Народный артист России Валерий Карчагин: Классика – это искусство для любопытных
Первая скрипка Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии, художественный руководитель «Filarmonica»- квартета Валерий Юрьевич Карчагин о музыке в себе и о себе в музыке.
Первая скрипка Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии, художественный руководитель «Filarmonica»- квартета Валерий Юрьевич Карчагин о музыке в себе и о себе в музыке.
Валерий Юрьевич Карчагин родился в 1959 г. в Новосибирске. В 1983 г. окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс профессора Х.С. Ахтямовой). С 1983 по 1985 г. – солист ансамбля песни и пляски Московского военного округа. С 1985 г. – артист Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии. В этом же году совместно с коллегами по оркестру создает камерный коллектив, который позже обрел свое имя - «Filarmonica»- квартет. С 1991 г. - концертмейстер НАСО Новосибирской филармонии. В сотрудничестве с различными оркестрами выступает как солист (концерты И.С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, И. Брамса, С. Прокофьева, А. Шнитке). Лауреат премии Новосибирской филармонии «Золотой ключ» (1998 г.) Награжден почетным дипломом межрегионального фонда «Общественное признание» в номинации «Достояние Сибири» (2003 г.) Обладатель Премии губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2004 г.).
По воспоминаниям Вашей матери Марии Ивановны, когда Вам было полтора года, она купила барабан, чтобы сын научился отбивать ритм. После Вашей воодушевленной игры на инструменте, она сделала вывод, что сын обязательно будет музыкантом. А когда Вы поняли, что музыка – Ваша судьба?
Родители у меня - музыканты, и естественно, что им было любопытно, если ли какие-то задатки у ребенка. Почувствовать себя принадлежным к профессии музыканта можно было только гораздо позже, когда я заканчивал Новосибирское музыкальное училище, для меня стала понятна моя судьба.
В пять лет Вас привели в музыкальную школу, чтобы научить играть на фортепиано. Однако женщина из приемной комиссии сказала, что у Вас абсолютный слух, поэтому Вам надо играть на скрипке. Помните ли Вы, чем Вас очаровал этот инструмент?
Действительно, родители планировали одно, но после предварительного прослушивания и выяснения музыкальных задатков ребенка, конституции рук и так далее мне посоветовали осваивать скрипку.
Какие же руки должны быть у скрипача?
Есть некоторые параметры: хорошая широкая ладошка, более-менее ровные пальчики, некая мягкость в руках. Всегда видно, какой инструмент человеку ближе, хотя я никогда диагнозы не ставил маленьким детям, этим занимаются другие специалисты.
А если бы в то время Вам «прописали» фортепиано, стали бы Вы пианистом?
Сейчас я думаю, что нет. Скрипка для меня - родной инструмент, без которого я совершенно себя не представляю, это продолжение образа жизни, мыслей, всего, чем живу сейчас. Без скрипки это буду уже не я.
А петь Вы пробовали?
Не просто пробовал – я пел! В детстве у меня был высокий голос, поэтому, когда я учился в общеобразовательной школе, меня всегда ставили солистом хора. До сих пор помню: «Я – первый ученик среди ребят, пятерки в мой дневник, как ласточки, летят…» Это был 4 или 5 класс.
Более двадцати лет Вы занимаетесь профессионально музыкой. Как Вы считаете, как измеряется уровень профессионализма?
В первую очередь, это относится к владению инструментом. Скрипка – это инструмент, на котором нужно играть всю жизнь, всегда пытаться уловить что-то новое, всегда быть в резонансе с ним. Резонанс, в свою очередь, достигается путем ежедневных упражнений, занятий, практикой, потому что организм нужно приспосабливать к этому инструменту, чтобы скрипка стала твоим голосом, выражала твои мысли, твои эмоции. Если сам человеческий голос слишком «мучить» нельзя, то скрипку можно и нужно (смеется).
Интересно, сколько Вы скрипок таким образом «замучили»?
Хотя мне очень нравится смотреть новые инструменты, играть на них, скрипок у меня немного. Если учесть, что в семье играют трое, - это уже три инструмента - плюс еще одна, то всего - четыре.
Сколько часов в день Вы посвящаете репетициям?
Практически весь день приходится проводить с инструментом в руках. Если считать все вместе - и оркестровые концерты, и квартетные, и сольные - у меня в год около 90 выступлений.
Валерий Юрьевич, давайте немного пофилософствуем. Что такое музыка и зачем люди вообще ее играют и слушают?
