Командовать парадом будет Фабио Мастранжело
Талантливый дирижёр и пианист Фабио Мастранжело, с осени прошлого года являющийся главным приглашенным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра, с недавнего времени взял на себя обязанности художественного руководителя ансамбля солистов «Новосибирская камерата».
Талантливый дирижёр и пианист Фабио Мастранжело, с осени прошлого года являющийся главным приглашенным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра, с недавнего времени взял на себя обязанности художественного руководителя ансамбля солистов «Новосибирская камерата».
На встрече с журналистами этот жизнерадостный, непосредственный и простой в общении итальянский маэстро успел рассказать не только о своей новой должности, но и о своей большой семье в Италии, об отношениях с женой Алисией, а также о судьбоносном приезде в Россию.
С чем связано решение принять еще одну творческую нагрузку?
Мне предложили, я сразу согласился. Мне нравится работать в Новосибирске, а тут появился повод поработать здесь побольше. Тем более, что именно с этим коллективом мы великолепно понимаем друг друга. Мне важно, чтобы мы с «Камератой» достигали понимания не только в музыкальном плане, но и в человеческом. Так что все хорошо!
Особенностью «Камераты» является отсутствие дирижера. Как Вы считаете, это влияет как-то на качество музыки?
Нет, просто приходится больше репетировать. Например, когда выступают фортепиано и скрипка или трио фортепиано – виолончель - скрипка и т.д., где каждый музыкант показывает свою индивидуальность, свой характер, могут возникнуть трудности. Здесь важен каждый участник коллектива, никто не может взять инициативу на себя, сказать, что он самый главный, самый умный. Ведь сказать «я тебе покажу, как играть» может только дирижер, а здесь у людей разные желания: кто-то хочет сыграть подлиннее, кто-то покороче, кто-то потише, кто-то погромче. Очень непросто сделать так, чтобы все смогли играть как надо. Поэтому во время репетиций музыканты должны не только играть больше вместе, но и больше слушать друг друга, чаще помогать друг другу. Это фантастический эксперимент!
Как Вы думаете, что должно входить в обязанности художественного руководителя?
Он обязан следить за уровнем игры. Самое важное, по крайней мере для меня, это передать ощущение музыки, ее характер, какие-то штрихи, которые важны именно для этого произведения. Я думаю, художественный руководитель должен обладать большой фантазией, воображением, чтобы иметь представление, как должна звучать музыка, и передать это через исполнителей публике. Всегда должен быть круг: композитор-дирижер-музыканты-публика. Всем надо держаться вместе.
А если фантазия художественного руководителя не совпадет с фантазией музыкантов?
У нас пока все нормально. Я человек открытый, легко иду на контакт. Если кто-то скажет «маэстро, я думаю так, потому что…», тогда мы обсудим этот вопрос. Если же кто-то скажет «Нет, должно быть не так» без объяснения причин, я не могу принять это предложение.
Есть ли у Вас в «Камерате» любимчики?
Нет, я стараюсь ко всем относиться одинаково, как меня учила мама. У нас большая семья – я, брат и две сестры. Она говорила: «Я вас очень люблю, и всех одинаково». У папы так не получалось, он больше любил меня (возможно поэтому в пять лет начал обучать сына игре на фортепиано – прим. Тайги.инфо). Сейчас брат - архитектор, старшая сестра - профессор математики, другая сестра - пианистка.
Получается, Вы относитесь к музыкантам, как к детям?
А почему нет? Я думаю, Арнольд Михайлович к музыкантам относился по-отечески. Он создал и оркестр, и ансамбль солистов, значит, так и должно быть. Арнольд Михайлович – один из лучших дирижеров с начала истории до сегодняшнего дня, которые ошибаться не могли.
Изменится ли репертуарная политика «Камераты»?
У меня, конечно, спросили: «Фабио, у тебя есть какие-то пожелания?» Бедная Элла (Элла Мухамедина – директор ансамбля – прим. Тайги.инфо), я ей выдал список, которого хватит до сезона 2050 года!
Конечно, я вношу свои предложения, потому что у меня есть опыт работы с ансамблем такого формата. Например, канадский камерный оркестр «Вируозы Торонто». Я много знаю произведений, которые пока не знает «Камерата», а ансамбль в свою очередь знает много сочинений, которые пока не знаю я. Значит, наше сотрудничество интересно для меня и для них. Я считаю, это самый лучший вариант, когда идет постоянный обмен опытом между людьми. Например, у меня такие отношения с женой, альтисткой петербургского симфонического оркестра. Она интересна для меня и я, надеюсь, интересен для нее. Хорошо, когда есть темы для разговоров, когда у человека, солиста, музыканта есть свое мнение.
Концертом-презентацией стал «Парад солистов», а что будет дальше?
Идей много, надо еще все обсудить. Хотя я предложение «Камераты» уже принял, до конца года у меня остались прежние контракты, условия которых надо выполнять. Вообще, я вижу радужные перспективы: гастроли в Японии, Европе.
Как долго Вы хотели бы возглавлять ансамбль?
Я ограничений не хочу ставить. Пока приятно вместе работать, будем продолжать работать.
Когда-нибудь мы услышим Вашу игру на фортепиано?
Возможно, что скоро буду и играть. Не совсем скоро-скоро, может, в начале следующего сезона, Моцарта или Баха.
Вы сейчас больше работаете в России?
Да, это однозначно. И мне это нравится. Кто видел страшную передачу о погоде по каналу «Россия»? Там говорили, что Россия – самое безопасное место в мире. Поэтому я решил, что отсюда больше не уйду.
Вы великолепно говорите по-русски. Как давно?
Шестой год. Первый мой приезд был в 1999 году. Тогда я не думал, что он станет для меня судьбоносным. Я планировал попасть на мастер-класс И.А. Мусина, но не удалось: он умер за 2 дня до начала занятия. Его заменил Александр Канторов. Через 3 дня он подошел ко мне и спросил: «Почему Вы пришли на мастер-класс?» Я по-русски тогда плохо понимал и подумал, что мне надо уйти с занятия. А он мне: «Вам уже не нужны такие мастер-классы, Вы уже профессиональный дирижер». Затем Александр Канторов решил представлять меня в Санкт-Петербургской филармонии. В феврале 2001 года я уже дирижировал первый концерт. А через три месяца получил опять приглашение, потому что заболел второй дирижер. Меня нашли в Париже и спросили, не смогу ли я дирижировать концерт через три дня в Петербурге. «Почему нет?!» - ответил я.
Где сейчас Ваше основное место жительства?
В Санкт-Петербурге. Хотя, не знаю, что будет дальше. В ноябре мы с Алисией были там три дня. Потом она уехала на гастроли в Америку, а я в Воронеж, Казань, потом в города Испании, Италии, потом в Новосибирск.
Охват Вашей концертной деятельности велик. Все же, что для Вас сейчас самое главное?
Чтобы каждый концерт получился хорошо.
PS: А после он улетел на концерт в Петербург, на «Тоску» в Екатеринбург, но вскоре обещал вернуться.