Митинг в Нарымском сквере: между политтехнологическим заказом и народным экстремизмом
20 Май 2008, 11:15
Конфликт вокруг застройки Нарымского сквера тянется уже не один год и защитники сквера уже выигрывали у мэрии суды. Однако это никак не влияло на продолжении той самой застройки – застраиваемые участки выводились из территории Нарымского сквера.
Постепенно «зеленая тема» стала в Новосибирске самой «горячей». В Академгородке «зеленые» борются против размещения Технопарка на территории леса, в городе – против застройки Нарымского сквера, Заельцовского парка, вырубки «Березовой рощи». Ко всему этому примыкают многочисленные, но разрозненные конфликты вокруг «точечной застройки».
Мэрия на словах целиком и полностью за благоустройство и озеленение города, но… на незастраиваемых пока участках. Коротко ее можно охарактеризовать словами Владимира Городецкого «ничто не должно мешать воплощению великих планов», сказанных, правда, по другому поводу. Но известны его слова и по поводу «точечной застройки». Алексей Чадаев, член Общественной Палаты РФ, пишет в своем блоге: «Но и там, где до «красного петуха» не доходит, всё равно места выбираются с нарушением массы норм, с игнором мнения уже живущих людей (новосибирский мэр Городецкий говорил мне прямым текстом – «а пусть потеснятся!»)».
А вот что пишет сайт пишет сайт greenacadem.org о том, как проводились в Новосибирске общественные слушания:
«13 июня 2007 г. – на следующих слушаниях – было подано уже 2500 заявлений от граждан, но оргкомитет публичных слушаний их попросту не принял, и 33 лесопарковые территории были отданы под застройку. Две из них – это участки по улице 1905 года, которые сейчас чиновники лукаво называют «прилегающими к Нарымскому скверу». На самом деле жители города прекрасно помнят, что это самый настоящий Нарымский сквер и таковым он и должен остаться в естественных границах улиц Советской, Челюскинцев, Нарымской и 1905 года. Вот об этом они и просили в своих заявлениях в оргкомитет слушаний. Услышать эти предложения чиновники не захотели.
За всю историю проведения публичных слушаний в г. Новосибирске гражданам не удалось отстоять ни одной природной зоны. Не было также случая, чтобы приняли решение о создании зоны отдыха и оздоровления на месте производственной зоны или пустырей. Все перезонирования направлены только в одну сторону: вместо природных зон – общественно-деловое или многоэтажное строительство».
То есть, повода для массового недовольства вполне достаточно. Почему же и в администрациях (городской и областной) и в среде политологов столь сильна уверенность в наличии неких «темных сил»?
С одной стороны, и власть, и политологи уже давно отвыкли от того, что возможна неоплаченная гражданская активность населения. За последние десять лет сформировалась практика симуляции «активности масс» на выборах, которая особенно смешно выглядит, когда эти «массы», как правило, студенческие, одеваются в одинаковые «партийные фартуки».
Более сложные политтехнологи подразумевают разные «креативные акции», больше рассчитанные на медиа-эффект, но суть их остается той же самой – участники получают деньги. В последнее время место денег начал занимать «административный ресурс», людей выводят на митинги не «пряником», а «кнутом». Естественно, десятилетняя практика воспитывает определенный стиль мышления. Если в одном месте собралось полторы сотни граждан, критикующих мэра (а через год ведь выборы!), значит, за этим стоят деньги. Если граждане перекрыли улицу и вступили в драку с милицией – значит, большие деньги!
В пользу «конспирологической версии» приводят и следующие аргументы: на митинг в Нарымский сквер усиленно зазывались журналисты, которым обещались «нетрививальные формы протеста», драку с митингующими затеяли некие неизвестные (провокаторы!), после чего вмешалась милиция, а некие влиятельные силы были заинтересованы в освещении событий в центральных СМИ.
Однако, в «неизвестных» были опознаны сотрудники УБОП. Подобная практика «изъятия» активистов из толпы людьми в штатском практиковалась и на других мероприятиях, на Русском Марше, например. Просто раньше толпа не вступалась и не отбивала активистов.
