Иркутская область: эксперименты кончились, пора на выход
В администрации Иркутской области царит нервозная обстановка. Завершается важный этап в формировании нового субъекта федерации. 1 января 2008 года на карте страны появится объединенная Иркутская область, в состав которой вошел бурятский автономный округ. Но трепет чиновников вызван не жаждой дальнейшей созидательной работы на новом поприще. Они гадают, останется ли у власти действующий губернатор Александр Тишанин.
В администрации Иркутской области царит нервозная обстановка. Завершается важный этап в формировании нового субъекта федерации. 1 января 2008 года на карте страны появится объединенная Иркутская область, в состав которой вошел бурятский автономный округ. Но трепет чиновников вызван не жаждой дальнейшей созидательной работы на новом поприще. Они гадают, останется ли у власти действующий губернатор Александр Тишанин.
Все последние события в области говорят о том, что бывшему железнодорожному начальнику недолго осталось держать в руках бразды правления регионом. Никто не сомневается, что федеральные власти не оставят без внимания полную утрату контроля над действиями своих ближайших подчиненных со стороны губернатора. Свидетельством тому стал целый ряд коррупционных скандалов, связанных с мошенничеством в особо крупных размерах среди чиновников высшего ранга. Находится под следствием начальник дорожной службы Иркутской области Виктор Бушуев, обвинения в прямой причастности к преступной деятельности предъявлены заместителю губернатора Сергею Воронову. Сергей Воронов находится в тюрьме Новосибирска третий месяц и третий месяц исправно получает жалованье из областной казны. Причина такой благосклонности известна только самому Александру Тишанину. Уголовное дело возбуждено против теперь уже бывшего заместителя руководителя администрации губернатора Сергея Зубарева. Остается только догадываться, по каким причинам покинул свой пост и начальник управления по правоохранительной и оборонной работе родной брат губернатора Евгений Тишанин.
Все говорит о том, что не за горами отставка и самого главы региона. Ведь благодатную почву для злоупотреблений бюджетными средствами создал губернатор. Последним и самым масштабным обещает стать коррупционный скандал уже с участием самого Александра Тишанина. По его собственным словами, именно он принял решение вывести деньги от продажи акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» из областного бюджета и потратить на одному ему ведомые цели.
Раз отставка, два отставка…
За два года пребывания у власти Александр Тишанин проявил удивительную последовательность при назначении областных чиновников, главное в которой – частота замен. Он так и не смог создать дееспособную команду профессиональных и добросовестных управленцев. Заместители губернатора, начальники департаментов приходят и уходят, не успев оставить после себя сколько-нибудь заметных следов созидательной работы.
За два года руководящие посты покинули более двадцати высших чиновников администрации и столько же пришли им на смену. При этом никто не может понять логики бесконечных отставок и назначений, за исключением одного факта - губернатор предпочитает назначать людей из других регионов. Мало того, что эти «варяги», как их прозвали в народе, не знакомы со спецификой региона, так они еще и предпочитают действовать по принципу «после меня хоть трава не расти». Единицы профессионалов, которые честно трудились и до Тишанина могли, также работать и с ним. Однако у губернатора свой простой принцип – ежемесячная замена всех и вся.
Не удивительно, что в этой ситуации бюрократический аппарат дает сбои, работая от одной отставки до другой, а деловая элита практически отвернулась от губернатора. В целом сложившаяся ситуация нестабильности не способствует позитивному развитию региона.
Газпром остался без денег
Впрочем, представители бизнеса – далеко не единственные, кто недоволен деятельностью Александра Тишанина. Критика в адрес губернатора звучит всякий раз, когда регион посещают руководители страны. Во время последнего визита в Иркутск первый вице-премьер правительства Сергей Иванов отказался открывать новый ангарский мост и крайне резко отозвался о подходе к проблемам строительства со стороны губернатора. Кроме того, федеральные власти недовольны тем, что глава региона не в состоянии наладить деловые отношения и скоординировать действия находящихся на территории региона различных ведомств. Не развивает Александр Тишанин и межрегиональные контакты с соседними территориями. А между тем экономическое сотрудничество с Якутией и Бурятией могло бы принести населению области громадную пользу. Но вместо всего этого Приангарье не попало ни в одну федеральную программу по развитию производительных сил Сибири и Дальнего Востока.
Вместе с тем нельзя обойти вниманием очевидный факт – размер федеральных субсидий увеличен, и это, безусловно, положительно сказывается на развитии области. Государственные компании Газпром и Транснефть активно осваивают территорию. Однако и из этой благоприятной ситуации Тишанин не извлек выгоды – программа газификации Иркутской области, необходимая прежде всего Газпрому, осталась в бюджете 2008 года без источника финансирования. Конечно, в газовой монополии рано или поздно обратят внимание на столь странное отношение к своим обязательствам губернатора Тишанина.
Впрочем, тактические победы и поражения Александра Тишанина интересны, пожалуй, только ему самому и региональной элите. Вместе с тем, возникающие вопросы затопления ложа водохранилища для Богучанской ГЭС, рост цен на жилье, популизм являются негативным фактором для губернатора и вызывают снижение его рейтинга среди населения области. Прошедшие выборы в Государственную Думу и результат, который показала Иркутская область по голосованию за «Единую Россию» – 11 место в СФО серьезный повод задуматься в целом над ситуацией.
