Виктор Козодой ставит научный эксперимент над НГУ

31 Май 2007, 18:40

29 мая в пресс-центре Новосибирского Союза Журналистов прошла пресс-конференция депутата новосибирского Городского Совета и ректора Сибирской Академии Управления Массовых Коммуникаций Виктора Козодоя. Встреча с журналистами была посвящена предстоящим выборам ректора НГУ, в которых Виктор Козодой участвует в качестве кандидата.

В то время как другие кандидаты в ректоры НГУ отказываются давать комментарии по ходу выборов, опасаясь обвинений в «преждевременной агитации», опытный политтехнолог Виктор Козодой, прекрасно понимающий, что раз положение о выборах ректора НГУ не дает определения понятию «агитация», то опасаться нечего, стал чуть ли не единственным источником информации для прессы о происходящих выборах.

Поэтому на его пресс-конференции собралось немало журналистов,в том числе две съемочные группы. Также пришли поддержать товарища по депутатской группе «Город» и партии «Справедливая Россия» депутаты Горсовета Андрей Гудовский и Игорь Кудин.

Пресс-конференция продолжалась больше часа, поэтому мы приведем только наиболее интересные высказывания Виктора Козодоя.


Козодой о своем выдвижении как о научном эксперименте

Два года назад мы с моими коллегами открыли ВУЗ – Сибирскую Академию Управления Массовых Коммуникаций. Сразу начали заниматься поиском помещения, ремонтом, получением лицензии и вот в прошлом году получили лицензию и сделали первый набор. И сразу столкнулись с массой проблем, касающихся высшей школы.

Мы всегда гордились тем, что Новосибирск – город науки, город образования. Но что сейчас происходит в этой сфере – мы не знаем. Вот, например, есть такая общественная организация – Совет ректоров Новосибирска. Для того, чтобы получить лицензию, открыть новую специальность, надо получить согласование Совета ректоров. А что такое современные государственные ВУЗы? У них 70% студентов учится на платной основе. По сути, это те же самые коммерческие предприятия, которые оказывают образовательные услуги и получают за это деньги. И когда появляются какие-то новые товарищи, которые хотят заниматься примерно тем же, то возникают очень сильные препятствия. Мое участие в выборах ректора НГУ – это способ привлечь внимание к проблемам высшей школы.

А получилось все довольно интересно. Как человек, который занимается научными проблемами, мне интересно заниматься исследованиями. И этот процесс выдвижения в ректоры интересен с исследовательской точки зрения.

На сайте НГУ вывесили объявление о выборах ректора. Я не поленился, залез в положение о выборах ректора и посмотрел – а кто собственно, может претендовать на пост ректора? И оказалось, что есть три условия: быть не старше 65 лет, иметь научную степень и опыт управленческой деятельности. Я всем трем критериям соответствую.

Казалось бы, нет никаких препятствий. Но дальше началась интересная свистопляска.

Козодой о «правовой безграмотности» администраторов НГУ

Меня многие знают, я провел около сотни политических кампаний, пиар-кампаний. И мне интересно наблюдать, как организованы выборы в НГУ. Приносишь документы, а тебе говорят – а ты кто такой? Ты откуда взялся вообще? Потом начинают говорить – принеси еще то, третье, десятое. Я тогда говорю: знаете, товарищи, вот есть положение о выборах ректора НГУ. Оно вообще, довольно бестолковое, глупое, с внутренними противоречиями. Давайте будем оставаться в рамках требований законодательства РФ и тем положением, которое вы приняли. Вот есть основания, по которым вы должны принять документы. Все остальное – от лукавого. Да нет, как же! Мы предполагали, что это есть доктор наук. Подчеркиваю, нигде не написано про доктора наук. Написано «ученое звание». У меня есть ученое звание, получено в 2000-м году в НГУ. Через два дня мне звонит ученый секретарь, интересная такая дама и начинается крик-гам: «Вы хотите скандал затеять!» еще чего-то там.

