Выборы в Красноярске: Союз Платных Сил

11 Апр 2007, 14:17

Красноярские выборы как модель выборов в Госдуму

Избирательную кампанию в Красноярском крае во многом можно считать моделью предстоящих осенью выборов в Госдуму.

Во-первых, в Красноярске наглядно продемонстрированы возросшие возможности избирательных комиссий по отсеву «нежелательных» партий и отдельных кандидатов. Получили отказ в регистрации треть кандидатов-одномандатников и четыре из пяти партий, сдавших подписи. Одной из них, созданной специально под борьбу с правыми партиями ДПР, которую возглавляет московский политтехнолог Андрей Богданов, удалось добиться регистрации через суд. Но этого не удалось другим, куда более серьезным и опытным партиям: Аграрной, «Народной Воле» и Блоку Быкова, шедшему под знаменами «Партии Возрождения России».

Парламентские партии – «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР – были зарегистрированы без залога и сбора подписей (благо, что они сами написали такие законы). «Справедливая Россия» и СПС внесли денежный залог.

Теперь, после красноярской «зачистки», число желающих собирать подписи на предстоящих выборах в Госдуму резко поубавится.

Во-вторых, отметим, что сама избирательная кампания шла вяло и бесцветно, особенно по сравнению с красноярским опытом предыдущих лет. Впрочем, это неудивительно, если учесть, что региональная оппозиция на выборы не попала. Самыми громкими событиями стали задержание агитаторов ЛДПР и разбирательство по этому поводу, да поддержка «Блоком Быкова» списка КПРФ и ехидные комментарии оппонентов на тему «политической беспринципности» как Анатолия Быкова, так и коммунистов.

И тут неожиданно разгорелся скандал федерального, можно сказать, уровня. Красноярская милиция блокировала работу предвыборных штабов Союза Правых Сил, задержала многих его активистов (называется число 47), изъяла из штабов документы. Всего было проверено 30 штабов.

Как оказалось, проверка была проведена по заявлению красноярского отделения ДПР: «демократы» просили проверить, не осуществляет ли СПС массовый подкуп избирателей. Отзывчивое ГУВД Красноярска откликнулось на просьбу ДПР и выделило на эти цели несколько десятков сотрудников.

Руководство СПС расценило эти действия как спланированную политическую акцию, направленную против «единственной независимой и оппозиционной партии», а Александра Хлопонина (по мнению правых, именно ему принадлежит инициатива «наезда» на СПС) назвало «Сибирским Лукашенко».

Андроиды против киборгов

Известный Интернет-деятель Максим Кононенко (он же Мистер Паркер) ввел в российский политический обиход слово «андроид». По его версии, большая часть российской «политической элиты» - это андроиды, действующие по заложенной в них программе. Собственно, «Единая Россия» практически полностью из андроидов и состоит.

Внимательное наблюдение за российскими политиками дает много подтверждений этой шуточной версии. Причем ее можно расширить – каждая партия состоит из андроидов, только программы в них заложены разные. Любой, кто видел выступления Никиты Белых, не усомнится в том, что это – андроид-либерал довольно совершенной модели. Про лидеров КПРФ и говорить не приходится. Это андроиды той же модели, что и в «Единой России», в которых забыли заменить программу.

Главное свойство андроида – он все время говорит одно и то же. И он абсолютно предсказуем. С одной стороны, это очень удобно. Всегда известно, чего ожидать от андроида.

Простой пример. Берем андроидов из «Яблока», СПС, ДПР, РПР и устраиваем между ними дискуссию об объединении всех демократов. Вам очевиден исход дискуссии? А андроиды будут спорить всерьез и до посинения.

С другой стороны, у андроидов есть несколько больших проблем. Они не реагируют на реальность, что иногда приводит к печальным последствиям. И они говорят правду только в том случае, если правда случайно совпадет с заложенной в них программой. Понять о том, что происходит на политической сцене или в жизни страны на самом деле, по сообщениям андроидов практически невозможно. Это осложняет работу и тем, кто андроидами управляет.

Взять тот же случай со снятием партий с красноярских выборов. Заранее можно было предсказать, что избирком скажет: «мы действовали по букве закона», а все снятые партии возразят: «нас сняли за то, что мы оппозиция». Все именно так и сказали.

Комментарии участников конфликта вокруг СПС в Красноярске также дают ноль битов информации. Андроиды из СПС пытаются предстать невинными жертвами чудовищного произвола. Красноярская милиция – бесстрастными борцами за законность. Восстанавливать картину красноярских событий приходится по скудным отрывкам информации, случайно озвученной в ходе конфликта и по тем событиям, которые ему предшествовали.

