Журналистское образование должно на шаг опережать медиа-рынок

08 Май 2007, 06:34

Неисповедимы пути, ведущие к профессиональной карьере. Базовая специальность, полученная в вузе, далеко не всегда становится профессией, а опыт, «сын ошибок трудных», дипломированным выпускникам приходится приобретать уже на рабочем месте.

«Высшее рекламное» и «высшее pr-образование» относятся к самым показательным доказательствам этого тезиса. Во-первых, потому что и рекламный бизнес, и связи с общественностью – молодой сегмент российской экономики. Во-вторых, отрасль эта настолько динамично развивается, что угнаться за ней вузовским теоретикам представляется нелегкой задачей.

О проблемах и новых подходах к преподаванию PR и рекламы, путях повышения профессиональной компетенции студентов корреспондент ТАЙГИ.info побеседовал с деканом факультета международной журналистики МГИМО Ярославом Скворцовым, выступившим в Новосибирске в рамках 11 Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин.


- Главная проблема, которую активно обсуждали участники конференции, касалась именно несоответствия профильного вузовского образования требованиям современных работодателей. Вы с такой постановкой вопроса согласны?

- Важно понимать, кто говорит о несоответствии и что в это понятие вкладывает. Высшие учебные заведения должны производить адекватный, конкурентноспособный и отвечающий требованиям рыночной среды продукт, т.е. своих выпускников. Если вуз следит за требованиями рынка, если он ощущает время, то он должен четко представлять себе - каковы будут потребности того самого дня, когда молодой специалист появится на рынке труда.

Но здесь возникает такой встречный вопрос: а много ли найдется сегодня специалистов-практиков в области связей с общественностью, которые знают, какова будет их клиентская база через два-три года, какие продукты будут востребованы на рынке и какие требования они будут предъявлять к своим сотрудникам? Скорее всего, нет.

Поэтому, что касается бизнес-структур, то идти у них на поводу не совсем неправильно. Рынок меняется очень быстро, и для системы высшего образования выход только один - меняться вместе с ним, стараться предугадать его тенденции развития и просчитать на шаг вперед. Но в то же время необходимо понимать, что в отличие от профессионально-технических училищ или ускоренных курсов молодого рr-специалиста, высшая школа остается высшей и дает академическое образование, как и получение высшего образования через интернет, а не набор узкопрофессиональных компетенций

Другое дело, что теоретические гуманитарные знания необходимо адаптировать к современному миру, не перегружая студента информацией, которая ему никогда не пригодятся, но создавая базис, который позволит образованному человеку найти правильный выход в разных житейских и служебных ситуациях. И, по моему глубокому убеждению, самый главный навык, который дает высшая школа – это навык учебы, постоянного самосовершенствования. Вектор развития задан, а дальнейший профессиональный путь человек определяет сам, удерживая руку на пульсе современности.

- Тем не менее, как я поняла из Вашего выступления на конференции, факультету журналистики МГИМО удается держать руку на пульсе во многом благодаря тесному своему сотрудничеству с бизнесом…

- Я бы не стал говорить «с бизнесом», скорее с рынком. МГИМО в этом отношении уникальный инкубатор самовоспроизводства. Успешно устроившиеся в жизни выпускники связи с вузом не теряют. Вот на днях позвонил один такой выпускник, ведущий репотрер канала НТВ Никита Анисимов, который заявил о своем желании обучать наших студентов современному телевизионному мастерству по субботам. Это, конечно, здорово, потому как практик доносит до студентов реальные знания сегодняшнего дня и дает ребятам возможность поравняться с реальным медиа-пространством. 

Тесное сотрудничество завязалось у факультета с крупной рекламной кампанией АДВ. Событие для нас уникальное. Тем более, что компания АДВ создала на факультете свой инновационный научно-методический центр, в рамках деятельности которого специалисты компании не только будут передавать нашим студентам свой опыт, но и обеспечат факультету зарубежных лекторов-профессионалов, выпуск учебно-методической литературы, создание видеопродуктов и прочее.

- Однако, Москва не Барнаул и не Новосибирск. Возможна ли такая связка теории и практики в провинциальных высших учебных заведениях, куда крупные бизнес-структуры едва ли надумают заглянуть?

- Год назад по приглашению новосибирской компании Positive relations я проводил в Новосибирске тренинг для региональных пресс-служб, и подобный вопрос прозвучал еще на открытии. А я в течение того тренинга пытался доказать обратное - что существуют общие методики, владея которыми можно отлично выполнять поставленную задачу. И не важно Томск это, Москва или Новосибирск.

- Выходит, подготовить полноценных специалистов без привлечения бизнес-структур нашим вузам вполне по силам?

- Я бы на бизнесе не очень заострялся. Это не тот самый кладезь, который предлагает кейсы и ситуации на любой вкус. Что касается журналистики, то мы ввели у себя на 3 курсе такую специализацию: считающая, думающая и сопереживающая. А на 4 курсе - наступательная и созерцательная. Для других профессий, связанных с коммуникациями, такой подход также вполне приемлем.

