Толоконский принес коммунистов в жертву вертикали власти

06 Июн 2007, 17:26

Еще недавно Сибирь представляла собой оазис «всенародноизбранных» губернаторов. Леонид Полежаев в Омске, Виктор Кресс в Томске, Виктор Толоконский в Новосибирске, Александр Хлопонин в Красноярске – все они до недавнего времени правили, опираясь на волю населения своих регионов, а не на доверие президента.

Еще недавно Сибирь представляла собой оазис «всенародноизбранных» губернаторов. Леонид Полежаев в Омске, Виктор Кресс в Томске, Виктор Толоконский в Новосибирске, Александр Хлопонин в Красноярске – все они до недавнего времени правили, опираясь на волю населения своих регионов, а не на доверие президента.


Еще недавно Сибирь представляла собой оазис «всенародноизбранных» губернаторов. Леонид Полежаев в Омске, Виктор Кресс в Томске, Виктор Толоконский в Новосибирске, Александр Хлопонин в Красноярске – все они до недавнего времени правили, опираясь на волю населения своих регионов, а не на доверие президента.

Но буквально за пару месяцев картина радикально изменилась. Владимир Путин внес кандидатуры Виктора Кресса, Александра Хлопонина и Леонида Полежаева на утверждение региональным парламентам в качестве руководителей своих регионов. И все они прошли переизбрание по новой процедуре.

Еще ранее сменились руководители в Иркутской области, Алтайском крае и Республике Алтай. А недавно – и в Туве. В эти дни меняется фигура главы Бурятии.

Теперь на просторах Сибири к западу от озера Байкал осталось только два всенародноизбранных губернатора, пока не получивших доверия от Владимира Путина: опальный Алексей Лебедь и Виктор Толоконский.

Если с Алексеем Лебедем можно предполагать, что он и не стремится проходить процедуру получения доверия у президента, так как не очень на нее рассчитывает, то Виктор Толоконский таких подозрений не вызывает. Он еще в 2004 заявлял, что подаст «на доверие» в ближайшее время. Однако не подал, на что, видимо, были веские причины.

Эти причины уже не раз озвучивались экспертами-политологами. Практика переназначения губернаторов сложилась так, что губернаторы сначала согласуют свое переназначение, и только потом подают официальные бумаги. Возможно, что бумаги даже поданы и лежат в Администрации президента, но с «открытой датой». Иногда «получение доверия» происходило совершенно неожиданно, хотя никакой информации о том, что губернатор «подавал на доверие», до того не было.

Слухи о том, что Виктор Толоконский не в фаворе у Кремля, ходили по Новосибирску давно. В 2005 году они даже вылились в противостояние администрации области с областной организацией «Единой России», которая усмотрела в острых высказываниях полпреда по СФО Анатолия Квашнина по отношению к Виктору Толоконскому отражение позиции президента. Борьба не вышла в публичную плоскость и завершилась полным подчинением организации «Единой России» областному руководству.

Конечно, Виктора Толоконского не может не беспокоить тот факт, что он остался в одной кампании с Алексеем Лебедем, чьи политические перспективы находятся где-то между почетной отставкой и непочетной посадкой. Статус губернатора, так и не получившего доверия президента, становится все опаснее и опаснее, по мере того, как таких губернаторов становится все меньше. Если надо будет показать народу принципиальность федеральной власти и ее суровую борьбу с коррупцией, с кого из губернаторов начнут в первую очередь? В общем, как написано у Сорокина в «Дне опричника»: «он остался голый».

Несомненно, Толоконский прикладывает все усилия для того, чтобы получить доверие президента в этом году. Затягивание вопроса на 2008 год чревато появлением конкурентов. Ведь тогда полпред сможет предлагать президенту две кандидатуры на выбор, и вряд ли Виктору Толоконскому хочется, чтобы Анатолий Квашнин принял участие в его судьбе. Кошка между ними пробежала еще в 2005.

В мае Новосибирск посещал руководитель «Единой России» Борис Грызлов. Наверняка между ним и Виктором Толоконским состоялась беседа на тему предстоящих выборов в Госдуму и о возможном получении Виктором Толоконским доверия у президента.

Попробуем реконструировать ход беседы. Скорее всего, Виктор Толоконский предлагал всевозможную помощь в избирательной кампании и изъявлял готовность возглавить список «Единой России». И обещал высокие результаты. И наверняка он просил посодействовать в «получении доверия» у Президента.

Борис Грызлов наверняка отвечал что-нибудь в том духе, что «проведешь хорошо кампанию в Госдуму, получишь высокий результат – тогда получишь и доверие». Виктор Толоконский ссылался на соседних губернаторов, которые доверие получили до думской кампании. Борис Грызлов ему отвечал, что соседние губернаторы провели кампании по выборам своих законодательных собраний и обеспечили «Единой России» уверенное большинство, в то время как в Новосибирске она набрала только 37%, а областная администрация помогала КПРФ. Виктор Толоконский оправдывался, что он агитировал за «Единую Россию», но тогдашнее руководство новосибирской ЕР вело себя глупо, от его помощи отказывалось. Зато теперь, когда новосибирскую ЕР возглавил бывший зам Толоконского Алексей Беспаликов, все отлично, у ЕР большинство в Облсовете – как и было обещано при смене руководства областной ЕР на лояльное Толоконскому. Борис Грызлов мог указать, что ему известно, что КПРФ в 2005-м получило «зеленый свет» на новосибирском телевидении. И мало того – хоть сейчас у ЕР и большинство в Облсовете, но старые соглашения администрации с КПРФ до сих пор соблюдаются – ведь коммунисты возглавляют два комитета. Так что, чтобы получить доверие, его надо заслужить.

Такой был разговор или другой – мы точно не знаем. Но неслучайно сразу после визита Бориса Грызлова произошла неожиданная «реструктуризация» Облсовета, в ходе которой «исчезло» четыре комитета, два из которых возглавляли коммунисты.

Конфликт тут же перерос в публичную плоскость. Коммунисты стали устами первого секретаря обкома КПРФ Анатолия Локтя угрожать областной администрации конфликтом и пообещали занять принципиальную позицию по бюджету, «по которому есть вопросы», а также привлечь внимание общественности и правоохранительных органов к материалам Контрольно-Счетной Палаты.

Принципиальность коммунистов носит, конечно, конъюнктурный характер. Получается, если бы их не лишили мест председателей комитетов, то вопросы по бюджету не носили бы «принципиального характера», а материалы КСП не «представляли бы интересов для общественности и правоохранительных органов».

К тому же еще не факт, что эти угрозы дойдут до исполнения. Как отметил тот же Анатолий Локоть, пока меры против КПРФ носили имели публичную, а не содержательную форму. То есть, формально коммунисты лишились постов председателей комитетов, но на деле за ними пока сохранены освобожденные ставки. Не исключено, что сохранятся и аппаратные возможности – наверно, это вопрос предстоящего торга. А публичный обмен обвинениями может оказаться «картинкой для Москвы».

Но очередное наступление «административного ресурса» на КПРФ выглядит неизбежным. Ведь Виктору Толоконскому кровь из носу надо обеспечить высокий результат «Единой России» (а возможно – и «Справедливой»). А значит, надо отбирать голоса у КПРФ, лишать коммунистов возможности попадания в СМИ, отнимать у них помещения, «выбивать» из-под КПРФ спонсоров.

Вопрос только в том, начнутся «военные действия» сейчас, или до осени будет заключено перемирие.

Аналитический отдел ТАЙГИ.info




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года