СПС – политическая сила или фантом?

Еще незадолго до выборов красноярское отделение СПС называли «виртуальным»: «наш местный СПС - это только бренд, и ничего, кроме бренда. Прежнее его руководство расточилось, нынешнее никому не известно… Тут случай, обратный красноярскому СПС: если в целом по России «Союз правых сил» что-то значит, является политической силой и так далее, то в Красноярске это просто три буквы. А ПВР и «Евразийский союз» что-то значили в масштабах края, поскольку были связаны с небезызвестным Быковым», - писала, например, «Сегодняшняя газета» в номере от 15 марта.

И вдруг мы читаем в «сводках с фронтов»: блокировано 30 штабов СПС, 300 сотрудников не смогли приступить к работе, задержано 47 активистов. Это ли не реальная политическая сила? Получается, что красноярские журналисты не разглядели у себя под носом не только крупную и разветвленную политическую организацию, но и «единственную независимую и оппозиционную партию», как скромно именует СПС Никита Белых?

Скорее всего, журналисты не ошибались. Потому что «виртуален» СПС не только в Красноярском крае, но и в большинстве регионов России. В нем состоят члены, есть формальное руководство, но признаки жизни СПС подает только в преддверии очередных выборов и по мере поступления денежных средств.

Чем же можно объяснить такой бурный рост парторганизации красноярского СПС и последние успехи СПС на региональных выборах (в марте им удалось пройти в пять региональных парламентов)? Ведь в Госдуму СПС набрал всего 3%, а на местных выборах «правые» всегда набирали еще меньше, чем на федеральных? Неужели либеральные ценности опять стали востребованы электоратом?

У последних успехов СПС есть имя. Это имя - Антон Баков. А либеральные ценности в виде «лаве» (либерал вольюм), а попросту – денег, всегда были востребованы электоратом. Просто СПС стал много тратить их на региональных выборах, а Антон Баков – эффективно осваивать.

Союз Правых Сил после 2003 года оказался в тяжелой ситуации. Огромный антирейтинг от Гайдара, Чубайса, Немцова, Кириенко остался. А вот преданный и неоднократно преданный электорат на выборы ходить перестал. То есть, электорат есть, и либеральные ценности ему не чужды, но за андроидов от либералов он голосовать не хочет.

Будь на месте руководителей СПС не либеральные андроиды, а нормальные люди, они бы взглянули правде в глаза и распустили свою партию. Может, даже и извинились бы перед избирателями (что для андроидов ну абсолютно невозможно). Но андроиды самой последней и совершенной модели решали другую задачу – не как привлечь электорат либеральными ценностями, а как попасть в следующую Госдуму. А это ведь совсем другое дело! Вон сколько депутатов избралось без всяких ценностей – на политтехнологиях, подкупе и административном ресурсе.

Почему бы не попробовать провести в Госдуму целую партию, пользуясь политтехнологиями? Что политтехнологии стоят дорого, не беда. СПС никогда не стоял за ценой.

Так и сошлись пути партии либералов и уральского политтехнолога Антона Бакова, создателя скандально известного движения «Мир, Труд, Май» в Свердловской области. Ставка не на абстрактные либеральные лозунги, а хорошо поставленную политтехнологическую работу тут же дала успех на региональных выборах.

Впервые примененная СПС в Пермском крае баковская технология принесла второе после «Единой России» место. 11 марта задача стояла несоизмеримо сложнее, ведь выборы шли сразу в 14 регионах (а Баков-то один!). Но СПС худо-бедно СПС справился. И теперь бросил все свои политтехнологические бригады на Красноярск. Именно они и создали там разветвленную сеть предвыборных штабов.

«Я веду кампанию «Союза правых сил». Как раз накануне мы обсуждали с руководством партии, что сейчас на Красноярск нужно бросить все наши силы. Это будут последние выборы перед Госдумой. Надо показать хороший результат» - откровенно сказал Антон Баков в интервью уральскому сайту URA.Ru

В чем состоят политтехнологии СПС?

Сегодня на выборах тратится огромное количество денег. Сам этот факт заставляет задуматься: а ради чего раскошеливаются кандидаты и их спонсоры? Ради борьбы за социальную справедливость? Или за либеральные ценности?

