Виктор Козодой: «У Владимира Городецкого высокий рейтинг»
Тайга.info продолжает серию публикаций, посвященных предстоящим через год выборам мэра Новосибирска. На этот раз мы побеседовали с Виктором Козодоем, известным политтехнологом, депутатом городского Совета Новосибирска, а теперь еще и ректором Сибирской Академии управления и массовых коммуникаций.
Тайга.info продолжает серию публикаций, посвященных предстоящим через год выборам мэра Новосибирска. На этот раз мы побеседовали с Виктором Козодоем, известным политтехнологом, депутатом городского Совета Новосибирска, а теперь еще и ректором Сибирской Академии управления и массовых коммуникаций.
Кроме разговора о выборах мэра мы спросили у Виктора Ивановича и о ситуации в новосибирском отделении партии «Справедливая Россия», в которое он, вместе с другими депутатами группы «Город» горсовета сначала вступил, а потом, также вместе с ними из которого вышел.
Виктор Иванович, как, по-вашему, пройдут выборы мэра через год? Будут ли вообще выборы? Будет ли реальная борьба, кто мог бы выступить в качестве конкурента Владимира Городецкого?
Выборы однозначно будут, я могу сказать, что они уже идут. Выборы бывают в разной форме. Они могут быть в открытой форме, а могут – в латентной. Сейчас идет латентная форма. Это скрытая форма, когда все решается до голосования. Это в рамках традиции 21-го века в России, когда стали переходить от формы «дикой демократии» к «цивилизованным формам» (смеется).
Естественно, главная действующая фигура, основной претендент – это действующий мэр, Владимир Филиппович Городецкий, действующий мэр, человек, который работает, имеет позиции. В отличие от предыдущих выборов, конечно, большую роль станет играть отношение партии, «Единой России». Это то новое, что стало появляться. Если раньше можно было игнорировать этот фактор и выступать независимым, это даже было выгодно в политическом смысле, то сейчас условия в России сложились таким образом, что проигнорировать этот фактор вряд ли удастся. Он пронизывает буквально все сферы.
Сейчас решается вопрос, кто будет кандидатом от «Единой России»?
Да, сейчас это основной фактор, и он может решить судьбу конкурентов – появятся они или не появятся.
Разобьем тогда вопрос. Первый подвопрос – есть ли у Владимира Городецкого конкуренты внутри «Единой России»?
Я бы сказал, не конкуренты, а желающие. По аналогии с американцами – желающих может быть сколько угодно, но на выборы выходит один кандидат от партии. Я думаю, что желающие всегда будут и всегда есть, это логика любого политического процесса, всегда подрастают молодые энергичные люди, которые хотят прийти к каким-то рычагам.
Но они проявились уже, эти желающие?
Называют разные фамилии, но я не думаю, что это как-то серьезно, мы не должны путать причину и следствие. Иногда же называется фамилия не для того, чтобы участвовать, а для собственной раскрутки, в том числе и в прессе, на будущее. Если поставить вопрос по- другому, какие шансы у Владимира Филипповича получить поддержку «Единой России», то, на мой взгляд, эти шансы довольно высокие. Каких-то значимых проколов в его деятельности не было. В прошлом году он получил орден из рук Путина, что, с точки зрения символизма, – удачный знак, показывающий, что верховная власть настроена позитивно. И здесь конфликтов у нас нет с губернатором и с областным Советом, который будет принимать решение (наверно, имеется в виду областная организация «Единой России», которую, как и областной Совет, возглавляет Алексей Беспаликов – Тайга.info), и с депутатами городского Совета рабочие отношения. Особых проблем я не вижу. Я могу сравнивать – я поездил по различным городам и областям – и вижу, насколько часто бывают конфликты между мэром и губернатором, между мэром и депутатами. Мы уже привыкли к тому, что у нас такая рабочая атмосфера, а между тем это скорее исключение, чем правило. На Урале я был, там мэр запретил депутатам приходить на совещания в мэрии, а своим замам запретил приходить на сессию. Вот какие-то такие вещи, причем, когда пытаешься разобраться, в чем причина, понять ее абсолютно невозможно. Очень важный момент – чёткое распределение обязанностей. Когда депутат начинает указывать начальнику ЖЭУ, что ему делать, это всё, каюк всему хозяйству.
