонников.
Реальной оппозиции в виде Блока Быкова на этих выборах не будет. Особой интриги в виде борьбы между «Единой Россией»(Александр Хлопонин) и «Справедливой Россией» (Валерий Зубов): влияние администрации края на формирование краевой организации СР было достаточно велико для того, чтобы там оказались не оппозиционеры, а лояльные краевым властям политики. К этому формированию еще на дальних подступах не был допущен Анатолий Быков, потом лидером «эсеров» не сумел стать мэр Дивногорска Владимир Германович, не слишком послушный краевой администрации. Говорят, что Валерий Зубов возглавил краевых «эсеров» с подачи Петра Пимашкова.
В общем, это совсем не та ситуация, что в Туве или Ставрополье, где краевые организации ЕР и СР сошлись в непримиримой схватке. Да и сам Валерий Зубов, бывший губернатор Красноярского края, проигравший в 1998 Александру Лебедю, пользуется по старой памяти некоторым авторитетом. Но ни народным трибуном, ни харизматичным лидером, способным бросить смертельный вызов системе власти в Красноярском крае, он не является. Вряд ли помогут «эсерам» и националистические эскапады депутата заксобрания, баллотирующегося по спискам СР Олега Пащенко.
Скорее всего «Ставропольского чуда» не повторится и «Единая Россия» займет заветное первое место, набрав процентов 40 голосов от числа избирателей. Примерно поровну – процентов по 15-20 наберут КПРФ и СР, чуть отстанет от них ЛДПР. Возможно, сумеет перевалить за 7%-й барьер СПС.
К нам приезжает цирк!
Российская публичная политика давно превратилась в балаган, призванный отвлекать внимание россиян от реальных политических процессов: таких, как распределение постов, предприятий, денежных потоков. Выборы призваны создать иллюзию «власти народа» и обеспечить легитимность той власти, которая есть, и уходить никуда не собирается.
Вполне можно понять тех, кто голосует в этой ситуации за ЛДПР и Жириновского. Если политика – цирк, то в цирке должен быть клоун.
Накануне судьбоносных (для весьма небольшого числа политиков) выборов и в Красноярск приедет почти весь российский политический цирк. 9 апреля приезжает лидер «Единой России» Борис Грызлов. Чтобы скрасить ему пребывание в холодной Сибири, в этот же день намерен приехать и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. На начало апреля также намечены визиты Владимира Жириновского, Никиты Белых и Николая Харитонова.
В общем, красноярцы смогут посмотреть избирательную кампанию «Госдума 2007» в миниатюре. Жаль, Алена Делона, который приезжал в 1998 году на выборы Александра Лебедя, не будет.
Аналитический отдел ТАЙГИ.info