Киновед Андрей Малов: у меня задача – перейти на эксклюзив

17 Янв 2008, 06:31

Кино без попсы, кино некоммерческое, фестивальное, авторское, элитарное порой днем с огнем не сыщешь в городских кинотеатрах. О том, где показывают арт-хаус в Новосибирске, узнал корреспондент Тайги.инфо. Моим собеседником стал киновед Андрей Малов, 14 лет работающий одним из кураторов показа в кинозале «Синема».

Кино без попсы, кино некоммерческое, фестивальное, авторское, элитарное порой днем с огнем не сыщешь в городских кинотеатрах. О том, где показывают арт-хаус в Новосибирске, узнал корреспондент Тайги.инфо. Моим собеседником стал киновед Андрей Малов, 14 лет работающий одним из кураторов показа в кинозале «Синема».

Кинозал «Синема» сложно назвать очень известным широкой публике. Расскажите, как и когда он появился?

«Синема» — это кинозал при ГУП «Новосибирсккиновидеопрокат». С 1990-го года он исполнял чисто служебные функции: в нем проводились просмотры новых фильмов для директоров киносети и прессы. Потом сделали пристройку, где разместили зал на 90 человек и организовали там показ для киноклубов. Их тогда было несколько, около десяти, и это был пик их развития. В 90-х это движение пошло на спад, кинотеатры стали закрываться, киноклубов стало меньше. Одним из пристанищ для оставшихся клубов стал зал «Синема».

Как проходит работа кинозала «Синема» сегодня? Если моя информация верна, ежемесячно два клуба предлагают 10 тематических киноциклов из 4-5 лент в каждом, с периодичностью показа — 1 фильм в неделю (в рамках одного цикла). На основе чего составляется программа?

На основе личных коллекций кураторов и их личных пристрастий. А бывает, приходит фильм, который долго искал, и уже под него подстраиваешь всю остальную программу. Иногда вынашиваешь целый год идею какого-нибудь цикла, а на фильм приходят пять человек, жалко! А как-то поставил ретроспективу Годфри Реджио, думал, что его уже все знают, он мало кого соберет, а каждый фильм был почти полный зал. Это меня приятно удивило. Вообще, если в зале присутствует кворум, человек 35-40, то я считаю, что задачу свою выполнил.

Как называется Ваша должность здесь?

Я отвечаю за художественную составляющую кинопоказа, являясь кем-то вроде художественного руководителя. Мне нравится слово куратор. Я сам репертуар подбираю, сам его нахожу, аннотации пишу, программу составляю, — то есть курирую весь процесс работы киноклуба от начала до конца. При этом даю себе отчет в том, что то, чем я занимаюсь, не совсем легитимно. Хотя налоги с моей зарплаты идут в казну, я получаю честную белую зарплату, формально я нелегал. Если разобраться, то в деятельности киноклуба можно усмотреть нарушение авторских прав. Но если я буду спрашивать разрешения на показ каждого фильма, все остановится сразу же. Другое дело, что по уровню пиратства Россия уступает только Китаю и те пираты, которые продают десять свежих блокбастеров на одном диске, лишают доходов правообладателей гораздо больше, чем я со всем своим репертуаром вместе взятым. Тем более, что пираты просто выкачивают деньги, творческие вещи их вообще не волнуют.

Вы, кажется, еще лекции перед показом читаете?

Да. Лекция предполагает совсем иное взаимодействие с публикой. В ней нельзя повторять то, что написано в аннотации, надо минимум содержания касаться. Я пытаюсь найти такие точки резонирования, настройки публики, чтобы через 5-7 минут выступления зритель был максимально готов к восприятию фильма. Если сравнивать с музыкальным инструментом, то музыкант, прежде чем сыграть свой шедевр, настраивает инструмент. Так вот я настройщик, а сам шедевр — это фильм.

Какие тематические показы будут продолжены в 2008 году? Можете кратко пояснить, о чем каждый?