Следующий подвопрос: Будет какой-то кандидат от «Единой России», по-вашему, скорее всего, Владимир Городецкий, а кто может составить ему конкуренцию? Не могут же, в конце концов, быть выборы с одной кандидатурой? Или будет какой-нибудь студент?
Может быть… Я вот не вижу, если будет решен вопрос с партией, каких-то серьезных конкурентов внутри города или области. Единственно, это может быть какой-то залётный кандидат от каких-то федеральных структур, связанных с Москвой, на которых не может быть влияния внутри города или области.
А КПРФ не выдвинет кандидата?
Ну, может быть, выдвинет, но это такая ситуация, которую можно в принципе игнорировать.
Называлась фамилия Локтя.
Анатолий Евгеньевич – опытный политик, очень опытный политик…
Это значит, он не пойдет, не будучи уверенным?
Скорее, будучи уверенным, что не пройдёт. Это ведь подвергнуть себя очень серьезной опасности в политическом смысле, в том числе и по контрработе и по вскрытию всяких вещей. Надо ли им это? Мне кажется, им в большей степени надо сосредоточить свои усилия на выборах в представительные органы власти: депутатов горсовета, облсовета - там, где есть шансы провести кандидатов. В силу разных причин… Меня вот сильно раздражает фраза, что мэр – не политик, а хозяйственник. Я считаю, что это ерунда. Мэр является политиком в первую очередь, потому что множество налаженных горизонтальных связей – это политика в первую очередь. Да и сама политика в переводе с греческого – это управление городом. Но с другой стороны, не имея элементарного опыта в хозяйстве, управлять таким действительно большим хозяйством, и материальным, и дорожным – это очень трудно.
То есть, наиболее вероятный вариант: Владимир Филиппович от «Единой России», несколько малозначимых кандидатов, выдвинувшихся для собственной раскрутки и… студент, чтобы выборы состоялись в любом случае?
Не, коммунисты тоже могут кого-нибудь выдвинуть, не обязательно Локтя, просто чтобы поддерживать бренд КПРФ, как на прошлых выборах Харитонова выдвинули, просто чтобы был флаг, чтоб они могли загрузить свои структуры, где-то собираться, при этом не ведя какой-то конкретной работы против действующего мэра.
А появление федеральных политиков?
Я думаю, это будет во многом зависеть от того, насколько будут крепки договоренности с «Единой Россией» и крепка поддержка федеральная, чтобы потом можно было использовать этот рычаг от «развода». Появление федеральных политиков или людей с федерального уровня вполне ожидаемо. Почему? Потому что город Новосибирск – это не какая-то деревня, он стал очень интересным местом для приложения сил. Здесь много собственности, много земли, сюда приходит много средств, это в хорошем смысле этого слова, транзитный пункт, через который всё идет, который быстро развивается. Два года назад, когда мы пришли депутатами бюджет города был тринадцать миллиардов, сейчас – более тридцати. На самом деле в городе делается очень и очень много, об этом я могу как свидетель сказать. Динамика развития очень серьезная. Проблемы везде есть и у нас есть, другое дело – позитивные какие-то вещи с точки зрения привлекательности. А почему бы и нет? Я вот представляю себе бизнесмена, которому а почему бы и не попробовать? Деньги есть, поддержка какая-нибудь есть, как это водится, в верховной власти монолита тоже нет. Договорится с какой-нибудь группировкой, которая пообещает определенную поддержку. Другой момент, мы находимся в современных условиях. Смотрите, что творится с мэрами в стране. Если поставить себе цель, докопаться можно до любого. На мэров других городов начинался такой жесткий прессинг. Это технология. Сначала делается прессинг, потом все это разваливается как несущественное.