Не прибавили «очков» Александру Тишанину и его неудачные опыты в роли публичного политика. Популярна его замечательная фраза о собственных способностях управлять областным бюджетом: «Если бы мы эти деньги перевели в бюджет, мы бы решили те проблемы, которые сейчас решаем за счёт этих средств? Нет, они бы растворились в бюджете».
Упущенный шанс
Впрочем, у Александра Тишанина был шанс добрыми делами оставить по себе память. Этот шанс он получил от населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, которое дружно проголосовало за объединение двух субъектов федерации. Люди поверили обещаниям и поддержали программу действий, которую в ходе подготовки референдума совместными усилиями выработали представители власти и общества.
Ответственность перед населением продемонстрировали депутаты областного парламента, структуры федеральной власти, большой вклад в успешное развитие процесса объединения внес полномочный представитель президента страны в Сибирском Федеральном округе Анатолий Квашнин. В отношении Александра Тишанина все оказалось с точностью до наоборот. Выполнив формальную задачу, губернатор не сумел сплотить вокруг себя политические силы и региональную бизнес – элиту, испортил отношения с бывшим главой бурятской автономии Валерием Малеевым. Но гораздо хуже, что губернатор дал повод называть его популистом.
Обещанный подъем сельского хозяйства обернулся ростом цен и снижением производства продукции. Строительная индустрия, развитие которой прогнозировалась за счет использования ресурсов бурятской автономии, так и осталась в запущенном состоянии. Сегодня жители округа вправе предъявить претензии за самую низкую в стране бюджетную обеспеченность своей территории. Вкупе с разрастающимися коррупционными скандалами, героем которых является непосредственно Александр Тишанин, вопрос о том, могут ли переназначить действующего губернатора главой объединенного региона превращается из политического - в риторический.
Красивая сказка с печальным концом
Груз ответственности одних мобилизует, других – заставляет делать ошибки. Не справившись с конкретными обещаниями, данными накануне референдума, глава Иркутской области попытался увлечь иркутян другими идеями.
Губернатор выдвинул проект агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова с целью создания города с миллионным населением. В поисках инвесторов проект стал путешествовать с одного экономического форума на другой. После возвращения с очередного презентационного мероприятия представители администрации охотно рассказывали о большом впечатлении, которые оказал на потенциальных инвесторов проект агломерации. Но минуло уже немало времени, а до реальных инвестиций в экономику дело так и не дошло. Зато выяснилось, что для реализации проекта нужны простые вещи - дороги, квалифицированная рабочая сила, производство строительных материалов. В результате красивая сказка разбилась о суровую необходимость просто работать, а сам проект распался на мелкие детали, не имеющие стратегического значения для области. Хотя у самого Александра Тишанина достаточно смутное представление об агломерации. «Это будет некий, это не единое муниципальное образование, безусловно. Это будет территория, включающая в себя несколько муниципальных образований. И цель ее формирования заключается прежде всего в выравнивании уровня жизни населения. То есть надо человеку, который уже и сегодня...», - говорит губернатор.
Политик, даже регионального масштаба, обязан быть стратегом. История с агломерацией показала, что у Александра Тишанина это качество отсутствует. Никто не может сказать, какое место отводится Приангарью в программах долгосрочного развития Восточной Сибири. В то же время хорошо известно, что в рейтинге инвестиционных рисков среди регионов России Иркутская область занимает 62 место из 86.
По этой причине область обходят вниманием крупные финансово-промышленные группы, которым необходимо ясное видение перспективы и политическая стабильность. Ни тем, ни другим Иркутская область похвастать не может.
Бремя временщиков
Так что оснований для отставки Александра Тишанина более чем достаточно. По этой причине губернатор давно уже чувствует себя временщиком в Иркутской области, его мало беспокоит ближайшее будущее объединенного региона и его жителей. Свидетельством может служить бюджет на 2008 год. Мало того, что непрофессиональная тишанинская команда ошиблась в расчетах бюджета 2007 года на шесть миллиардов рублей, так еще и бюджет 2008 года составлен в лучших традициях временщиков. Он обрекает население Иркутской области на постоянную жизнь взаймы. Размер государственного долга с учетом кредиторской задолженности составит в ближайшие годы более 50 процентов всего объема бюджетных доходов. Обслуживание такого громадного долга отнимает средства, столь необходимые на выполнение социальных программ, развитие сельского хозяйства. Но губернатора области это не беспокоит. Ведь рассчитываться по долгам предстоит не ему, а новой команде управленцев. Так что грехи действующей администрации тяжким ложатся на плечи будущих поколений, которым предстоит жить в объединенной Иркутской области.
Многие справедливо считают, что Александр Тишанин вполне заслуживает отставки с формулировкой «за утрату доверия». Предложение объявить «импичмент» губернатору озвучил на сессии Законодательного собрания области депутат Антон Романов. Но такой поворот событий не устраивает высоких покровителей регионального начальника. Хорошо известно, что на губернаторский пост Александра Тишанина протежировал Владимир Якунин. А ведь скандальный уход Тишанина с должности бросит тень на авторитет главы российских железных дорог.
Этим обстоятельством многие эксперты объясняют появление Александра Тишанина на первом месте в региональном списке «Единой России» по выборам в Государственную Думу. Победа партии дала шанс неудачливому железнодорожнику, не справившемуся с обязанностями главы региона, избежать ответственности. А Иркутской области – избавиться от несостоявшегося губернатора.
Михаил Прокудин, специально для Тайги.info