Вот что сказал ТАЙГЕ.info Алексей Шмагирев (АКМ) : «Я живу недалеко от Нарымского сквера. Состою в АКМ. Организация поддерживает борьбу против наступления со стороны бизнеса. Дело хорошее – решили принять участие в этой акции. Мы пришли как участники. Организовали активисты-жильцы. А сотрудники УБОП нас в лицо знают и, видимо, посчитали, что я чуть ли не организатор. Задержали. Группа лиц в штатском, оказавшиеся УБОПом, начали хватать из толпы активных участников акции, не предъявляя каких-либо обвинений, требований. Меня стали тащить в машину. Люди помогли отбиться. Милиция же сначала вела себя корректно, даже говорила людям в штатском: что вы делаете? Нас четырех увезли в УБОП. Били. Просто вымещали злость. Сыграло свою роль и то, что это происходило накануне инаугурации Медведева».
Некоторые активисты Комитета Солидарных Действий (КСД) считают, что версию о политтехнологическом заказе распространяют специально, чтобы дискредитировать защитников зеленых насаждений. Константин Митюхин (Трудовая Россия): «Информацию о том, что акция организована политтехнологами распространяют для ее дискредитации. Политтехнологи уже всем людям надоели. На самом деле два года уже идет битва, люди выиграли шесть или семь судов с запретом на строительство. А работы начали, и не на том участке, о котором шла речь, а стали вырывать стоящие рядом вязы. Все это вызвало последний взрыв. Я не был на самой акции, но, насколько мне известно, у жителей близлежащих домов уже образовалась своя группа, есть связка между домами – в каждом подъезде живет человек, который занимается эти вопросом. АКМ, как я предполагаю, там оказались, потому что участвовали в пикете в защиту зеленых зон на площади Ленина, где и могли узнать о готовящейся акции».
Однако, по информации ТАЙГИ.info к версии «политтехнологического заказа» в администрациях относятся более чем серьезно. Впрочем, одно другое не исключает. Есть «зелено-красные» активисты (существенную долю активистов Комитета Солидарных Действий составляют представители левых молодежных группировок), есть недовольные жители, и есть, наверно, влиятельные недоброжелатели Владимира Городецкого. Об этом говорит и Алексей Шмагирев. «Не надо все списывать на политтехнологов. В СМИ связывают акцию с предстоящими выборами мэра. В прессе по этому поводу писали, что дороги в Новосибирске перекрывают только в преддверии выборов. Но когда дорогу перекрывали в 2005 году, приняли закон о монетизации льгот. С выборами тогда это никак было не связано. Уверен, что это протест граждан в защиту сквера. Ну а если кто-то свои цели преследовал, что тут плохого? Раз у нас мэр такой, так это его вина, - рассуждает активист. – Из всех присутствующих на акции интересы, связанные с выборами мэра могли быть у Игоря Лобарева. Но если они и совпали с целями акции, это не значит, что она была им инспирирована. Он, видимо, не был организатором.
Просто некоторые люди, особенно из числа чиновников, любую акцию протеста выдают за проплаченную, чтобы ее дискредитировать, и свалить свою вину на других. Лучше бы проблему по существу решали».
Есть существенные аргументы против «конспирологической версии». Дело в том, что технически организовать и проплатить такое массовое мероприятие так, чтобы об этом не стало известно, – ТЕХНИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. Когда людей нанимают, одни соглашаются, другие – нет, но, так или иначе, об этом становится известно широкому кругу лиц. Как, например, известно, в каких общежитиях скупали голоса, а в каких – подделывали подписи. В данном случае – никакой утечки! То есть либо мы имеем дело с мастерами вербовки высшей квалификации, либо – с естественным и спонтанным протестом. Другое дело, что уже случившимся протестом кто-то мог попытаться воспользоваться с целью борьбы с Владимиром Городецким.
Ну и самое главное. В митинге в защиту Нарымского сквера участвовало большое число ПРОСТЫХ ГРАЖДАН. Абсолютно аполитичных, которые последние десять лет просидели у телевизора. Они-то и есть самые отчаянные экстремисты, потому что по своим политическим проявлениям они так и остались в 90-х. Лидеры АКМ, НБП и многочисленных националистических организаций прекрасно осведомлены о возможном судебном преследовании, о КПЗ, УБОП, ФСБ, прокуратуре. А простой обыватель, когда ему шлея под хвост попала сразу кричит: «давайте перекроем улицу!». Вспомните монетизацию.
И тут – тревожный звонок для новосибирской власти. Обыватель, он примерно одинаков. Раз вышли на улицу сто человек – значит у еще десяти тысяч терпение на грани предела. А если выйдет десять тысяч, что будет?