То есть, если федеральный центр проявит интерес, то это может проявиться в «силовых» вариантах?
Да, конечно. Поэтому очень важны договоренности. На мой взгляд, отношения внутри и города, и области вполне позитивные. Мы недавно делали собственный опрос, у Городецкого довольно высокий рейтинг как у действующего. Указываются всевозможные недостатки, но в целом восприятие позитивное.
Есть ли вероятность, что в этом году будет изменен Устав города в части избрания мэра или депутатов? Ведь мэр может избираться не только на прямых выборах, но и депутатами из своего числа или по конкурсу.
Насколько я знаю ситуацию в городском Совете, вот эта модель прямого избрания считается наиболее оптимальной. Варианты Сити-менеджера не рассматриваются всерьез.
А переход на партийную систему выборов?
У нас это ни разу не обсуждалось. Это вообще нонсенс какой-то будет. У нас местное самоуправление и здесь партийные структуры как-то не уместны. Другое дело, что когда у нас всё это происходит, мало, кто над этим задумывается, и мало, кто обсуждает. Я вообще не представляю, если еще и городской Совет будет избираться по партийным спискам, к кому тогда вообще избирателю обращаться?
А к кому избирателю обращаться в Госдуме?
Вопрос очень простой. Есть избиратели из конкретного дома. Большинство депутатов городского Совета раз в неделю ведут прием. Ко мне каждую неделю приходит 15-20 человек. 80% вопросов не решается – потому что их в принципе невозможно решить либо надуманные проблемы. Но, по крайней мере, человек знает, куда ему обратиться. В партию обращаться? Я вообще не представляю, как это будет происходить. Еще даже областные выборы – там законы какие-то, в теории, это может быть борьба программ. А на местном уровне? Если мы вводим это в Новосибирске, то и в селе надо тогда вводить. Я вообще не представляю себе партийную борьбу на уровне села. Или на уровне райцентра, Черепаново какой-нибудь или Убинское. Там сначала партии надо будет найти.
В Красноярске половина избирается по списками и в Томске.
Это проблема непрофессионализма. Я считаю себя специалистом по партогенезу. Есть серьезная теория. А те люди, которые принимают эти решения, они вообще не понимают, зачем нужна партия, что это такое. Инструмент чего это? Ни в одном определении партии нет такого критерия, как численность. Его ввели только у нас в России. Это к теории не имеет никакого отношения. Это сугубо политическая мера. Когда начинают муниципалитеты делать по партийным спискам – это опять то же самое. Ну, хорошо, ну, вертикализовали вы местных депутатов. Но вы ведь тогда лишаете себя обратной связи. И котел начинает бурлить.
А у нас разве кто-то этим озабочен?
Я озабочен.
На партийную тему. Вы вступили в партию «Справедливая Россия», а потом вышли из нее. Объясните, пожалуйста, что происходит в новосибирском отделении этой партии? То одни люди исключают других, потом те этих. Кто с кем борется, за что борется? Снаружи это очень трудно понять, я, например, так и не смог.
И не стоит это понимать, надо с юмором к этому относиться. Тем более, Алексей, странно от вас это слышать – «Справедливая Россия» переживает тот же период, который переживали большинство партий в 90-е годы, когда образовалась какая-то группка, исключала всех других, кто не входит в эту группку. И так далее. Ни о какой массовой поддержке говорить уже не приходится, сейчас самое главное – кто будет держать «бренд», у кого флаг будет, по крайней мере, древко.
Там сейчас одна группка осталась или несколько?
Практически сейчас остается одна группа и освобождает от остатков всех остальных. И довольно успешно это делает. Нельзя рассматривать ситуацию в «Справедливой России» в Новосибирске в отрыве от федеральной. Вопрос какой – когда изначально проект замышлялся, провозглашалась задача выйти на «левый спектр». А дальше началась несуразица, когда лидеры, вожди, вместо того, чтобы завоевывать левый фланг, начали бороться с «Единой Россией». Миссия, может, и благородная, но она прямо противоречила тем вещам, которые говорились вначале. А самая несуразица – когда мы за Путина, но против «Единой России». Человеку с высшим образованием разобраться в этом очень сложно. Как это – ты за лидера, но против его партии?
