Голландский органист даст мастер-класс в Новосибирске
Из королевства Нидерланды в Новосибирск прибыл выпускник четырех консерваторий, почетный музыкант Вестминстерского аббатства, лауреат трех органных конкурсов Аарт Бергверф.
Из королевства Нидерланды в Новосибирск прибыл выпускник четырех консерваторий, почетный музыкант Вестминстерского аббатства, лауреат трех органных конкурсов Аарт Бергверф.
Прибыл для того, чтобы 5 декабря в камерном зале филармонии показать мастер-класс по игре на сложнейшем из музыкальных инструментов – органе.
Орган по праву называют инструментом-оркестром, царем инструментов, ведь по звуковому богатству и обилию музыкальных средств он не имеет себе подобных. В Новосибирской филармонии орган «Johannus» появился совсем недавно, а на нем уже играет мастер высочайшего класса. Аарт Бергверф прошел курс обучения в четырех консерваториях (в Роттердаме, Бунде, Париже, Гааге), а сейчас сам ведет класс органа в консерватории Роттердама, является консультантом реставрации и строительства органов при Комитете органистов Голландской реформистской церкви и при этом успевает регулярно выступать в концертном зале «Concertgebouw» в Амстердаме.
Искусство игры на органе Аарт Бергверф стал осваивать с детства. «Я вырос и воспитывался в Голландии в христианской семье. У нас в доме был свой орган, так что, скорее всего, это он сам выбрал меня, - рассказывает музыкант. - Хотя техника игры на любом клавишном инструменте, в основном, одинакова, лучше начинать играть на органе в раннем возрасте, лет с шести. Иначе потом очень сложно будет научиться координировать движения рук и ног».
В 1990 году Аарта Бергверфа назначили кантором Лютеранской церкви в Гааге, где он играет на известнейшем органе «Bätz», построенном в 1762 году. Новосибирская филармония не может похвастаться такими раритетами, - музыканту предстояло играть на электронном органе. В таком органе, в отличие от механического, нет возможности менять звучание самих труб. Вообще, по словам Аарта Бергверфа, электронный орган − это своего рода синтезатор. Однако и у него есть свое преимущество − его можно передвигать по сцене. Кстати, родина органа нашей филармонии «Johannus» – Голландия. Как сообщил мастер, этот орган очень известен в консерваториях Нидерландов.
В рамках VII Рождественского фестиваля искусств Аарт Бергверф выступил вместе с Камерным оркестром филармонии (дирижер – заслуженный деятель искусств России Александр Полищук), исполнив знаменитую Токкату и фугу ре минор И.С. Баха и его хоральную прелюдию. А также произведения Дж. Рейнбергера, С. тен Хольта, Ш.М. Видора и Adios Nonino А. Пьяццоллы в переложении для органа А. Бергверфа. В завершении вечера гость фестиваля сыграл концерт соль минор для органа, оркестра и трех литавр Ф. Пуленка, который когда-то был им же исполнен вместе с оркестром Голландского театра оперы и балета для Национального балета в Амстердаме.
Публика не хотела отпускать голландского виртуоза, вызвав его дважды на бис. Аарт Бергверф вновь сыграл хоральную прелюдию И. С. Баха, а напоследок порадовал зрителей импровизацией на тему "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина", чем вызвал дикий восторг у новосибирской аудитории.