Сопереживающая журналистика – это потрясающий навык писать так, чтобы не слезу вышибать и не кошачьими когтями скрести по сердцу, а подсказывать человеку какие-то правильные пути решения проблемы. Российский фонд помощи – пример именно такой журналистики. Там не льют слез. Если тонет подводная лодка, они раньше Министерства обороны узнают списки погибших и открывают счета.

Считающая журналистика – если ты пишешь о банках, то должен понимать, что такое счета второго порядка и как формируется баланс банка. Если ты этого не знаешь, тогда путь у тебя один – выступать в роли ретранслятора чужой глупости.

Думающая журналистика требует чуть меньше репортерства и чуть больше способности выстраивать свои версии, не подменяя экспертную оценку собственной. Как однажды хорошо сказал один известный тележурналист: «Как только ты получаешь сторонника, теряешь зрителя». Это важно, потому что сторонник верит всему, что ты скажешь, а зрителю каждый раз приходится доказывать свою правоту.

- Ваша позиция как человека, работающего в высшей школе, понятна. А работодатели думают иначе. Например, Александр Филюрин, президент одной из самых успешных в Новосибирске рекламных кампаний «Мелехов и Филюрин», в своем выступлении на конференции заявил, что предпочитает брать на работу выпускников естественно-научных факультетов, а также математиков и физиков, у которых «мозги хорошо накачаны».

- Я согласен с Филюриным в том, что общаться и работать с людьми, у кого «накачан мозг», интереснее. Но так же как мышцы можно наращивать несколькими способами - укладывать шпалы или посещать тренажерный зал или носить женщин на руках – то и «накачивать мозги» можно по-разному.

Я с уважением отношусь к людям, закончившим сложные технические вузы, но не абсолютизирую математическое или химическое знание как формулу, с помощью которой можно решать любые жизненные ситуации. Понятно, что каждый имеет право на свою систему.

Существуют индивидуумы, которые делят всех людей на кошачников и собачников. В любом таком подходе есть своя доля стереотипизации. А стереотип тем и плох, что подсказывает простые, но не всегда верные решения. И здесь я с уважаемым квнщиком не согласен. В фильме «Семнадцать мгновений весны» женщина говорит Штирлицу: «В любви я Энштейн». На что тот ей отвечает: «Иди реши пару формул, я подойду». Это я к тому, что можно быть Энштейном в любви, можно загнать все в систему формул, но даже самый законченный физик согласится, что жизнь преподносит ситуации, которые системой не объяснить. Другое дело, что и математик, и журналист должны уметь думать, рассуждать, сопоставлять, анализировать.

- Ярослав Львович, вот Вы постоянно говорите, что задача вуза научить человека думать. А вместе с тем, и журналистике, и пиару хорошо бы оставаться категориями нравственными. К сожалению, современное общество как-то постепенно забыло об этом. Человеку, затерянному в мире сериалов, китча и масскульта, вроде и не остается ничего больше, как служить объектом для «промывки мозгов».

- Я думаю, сегодня можно было бы провести целую серию конференций на тему – нравственность и… политика, например. Может ли одно ужиться без другого? Это касается всех публичных профессий, в том числе и журналистов, пиарщиков, рекламистов. Ведь здесь каждый мнит себя стратегом, и каждый может рассказать, как в той или иной ситуации он бы себя повел.

- Человек в любом случае должен оставаться человеком, независимо от ремесла и хорошо, что Вы затронули этот вопрос. Эта тема для постоянных занятий, а не отдельной конференции. И этому мы наших студентов тоже учим в отличие от школ журналистики, где дается только алгоритм действий.

Существует две модели новостной журналистики – американская и европейская. Американская предполагает, что надо ввязаться в драку - потом разберемся, победителей не судят. Принцип «не навреди» присущ европейской журналистики. Сто раз подумай, чем «слово наше отзовется».

Пару лет назад в Алма-Ате проходил Евразийский медиа-форум. И тогда показали очень страшные кадры, которые даже спустя полгода после событий в Беслане смотреть было просто не по себе. В спортивном зале сидят полураздетые дети и между двумя баскетбольными кольцами висит трос, на котором укреплены самодельные взрывные устройства.

Как Вы думаете, несет журналист ответственность за то, чтобы выдать такой кадр в телеэфир? Да – это имеет отношение к событию, соберется аудитория, взлетит рейтинг. А что если кто-то из родственников детей, увидев такое, не совладает с собой, ринется сквозь оцепление и в итоге произойдет взрыв? Журналист не может не задаться этим вопросом, забыть о том, что нравственно, что безнравственно, что морально, что аморально. И не нужно думать о том, что успешные журналисты и пиарщики – это машины без души. Нравственные ценности, априори, должны присутствовать и журналистике и в политическом пиаре и в рекламной деятельности.

ТАЙГА.info




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года