Ну, он же не вступил в «Единую Россию».
Мы же говорим не о формальных вещах, а о политике.
А почему Путин не вступил в «Единую Россию»?
Это надо у Путина спросить.
А ваша версия какая?
Я думаю, они хотят его в большей степени позиционировать как общенационального лидера. Как нравственного лидера. Есть такие примеры.
Но в этом тоже трудно разобраться, даже с высшим образованием. Как человек может возглавлять партию, но не быть ее членом?
Значит, мы являемся свидетелями рождения новых политических традиций (смеется). Российский путь такой партогенеза.
В этой логике вполне может быть и так, что кто-то за Путина, но против «Единой России».
Может быть. Но вот опять таки, они поменяли флаг – с красного на золотистый. Кроме смеха это ничего не вызывает, по большому счету. Миронов заявил о том, что скоро будет чистка в партии, что тысяч двадцать надо исключить из партии.
А у них есть столько?
Ну, я не знаю, кто там у них останется. Вообще, довольно любопытно. Выходит лидер и говорит – тысяч двадцать надо исключить, называет цифру. Это что, разнарядка потом будет спущена?
Что касается местного отделения, после того как много людей оттуда ушло, из «Справедливой России», какого-то массового притока значимых, раскрученных людей не произошло. Остался какой-то осколок, они могут много о себе говорить, но если нет притока людей, нет притока идей, это говорит о том, что организация просто обречена.
Могут ли быть произошедшие пертурбации в отделении связаны с предстоящими выборами мэра?
В нынешней ситуации данная структура больше заинтересована в мэре, чем он в ней. Представить себе, что Николай Андреевич Тямин будет ратовать за выдвижение другой кандидатуры… Это нонсенс, и этого не будет. Зная Николая Андреевича, я нормально к нему отношусь, как к человеку, он очень сильно сориентирован на Владимира Филипповича Городецкого в личностном плане.
Может, в этом и была цель, поставить такого человека?
На мой взгляд, чтобы там что-то делать, недостаточно взять поставить определенного человека. Структура должна пользоваться влиянием.
Может, цель в том, чтобы она не мешалась?
Ну, даже те, кто там был, Садовой или даже Шароглазова, они что, могли помешать мэру?
Тем более, там была наша группа (из депутатской группы «Город» городского Совета – Тайга.info), мы бы никогда не выступили против Городецкого.
Возвращаться не собираетесь в «Справедливую Россию»?
А куда возвращаться? Какой смысл? Мы ведь ушли довольно тихо, ни с кем не связывались. Нет никакого смысла. Было бы за что бороться. Была бы идея какая-нибудь. А когда мы там побыли и стали видеть, что эта идея никому на самом деле не нужна, а занимаются всякими склоками, интригами, я сразу сказал, что мне это скучно, не интересно. Всё это прошёл в девяностых годах, возвращаться – мне это не надо. Гудовский – тоже: ну что это такое? Мы люди довольно опытные во всех этих вещах. И когда мужики под пятьдесят лет вдруг впервые до этого дорвались и начинают там играться в песочники, я сразу понимаю, к чему это приведет и чем это закончится. Поэтому какой смысл участвовать в этом маразме, проведении этих конференций, вот этого исключить, а этого принять? У Игоря Кудина серьезное предприятие, Андрей занимается серьезным бизнесом, мне это тоже… Одно дело, я в выборах ректора НГУ участвовал, у меня это было осознанное дело – раскрутка собственного ВУЗа. А там чего? Кидаться грязью? Даже если ты в кого-то попадешь, все равно руки будут выпачканы. Поэтому мы очень тихо вышли, написали заявление – просим считать выбывшими, даже не просили нас исключить.
Алексей Мазур