Я пытался доказать, что имею право подать документы, а члены комиссии – не имеют права трактовать положение о выборах ректора. Это право того органа, который положение принял. Меня поражает то правовое невежество, в котором находятся ответственные работники НГУ. Еще раз подчеркну – это правовое невежество, другого ничего сказать не могу. Уже двадцать лет находимся в рыночных условиях, юридические вещи, а здесь какой-то разговор базарных теток, торгующих семечками: «А чё это тут! А ну пошел отсюда!». Ну так же это не делается. Ваше дело – принять документы и отойти в сторонку, дальше пусть выборщики решают. Откровенно говоря, я думаю, что никакого специального указания не было, это происходит от внутреннего убеждения, что надо поставить заслон.

Мы полагаем, что ученые – люди образованные, обладающие высокой культурой. Здесь я этого не обнаружил, к большому своему сожалению. Я тогда сразу сказал – если вы не хотите принимать у меня документы, дайте мне письменный отказ. Я подам на вас в суд и процесс выиграю в три минуты. Сейчас скандал провоцирую не я. Сейчас скандал провоцируете вы. После такой моей лекции у меня документы приняли.

Зачем нужна спешка при выборе ректора?

Когда вы подаете документы на выдвижение в любой, самый зачуханый сельсовет, у вас есть на подготовку выдвижения и сбор документов минимум месяц. Здесь крупнейший ВУЗ – и дается всего десять дней, включая выходные, когда комиссия не работает.

Зачем это делается? Вы же знаете, в каких случаях нужна спешка. Она в двух случаях нужна. При ловле блох и еще в одном моменте. Все ратуют за науку, за образование. В чем проблема? Почему бы не дать объявление в центральной прессе? Вдруг нашелся бы второй Лаврентьев, который приехал бы и возглавил, если действительно речь идет об ученом? Что мешает? Нет, надо быстренько все сделать, все келейно, закулисно. А может, следует пригласить нобелевского лауреата? Может, Жорес Алферов бы согласился?

Об отсутствии в НГУ лидера

На Ученом Совете провели рейтинговое голосование, которое не предусмотрено в положении. По идее, Козодой, пришлый человек, не должен был бы набрать ни одного голоса. Но я набираю 15%. О чем это говорит? Что сегодня в НГУ нет ни одного лидера, ни нравственного, ни духовного, ни научного, который мог бы объединить вокруг себя коллектив.

Есть различные группировки, от каждой выдвинут кандидат, началась борьба между этими группировками. Кто бы ни победил из кандидатов, это будет победа одной из группировок. После выборов не будет гражданского мира, будет «гражданская война». В этих условиях ни о науке, ни об образовании, говорить не приходится.

Мне могут сказать – а что ты, собственно, за НГУ переживаешь? Я могу сказать, что у меня есть сугубо личный, корыстный интерес. Новосибирск находится в таких условиях, что ему надо сохранить конкурентное преимущество в двух областях – медицина и образование. Если в НГУ будет мощная образовательная структура, как флаг, как бренд, то всем остальным ВУЗам, в то числе нашему, будет хорошо. Если же самое брендовое предприятие погрязнет в склоках, в возне, в разборках, ничего хорошего не будет.

Уходящее руководство не оставило здорового климата, чтобы говорить о преемственности. Когда за незнакомого человека голосует 15%, я не обольщаюсь – это голосовали не за Козодоя, это так называемое протестное голосование. Видно, ситуация настолько там всех достала, что готовы проголосовать за кого угодно, только не за тех, кто там есть. Это на самом деле страшная ситуация, над которой надо задуматься.

Насколько я знаю, дальше было голосование на Президиуме СО РАН. Я там тоже получил какие-то голоса, как ни странно. Хотя там всего 20 человек.

О Совете ректоров Новосибирской области

После того, как Ученый Совет проголосовал, необходимо согласование двух структур. Это администрация Новосибирской области и Совет ректоров. Администрация согласовала в тот же день. А с Советом ректоров произошла странная ситуация.

Мне позвонили после обеда и сказали – Совет ректоров прошел, четыре кандидатуры согласовали, а с вами как-то вот не очень так. А почему? А потому что, смысл в том, что нужен доктор наук, а кандидат в доктора наук не очень подходит. Один знакомый позвонил, спрашивает у Пустового (ректор НГТУ, председатель Совета ректоров, - прим. ТАЙГИ.info), как так, ведь по положению не нужно степени доктора? А он отвечает: я положения не читал.