Например, «Креативные личности». Берем какое-то известное имя и показываем по максимуму все, что можно о нем найти. Сейчас это художники: Пикассо, Дали, Уорхол и т.д. Далее будут литераторы, потом люди, имеющие отношение к исполнительскому искусству: режиссеры, актеры, певцы и т.д. «Очень странное кино» — кино, которое вообще ни на что не похоже. Оно и по жанрам может быть разное, и по темам. Кино, которое сложно пристроить в какой-то определенный цикл, оно не похоже ни на что другое. «Неформатное кино» — это либо неигровое (документальное, анимация), либо маленькое по метражу (меньше часа), либо сборник. «Некрореализм» — есть такое неофициальное направление в мировом кино, например, в немецком, где задействованы мертвые тела или муляжи трупов. Шокирующее, некрофильское кино будет строго регламентировано до 18 или даже до 21 года. «Кино о кино» — фильмы, где показан съемочный процесс. «Как я провел(а) это»... Традиционно последний сеанс субботы носит эротическую окраску. Когда, благодаря видео, произошла эротизация населения, я думал, что у нас, как и на Западе, возникнут соответствующие залы. Но этого не случилось. То ли православные традиции по-прежнему живы, то ли коммунистические, когда эротика находился в каком-то загоне, но легендарное «в Союзе секса нет» актуально до сих пор. Поэтому уже несколько лет мы посвящаем один цикл эротике и сексу. «Сюррелизм в кино» — режиссеры-сюрреалисты, начиная от Ходоровского, заканчивая его последователями. «Их первые фильмы» — дебютные фильмы известных режиссеров. И таких в моей коллекции около сотни, начиная от Бунюэля, заканчивая Тарантино и прочими. Материала на два года вперед! Однако на эти фильмы плохо идут. Хотя мне казалось, что это может быть любопытным.

В репертуаре кинозала относительно мало российских фильмов. У нас не снимают арт-хаус или новосибирцам не интересно смотреть наше кино?

К сожалению, плохая посещаемость наших фильмов налицо — это 6-7% от общего числа купленных билетов. И этот процент во многом обеспечен благодаря Муратовой и Литвиновой. Не знаю, с чем это связано. Какое-то предубеждение возникло против наших фильмов что ли.

Как Вы думаете, что влияет на зрительский интерес к фильму?

Если б я знал, у меня и проблем бы не было. Бывает, так встанут звезды на небе, что на совершенно случайные фильмы будет полный зал, а в другое время придут четыре человека. Я знаю, что есть мертвые точки в календаре и пиковые недели, сезонные падения и взлеты посещаемости. Лучшие месяцы — два осенних (октябрь, ноябрь) и два весенних (март, апрель). В эти четыре месяца собираются, даже вне зависимости от репертуара, наибольшее число людей. Но народу нужен июнь и декабрь для того, чтобы адаптироваться к смене сезонов, поэтому вытащить их в кинотеатр в эти месяцы гораздо сложнее. Вследствие этого начало зимы и лета несет с собой неминуемое падение посещаемости.

Кино для продвинутых, кино без попсы, кино редкое, фестивальное, авторское, неформатное, арт-хаусное, элитарное, некоммерческое всегда ли является интеллектуальным?

Киноманы — это не обязательно интеллектуалы. Они могут иметь пять классов образования, но им нравится кино, которого больше нигде нет, и они смотрят только его, и им больше ничего не надо. А могут быть люди с тремя высшими образованиями, но они будут ходить смотреть попсу, а сюда никогда не пойдут, поскольку им нравится быть как все.

Авторское кино может привлечь массового зрителя или им всегда интересуется ограниченное число людей?

Существует, может быть, одна десятая процента людей, которые не хотят быть такими, как все, хотят быть на особицу. Сюда ходят люди, которые смотрят кино, которое все остальные смотреть никогда не будут.

«Кино для продвинутых» — это показ для киноманов, «синефилов». Много ли таких в нашем городе?

Я стараюсь поддерживать некий кворум, минимум, который позволяет существовать. В 2001 году у меня была наивысшая посещаемость — в среднем на сеанс собиралось более 50 человек, а каждый четвертый вообще был аншлаговым. Однажды на 90 мест посадили 130 человек. Как сейчас помню — это был «Заводной апельсин» Кубрика.

Значит ли это, что в «Синеме» нет случайных зрителей?

Если и есть, то они у нас не задержатся. Я из-за них не особо переживаю.

В основном в «Синему» ходят зрители в возрасте от 20 до 30 лет. И чаще всего женщины (в два раза больше мужчин). Как Вы объясните этот факт?