По этому поводу есть много научных экспериментов, изысканий. С одной стороны, музыка - это воплощенная гармония мира, это звучание, это резонанс… Когда человек попадает в резонанс с окружающей средой, то возникает некое состояние, которое, в первую очередь, выражается в звуковых волнах. И насколько эти звуки входят в резонанс с вами, настолько вы проявляете к этому какое-то любопытство. С другой стороны, музыка – это вид искусства, который в себе объединяет огромное количество всех искусств. В литературе тоже есть своя музыка: звучание стиха, ритм, слог, смысл произведения, талант автора, - все это входит в понятие музыка. Музыка, выраженная в звуках – более абстрактный вид искусства, нежели архитектура, живопись, литература. Самое абстрактное искусство в то же время имеет абсолютно конкретную направленность: оно существует для того, чтобы человек испытал какие-то эмоции, чувства, не конкретные эмоции, но какие-то движения души. Быть в искусстве - самое естественное состояние для человека. Мое глубокое убеждение, что все недоразумения, конфликты и катаклизмы происходят как раз из-за того, что люди мало занимаются искусством, мало чувствуют, мало понимают, что творится вокруг них, и в результате - испытывают дефицит общечеловеческих ценностей.
Что думаете о музыке XX века?
Современная музыка всегда вызывает любопытство. Встречается много интересных, талантливых людей, которые своеобразно чувствуют современный ритм эпохи.
Например?
В первую очередь, The Beatles, затем The Rolling Stones, Pink Floyd, Genesis, Queen - они абсолютно разные, но все потрясающие. Мой сын сейчас, например, слушает хард-рок, ведь это вещь, которая несет живые эмоции, живое мировосприятие.
Как вы считаете, отражает ли классическая музыка современный ритм жизни или каждой эпохе – своя музыка?
Скорее всего, музыкант может почувствовать ритмы ХХ века в классической музыке XIX или привнести их самостоятельно. Самое интересное, что музыка от этого ничего не теряет, но начинает звучать современно, ведь классическое искусство относится к непреходящим общечеловеческим ценностям, оно современно по определению.
Почему классическая музыка не находит отклика в массах?
Находит! Просто это не массовая культура, это искусство для людей любопытных, для тех, кто хочет чувствовать более тонко происходящее. Классика дает все: и строгие эстетические идеалы, и абсолютно современное, чуть ли не роковое звучание, а главное, она выражает настоящие, ненадуманные, недеструктивные эмоции, наполняет жизненной энергией, впечатлениями, которыми человек может очень долго жить.
Что делать, если нет у человека навыка прослушивания классической музыки?
Любому человеку никогда не поздно к этому прикоснуться, просто необходимо преодолеть некоторую леность в восприятии, поработать над собой, хотя бы тихо посидеть во время концерта. Слово «леность» не очень подходит, скорее, это какая-то боязнь на уровне подсознания открыться, открыть в себе что-то. Человек боится тех вещей, которые выводят и без того загруженного своими проблемами человека куда-то в сторону. «Зачем?» - думает он, ведь гораздо удобнее включить носитель и слушать то, что он уже знает, Аллу Пугачеву или еще кого-нибудь: музыка знакомая, нравится, ничем не раздражает - и все нормально, все спокойно. Однако когда человек долго находится в этом состоянии нелюбопытства, не проявляет интереса к классической музыке, ему все сложнее понять, почему этот интерес должен быть.
И еще я бы советовал тем, кто откликнется на мой призыв, выбрать хороший концерт для первого прослушивания, в хорошем зале с профессиональным коллективом.
Основой репертуара и НАСО и квартета всегда была классическая музыка. Солист оркестра и солист квартета – это разные состояния?
Что касается внешних атрибутов деятельности, симфонический оркестр – это очень большой коллектив, а квартет – это очень маленький коллектив. Сложность квартетного музицирования в том, что каждый голос исполняет один музыкант, симфонического – что каждый голос исполняет как минимум десять. Что касается внутренней работы, то их объединяет одно – то, что и там, и там нужно много трудиться. При этом квартет предполагает одни задачи, которые ставятся перед исполнителем, оркестр – другие. Эти задачи, в свою очередь, объединяет одно – они музыкантские. Задача квартетиста – сыграть максимум выразительно и привлекательно свою партию, в этом смысле выразить полностью себя, задача оркестрового музыканта – быть в одном направлении, в одном тонусе, в одном пространстве с десятью своими коллегами, играющими ту же партию.
