400 лет магии слова, музыки и танца

12 Дек 2007, 02:02

7 декабря в рамках VII Рождественского фестиваля искусств Новосибирская филармония отметила 400-летие оперы

7 декабря в рамках VII Рождественского фестиваля искусств Новосибирская филармония отметила 400-летие оперы

Отмечая юбилей оперы, резонно задать вопрос: откуда вести отсчет? Вариантов несколько. Можно от первой «драмы с музыкой» Пери «Дафна», написанной в 1594 году, а можно от первой в истории музыки оперы Монтеверди «Орфея», впервые прозвучавшей в 1607 году. Международная ассоциация «Опера Европа», а вслед за ней Новосибирская филармония, придерживается второго варианта.


«Идея совмещения различных искусств − театра, музыки, танца, декламации − возникла в XVII веке в Венеции, − рассказывает идейный вдохновитель и ведущий вечера, заслуженный деятель искусств России Владимир Калужский. − Предпосылкой стали сами условия жизни в итальянских городах: появились люди, которые могли позволить себе потратить деньги на то, что мы сейчас называем развлечения. И первый публичный театр, появившись в 1637 году в Венеции, представлял на своей сцене замечательные зрелища, которых так не хватало итальянцам. С потолка театра спускались корабли, со сцены разливались моря, в зале происходили землетрясения, − все это поражало зрителей, доставляло им как чувственное наслаждение (музыка ласкала слух), так и наслаждение интеллектуальное (мифологические и исторические сюжеты античных и средневековых времен). И при этом, во времена Вивальди, Моцарта, Россини поставить оперный спектакль было гораздо проще, чем сегодня. Театров было огромное количество, а опера шла один сезон, поэтому композиторы были невероятно плодовитыми: оперы писались пачками! Они смело брали музыку из прежних своих опер и смешивали. Как гласит легенда, написанные листы партитуры композитор выбрасывал в окно, под которым уже ждал переписщик, который бежал копировать их. Потом приходил Моцарт или Россини на репетицию, быстро играл с оркестром увертюру, солисты пели, а через день-два оперу уже ставили.


Вскоре итальянская опера уверенно маршировала по всей Европе. А после итальянцев пришла очередь французов, немцев, англичан. Позже, конечно, все успокоилось, выровнялось, стали появляться разновидности оперы и в других странах. Оставалось главное − магия соединения слова, музыки и танца».

Один вечер в опере
Идею Игоря Тюваева и Владимира Калужского представить публике ретроспективный взгляд на прошедшее оперное 400-летие помогли воплотить на сцене Камерного зала филармонии хоровой ансамбль «Маркелловы голоса», ансамбль ранней музыки «Insula magica», cолисты Новосибирской филармонии, актёры ГДТ под руководством Сергея Афанасьева, студенты театрального института. За время концерта музыканты и актеры представили зрителю своеобразный дайджест оперного жанра, начиная с Клаудио Монтеверди и Луиджи Росси и заканчивая Петром Чайковским и Эндрю Ллойд Уэббером. В этот вечер, вечер в опере, артисты пели, играли, танцевали, а главное, − шутили. Шутили друг с другом и со зрителями. С первых же нот им удалось сделать атмосферу в зале теплой, почти домашней. На сцене особых, так сказать, оперных декораций не было, а был экран, на котором появлялись то известные оперные театры, то портреты композиторов. Во время исполнения дуэта Папагено и Папагены из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» зрители на экране наблюдали фотографии детишек. Такой нетрадиционный подход к оформлению оперных арий не очень характерен для российских постановок. «У нас общество, и оперная публика в частности, очень консервативны, ориентированы на академические образцы. И это немного затрудняет развитие оперного искусства в России, − считает Владимир Калужский. − Например, когда на западе случился кризис оперы, там стали обновлять постановки, изменять аксессуары, так сказать. Рыцарей заменили гангстерами, чтобы понятнее было трудящимся. На мой взгляд, публика должна быть свободной, воспринимая разные варианты опер, сама решать, что ей больше нравится».


А пока российская публика держится традиций и предпочитает классические оперные спектакли, можно надеяться, что над истинным искусством время не властно.

Алина Хабирова

 





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года