Мне казалось, что ученый должен изучить, посмотреть, попробовать на зуб. А тут, положения не читая, в глаза не видя, принимать решение, ставить диагноз на расстоянии?

Мы живем в параллельных мирах с этим Советом ректоров. Даже в прошлом году, когда Совет ректоров заблокировал нам все эти дела, мы поехали в министерство, получили лицензию. Такая ситуация, как с этим Советом ректоров, во многих городах. Люди собираются, пытаются никого не пустить на этот рынок. Идет конкурентная борьба, некрасивая конкурентная борьба. Не понимаю, как доктор наук, я о Пустовом сейчас говорю, мог принимать решение, не читая положения.

С тем большим удивлением я читаю на своем любимом сайте, на ТАЙГЕ.info, комментарии и искренние раскаяния целого ряда ректоров (двух ректоров – прим. ТАЙГА.info), которые говорят – да мы вообще понятия не имеем, что было такое заседание. Да мы вообще не голосовали. Так подождите, а заседание-то было или не было? Или это вообще подлог и фальсификация? Тогда вообще интересная ситуация получается, когда собираются серьезные люди и занимаются подлогом.

Это высшая школа, это наш город, это все происходит на наших глазах.

О Москве и о своих шансах

4 июня будет аттестационная комиссия в министерстве, куда приглашены все кандидаты. Обращаю ваше внимание на разницу в подходе: Москва сочла возможным пригласить всех кандидатов, на всех посмотреть.

У меня особых иллюзий нет по поводу своих шансов. Тем не менее, в целях обобщения опыта, продолжения исследования, этот путь скорбный надо пройти. Тем более, у нас ВУЗов много, глядишь еще где скоро выборы будут (смеется), глядишь, скоро докторскую защищу.

Еще раз обращаю внимание на позицию Москвы: опубликовано положение, опубликован состав комиссии, все ясно и прозрачно, все приглашены. Приезжайте, не приедешь – без тебя документы не примут. Если не приехал, значит – нет желания. И Совет ректоров – абсолютно закрытая, келейная деятельность.

О своей программе

За те десять дней, за которые надо было подготовить огромный список документов, надо было подготовить и тезисы программы. Это смешно, конечно, за такой короткий промежуток, тем не менее, мы с моими коллегами подготовили тезисы. Два самых важных момента я озвучу.

1. Автономия НГУ, в первую очередь, от СО РАН. Подчинение НГУ СО РАН, о чем сейчас некоторые говорят, очень опасно. Во-первых, «загнутся» непрофильные факультеты, которые не готовят кадры для СО РАН – они будут финансироваться по остаточному принципу. Во-вторых, статус академии сегодня под большим вопросом, и ставить НГУ в зависимость от СО РАН очень опасно для ВУЗа.

2. Разделение научной и управленческой деятельности в университете. Наукой должен заниматься президент ВУЗа, а ректор – хозяйственной и административной. Это западная модель, она хорошо себя зарекомендовала. Ректор – это не почетная должность, не «вотчина» для «барина», это работа менеджера, управленца.

Как НГУ получил федеральный грант?

Чтобы меня никто не обвинил, что я пытаюсь прибрать к рукам грант, я в своей программе написал – пусть этим занимается президент НГУ. Но ожесточенная борьба, которая началась, во многом объясняется и этим.

Что меня иногда возмущает, чисто по-человечески. Я почитал: «вот видите, какие мы крутые, мы грант получили, мы молодцы!». Давайте вернемся к истории получения гранта. Что на самом деле произошло? Ведь грант получили со второй попытки. В прошлом году, когда была первая попытка, НГУ даже во второй тур не попал. Хотя программа была примерно та же самая. Возникает вопрос, а что такого произошло и поменялось за год? Резко все поумнели, что-то сделали? Вот задайтесь вопросом – первый год люди подают проект и его рубят сразу. Проходит год и его снова подают. Ну, запятые подправили, подчистили, но в принципе все то же самое. И получают первое место. Ну что произошло? Или в министерстве вдруг резко прозрели? Что произошло?