Сумма, потраченная на один голос, уже перевалили за тысячу рублей. Сам собой возник вопрос – зачем тратить деньги на публичную агитацию, если проще взять конкретного избирателя и привести его на избирательный участок? Политтехнологи ответили: «незачем!» - и разработали конкретные технологии «привода избирателя» на участок.

Самая простая из этих технологий – банальный подкуп. Дешевле всего голоса в деревнях, а список потенциальных «клиентов» легко выяснить в местном ларьке, задав вопрос, кто именно им задолжал. Но в условиях враждебного административного ресурса откровенный подкуп слишком рискован. А насчет враждебности административного ресурса СПС не врет – «Единая Россия», которая контролирует этот ресурс, полагает, что СПС отбирает голоса именно у нее.

Есть более тонкая технология. Избирательное законодательство позволяет нанимать на работу агитаторов. По мере развития политтехнологий сети агитаторов, создаваемые на выборах, росли в своей численности, а число голосующих избирателей – падало. И качественный переход стал очевиден – надо набирать столько агитаторов, сколько голосов тебе надо получить. А точнее – пусть каждый агитатор кроме себя приведет еще своих родственников и знакомых.

Эта технология и применяется Антоном Баковым. Во всяком случае, об этом свидетельствуют названия документов, изъятых милицией из штабов СПС: финансовые документы, платежные ведомости и другие материалы (к примеру, «Условия оплаты агитаторов», «Список родных и друзей от агитаторов»»), которые можно расценивать как попытку привлечения на свою сторону избирателей недозволенными методами.

Кстати говоря, представители избиркомов после выборов 11-го марта удовлетворенно отмечают, что явка избирателей перестала падать. Видно, благодаря таким, как Антон Баков, вновь стала расти «гражданская сознательность» избирателей.

Не пренебрегает СПС и традиционными способами привлечения электората, доступными тем, у кого много денег. Цитируем по центральной печати: «По словам Никиты Белых, в ночь на субботу были испорчены агитационные плакаты СПС, развешанные по всему городу. «На пятиметровых баннерах типографским способом было изменено содержание нашего лозунга. Призыв «Голосуйте за достройку!» был исправлен на слоган «Голосуйте за доворуйку!», - жалуется на нечестную борьбу Никита Белых». Пятиметровые баннеры – это недешево. Откуда деньги у идейных борцов за свободу и демократию?

«Достройка» - это название предвыборной программы СПС в Красноярском крае. Мол, мы строили хороший капитализм, но недостроили, и получился плохой. Впрочем, более прагматичный Антон Баков понимает, что за исключением той молодежи, которую приведут их агитаторы, голосовать будут одни пенсионеры, и делает «крен влево». «Раньше нас все время упрекали, что мы не объединяемся с «Яблоком», что мы не хотим принять достойные положения из их программы. Теперь мы взяли на вооружение ту же идею, что была записана в программе «Яблока», - привязать размер пенсий к ВВП. И нас тут же обвинили в жутком «полевении». Мне уже сложно что-то сказать нашим критикам. Все, что мы делаем, мы делаем для избирателей и для России, а не чтобы оглядываться на чьи-то чихи», - жалуется Баков в интервью URA.Ru

Федеральное руководство СПС стремится сохранить имидж «либеральной партии», несмотря на возможные проблемы с электоратом в регионах. Потому что главный избиратель в России – Кремль. И он решает, кому на предстоящих выборах «играть за правых», кому «за левых», а кому «за центр». СПС хочет осенью 2007 года занять «правую нишу». А если полностью перейти на технологии Бакова, то нишу можно потерять. Зачем в кремлевской схеме СПС, если за ним не осталось своего, правого, электората?

Почему СПС не снимают с красноярских выборов?

Для красноярской ЕР было бы предпочтительнее вовсе снять СПС с выборов, чтоб он не отнимал у них «правые» голоса. Но более весомыми могут оказаться «федеральные» соображения. Если СПС снять с выборов в Красноярске, то он получит зримое доказательство своей «независимости и оппозиционности», что может помочь «правым» осенью на выборах в Госдуму. Поэтому не исключено, что милицейским набегом власти Красноярска постараются только разрушить созданную сеть «привлечения избирателей» и максимально осложнить жизнь приезжим политтехнологам накануне голосования, но сам СПС снимать с выборов не станут.

Аналитический отдел ТАЙГИ.info

P.S. ТАЙГА.info просит читателей, имеющих на руках инструкции СПС по работе с агитаторами, прислать их в редакцию для анализа и публикации.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года