Валерий Юрьевич, какое место квартетное музицирование занимает сегодня на музыкальной сцене мира вообще и Новосибирска в частности?
Наш квартет живет в Новосибирске, но играет в большом количестве стран. Надо сказать, что квартетистам во всем мире на сегодняшний день очень трудно выжить. Так сложилось, что от тебя требуют огромного приложения усилий физических, моральных и т.д., но почему-то на уровне оплаты труда это не отражается. В связи с этим, музыканты вынуждены совмещать квартетную деятельность с другими или нагружать себя чрезмерным количеством концертов (как делают это на Западе).
Сегодня «Filarmonica» занимает свою камерную нишу в городе, у нее свой слушатель. Расскажите, трудно ли было воспитать этого слушателя?
Мы работаем не первый год. Вначале людей приходило не так много, не так много оставались с нами, но постепенно к ним присоединялись все больше и больше. Сейчас у нас больше 200 слушателей абонемента. Для квартета, учитывая, насколько квартетный жанр сложен для прослушивания, это значимая цифра.
Каков он, ваш слушатель?
Основная публика квартета та, которая ходит и на симфонические концерты, и на оперу, все те, кто любит искусство. На выступления «Филармоники» довольно много ходят профессиональных музыкантов, и это очень приятно, когда коллеги приходят послушать твой концерт.
Можно сказать, что есть два типа людей: те, кто исполняет музыку и те, кто ее слушает. Встречали ли Вы музыкантов, которые не любят слушать музыку, если она не входит в их репертуар?
Да, такое бывает сплошь и рядом. Профессия налагает свой отпечаток: музыка ведь требует большой работы, а работа утомляет. Чтобы профессионал откликнулся на объявленный концерт, нужна определенная ситуация, мотивация: интересный исполнитель, необычное сочинение. Всё же музыкантов, которые каждые выходные посещают концерты, по-моему, нет.
Как-то Вы сказали, что музыкальное искусство сиюминутно, оно на рассчитано на пятилетние планы. Как тогда Вы выстраиваете репертуар квартета?
Мы всегда в текущем сезоне планируем концерты на следующий, пытаемся всегда откликаться на какие-то даты, связанные с композиторами, юбилеи, даты рождения, смерти. Эти люди для нас очень важны, и хотелось бы, чтобы о них больше знали. В репертуар входят сочинения премьерного характера, например в этом сезоне была исполнена транскрипция песен «Битлз» С. Кравцова. Из безбрежного репертуарного квартетного океана пытаемся выбрать интересное, что точно не оставит никого равнодушным в зале. К каким-то сочинениям возвращаемся, чтобы довести их до совершенства, найти что-то новое, а иногда потому, что очень просят сами слушатели.
По какому графику Вы живете? От сезона к сезону, наверное?
От сезона к сезону, от программы к программе - такая зомбированная жизнь (смеется). Жизнь стала профессией, а профессия – жизнью. Любое свободное время уходит на то, чтобы разучить новое сочинение, приготовиться к следующему концерту.
Я слышала, что Вы любите читать книги, ловить рыбу и ездить на машине по лесу. Поделитесь, какие книги предпочитаете и какую рыбу?
Раньше нравилось читать русских философов - Бердяев, Розанов, Гумилев - сейчас интересно восточное направление философии. А когда удается вырваться на дачу (там есть две чудесные речки), люблю ловить рыбу на удочку. В общем, у нас вся семья, если есть время, с удовольствием идет на рыбалку. Если удается поймать что-то, мы уху потом делаем. Супруга у меня чудесно готовит, а мы с сыном костром занимаемся.
Сейчас Ваш сын Ростислав учится в музыкальном училище по классу скрипки. Вы его привели в музыкальную школу или он сам попросился?
Конечно, мы хотели, чтобы он приобщился к музыке. Музыка, помимо того, что может стать его профессией, сама по себе развивает интеллектуальные и физические способности. Всем известно, например, что тактильные ощущения на конце пальчиков вызывают усиленную работу головного мозга и так далее. И мир от соприкосновения с музыкальным искусством становится более интересным.
Что хотели бы пожелать будущим нашим читателям, будущим и настоящим слушателям квартета?
Я бы с удовольствием встретился с ними в концерте. Если, конечно, все, что мы с вами наговорили, вызвало какое-то любопытство, а что же такое музыкантская жизнь. Музыкант и музыка, музыкант в музыке и музыка в музыканте.