Я могу сказать. Произошло то, что московские ВУЗы в прошлом году получили гранты и конкуренции стало меньше. И второй момент, о которой почему-то умалчивают: членом комиссии по присуждению гранта был Виктор Александрович Толоконский (новосибирский губернатор, - прим. ТАЙГИ.info). Мы такие великие и крутые, но все почему-то забывают о роли губернатора.

О своих конкурентных преимуществах

У меня есть конкурентные преимущества и я могу о них сказать. Во-первых, я действующий ректор и имею опыт управления ВУЗом. Декан и ректор – это большая разница, при всем уважении к деканам. Декан не принимает самостоятельных решений.

Во-вторых, я депутат. Наше государство «демократическое» очень сильно усиливается, роль власти усиливается. Я лучше всех интегрирован во властные структуры. Я много пользы мог принести. Очень многие вопросы сегодня завязаны на власть.

Кто будет избирать ректора

4 июня происходит заседание аттестационной комиссии в Москве. Она согласовывает список кандидатов и он предоставляется собранию выборщиков 16 июня. И выборщики должны проголосовать.

Здесь опять вернемся к положению (о выборах ректора). Что подразумевает демократия? Что выборщики кого-то представляют, что их где-то избирают. От преподавателей, от студентов. В НГУ совсем другая система. Самая продвинутая демократия. Я читал, смеялся, вот действительно ученые так сделали, что мимо них мышь уже не проскочит.

А в чем там смысл? Голосуют члены Ученого Совета (НГУ), порядка сорока человек, плюс члены Ученых советов факультетов. Смотрите, какая ситуация. Ученые советы факультетов разные. И сколько факультет создал членов в Ученом совете, столько и будет голосовать. На одном, допустим, восемь, а на другом – тридцать пять. Неважно, сколько студентов, сколько преподавателей. Думаете, большинство будет у классических факультетов типа математиков и физиков? Вы заблуждаетесь. Все не так. В НГУ уже не 5 факультетов, как раньше, а тринадцать. Есть факультет психологии, есть лечебный, медиков готовят. Угадайте, у какого факультета самый большой Ученый Совет? У факультета журналистики! Ведь это самый главный факультет в НГУ!

Комментарий руководителя аналитического отдела ТАЙГИ.info Алексея Мазура:

Участие Виктора Козодоя, который известен как политтехнолог, проведший множество избирательных кампаний, в выборах ректора НГУ, у многих, включая меня, вызвало подозрения в «заказном характере» этого участия.

Известно, что «на кону» стоит федеральное финансирование НГУ – это порядка двух миллиардов рублей, что в самом университете идет ожесточенная борьба, в которой традиционно сильны «кланы» физиков и математиков. Участие Виктора Козодоя, на первый взгляд, выглядит либо как вмешательство «сторонних сил», либо как игра на стороне одной из университетских групп.

Но поведение Виктора Козодоя на пресс-конференции не было похоже на заказ одного из кандидатов на пост ректора. Виктор Козодой не назвал по имени ни одного из других кандидатов, называя их «три декана и проректор». Опять же его утверждения о борьбе групп направлены против всех университетских кандидатов в равной степени.

Вполне вероятно, что Виктор Козодой говорит правду, и им действительно движет дух экспериментаторства. Ну и желание себя показать и напомнить о своем ВУЗе. Впрочем, скоро все станет ясно.

Появление Виктора Козодоя в НГУ сродни появлению Остапа Бендера в провинциальном городке. И хочется смеяться вместе с Козодоем над попытками секретариата НГУ обыграть его на поле предвыборных технологий. Также любопытно слышать от человека, который известен как циничный политтехнолог, верные и острые замечания по поводу состояния образования и атмосферы, которая царит сегодня в «научном сообществе».

Сама мысль о возможности избрания Виктора Козодоя ректором НГУ, физфак которого я закончил, выглядит кощунством. Но надо признать, что НГУ давно погрузился в атмосферу затхлости и живет сейчас, как и весь Академгордок, благодаря прежней славе и инерции. Не все ученые еще уехали и абитуриент пока в НГУ идет сильный. Но долго ли можно жить за счет прошлого?

Так что может, участие Виктора Козодоя даже пойдет и на пользу НГУ, заставит пока еще лучший ВУЗ Новосибирска встряхнуться и посмотреть на себя со стороны.

ТАЙГА.info





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года