Понятно, что молодежь более мобильна, особенно студенты. После сорока человек становится пассивным, менее подвижным, ему интереснее больше побыть дома. А вот почему в последние два-три сезона ощутимо больше женщин приходит — это для меня загадка. Лет пять назад было примерно равное количество женщин и мужчин, иногда даже больше мужчин приходило. Сейчас — наоборот. Помню, был один показательный сеанс, когда в зале сидели 29 человек, из них всего 1 мужчина!

Чем может гордиться кинозал?

Самим фактом своего существования. У нас самый крутой репертуар в стране, это точно. Другое дело, что понять это могут только киноманы, которые поездили по городам. Кроме того, «Синема» — единственный зал в стране, где французское кино опережает по посещаемости американское. И эта тенденция сохраняется четыре года подряд. Причем специально для этого я ничего не делаю, это объективная ситуация. По-хорошему, в каждом миллионном городе должен быть зал европейского кино. Но никто не хочет связываться. Разделение на жанры, темы и проч., — никакому прокатчику не нужны лишние проблемы. Хотя если они хотят как-то серьезно себя позиционировать, они придут к этому. Еще два-три новых кинотеатра в нашем городе — и все, больше уже нет смысла открывать. Они либо будут оттягивать друг у друга зрителей, либо должны будут работать адресно — искать своего зрителя.

Есть ли в городе другие кинозалы? Чем отличается репертуар новосибирских киноклубов?

На волне старых заслуг существует «Сигма» в Академгородке, самый старый киноклуб (кажется, с 1965 года) Боярского. У него есть свои наработки, которые он из года в год повторяет. Один сеанс в неделю не требует выполнения каких-то особых творческих задач. «Сигма» Боярского, «Иллюзион» Алексея Кожемякина и «Кино для продвинутых», — в этом веке, пожалуй, мы втроем и работаем. Раньше у нас с Алексеем деление проходило тематически: он брал кино старое, до 80-хх., а я более позднее. Однако в последнее время все перемешалось, грани стерлись. Хотя мы загодя никак не обговариваем, что будем ставить, тем не менее, совпадений практически не бывает. Алексей больше работает на брендовых именах: Бертолуччи, Херциг и т.д., делает авторские ретроспективы. У меня задача фикс — перейти на эксклюзив абсолютный, показывать вещи, которые нигде, по крайней мере, в этом городе, невозможно найти, только здесь. Другое дело, что чем более эксклюзивный фильм я достаю, тем менее он брендовский. Часто имя и название мало что говорят публике. Поэтому люди идут смотреть фильм под мое поручительство. За все восемь фильмов в неделю я в той или иной степени отвечаю.
Да, есть еще клуб «Японская анимация»... Тут своя специфическая публика. На сеансы приходят люди, изучающие японскую культуру и язык. Смотрят фильмы в оригинале с русскими субтитрами.

Как обстоят дела в других городах? Есть ли подобные кинозалы? Московский «Музей кино», например?

Без ложной скромности скажу, что у меня самый крутой клуб в стране. Я через интернет слежу за деятельностью других клубов. В Москве фактически закрылся «Музей кино», их просто выгнали из помещения. В Питере «Дом кино», скорее, коммерческое предприятие. Из некоммерческих предприятий «Синема» самое крутое. Если сделать сноску на количество жителей в городе, на количество сеансов (частота выходов на публику) и разнообразие, оригинальность репертуара, то КПД у нашего клуба самый высокий по стране. Даже в столичных городах выход на публику гораздо меньше, чем у нас. В Челябинске и Свердловске показывают один раз в неделю, или даже в месяц. Это, согласитесь, несерьезно. Чтобы бренд состоялся, показывать надо чем чаще, тем лучше. В идеале, конечно, каждый день. Я показываю восемь сеансов в неделю. Если, допустим, в Питере (городе, который в четыре раза больше Новосибирска) показывали бы столько же киносеансов, то получается, даже чисто формально, у меня клуб круче, потому что слой киноманов там условно в четыре раза больше. В одной только Москве количество синефилов гораздо больше, чем во всех городах страны вместе взятых.

Так почему Вы не уехали в Москву?

Для того, чтобы утвердиться в других местах, нужно время. В Новосибирске все-таки долго прикармливали народ, и теперь про «Синему» знают в других городах, особенно по Сибири. Почему сегодня в России аналогов того, что я делаю, нет? Просто здесь сложились идеальные условия. И я, наверно, оказался в нужном месте в нужное время.

Беседовала Алина Хабирова




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года