Аналитический отдел ТАЙГИ. info
6 мая в Новосибирске произошло экстраординарное событие – несанкционированный митинг в защиту Нарымского сквера перерос в стихийный, и толпа жителей перекрыла улицу Нарымскую. По сообщениям СМИ, была массовая потасовка с милицией и несколько задержанных. В «околополитических кругах» активно муссируется слух о том, что всё это – хорошо спланированная провокация, за которой стоят противники действующего мэра Владимира Городецкого с большими деньгами.
6 мая в Новосибирске произошло экстраординарное событие – несанкционированный митинг в защиту Нарымского сквера перерос в стихийный, и толпа жителей перекрыла улицу Нарымскую. По сообщениям СМИ, была массовая потасовка с милицией и несколько задержанных. В «околополитических кругах» активно муссируется слух о том, что всё это – хорошо спланированная провокация, за которой стоят противники действующего мэра Владимира Городецкого с большими деньгами.
Напряжение, возникшее в коридорах новосибирской власти, было столь велико, что 7-го числа площадь Ленина, на которую «зеленые» подавали заявку на проведение митинга (в котором им было отказано) срочно отдали «Единой России» для празднования инаугурации Дмитрия Медведева, а большое число милиции охраняло «единороссов», практически перекрыв доступ на площадь.Конфликт вокруг застройки Нарымского сквера тянется уже не один год и защитники сквера уже выигрывали у мэрии суды. Однако это никак не влияло на продолжении той самой застройки – застраиваемые участки выводились из территории Нарымского сквера.
Постепенно «зеленая тема» стала в Новосибирске самой «горячей». В Академгородке «зеленые» борются против размещения Технопарка на территории леса, в городе – против застройки Нарымского сквера, Заельцовского парка, вырубки «Березовой рощи». Ко всему этому примыкают многочисленные, но разрозненные конфликты вокруг «точечной застройки».
Мэрия на словах целиком и полностью за благоустройство и озеленение города, но… на незастраиваемых пока участках. Коротко ее можно охарактеризовать словами Владимира Городецкого «ничто не должно мешать воплощению великих планов», сказанных, правда, по другому поводу. Но известны его слова и по поводу «точечной застройки». Алексей Чадаев, член Общественной Палаты РФ, пишет в своем блоге: «Но и там, где до «красного петуха» не доходит, всё равно места выбираются с нарушением массы норм, с игнором мнения уже живущих людей (новосибирский мэр Городецкий говорил мне прямым текстом – «а пусть потеснятся!»)».
А вот что пишет сайт пишет сайт greenacadem.org о том, как проводились в Новосибирске общественные слушания:
«13 июня 2007 г. – на следующих слушаниях – было подано уже 2500 заявлений от граждан, но оргкомитет публичных слушаний их попросту не принял, и 33 лесопарковые территории были отданы под застройку. Две из них – это участки по улице 1905 года, которые сейчас чиновники лукаво называют «прилегающими к Нарымскому скверу». На самом деле жители города прекрасно помнят, что это самый настоящий Нарымский сквер и таковым он и должен остаться в естественных границах улиц Советской, Челюскинцев, Нарымской и 1905 года. Вот об этом они и просили в своих заявлениях в оргкомитет слушаний. Услышать эти предложения чиновники не захотели.
За всю историю проведения публичных слушаний в г. Новосибирске гражданам не удалось отстоять ни одной природной зоны. Не было также случая, чтобы приняли решение о создании зоны отдыха и оздоровления на месте производственной зоны или пустырей. Все перезонирования направлены только в одну сторону: вместо природных зон – общественно-деловое или многоэтажное строительство».
То есть, повода для массового недовольства вполне достаточно. Почему же и в администрациях (городской и областной) и в среде политологов столь сильна уверенность в наличии неких «темных сил»?
С одной стороны, и власть, и политологи уже давно отвыкли от того, что возможна неоплаченная гражданская активность населения. За последние десять лет сформировалась практика симуляции «активности масс» на выборах, которая особенно смешно выглядит, когда эти «массы», как правило, студенческие, одеваются в одинаковые «партийные фартуки».
Более сложные политтехнологи подразумевают разные «креативные акции», больше рассчитанные на медиа-эффект, но суть их остается той же самой – участники получают деньги. В последнее время место денег начал занимать «административный ресурс», людей выводят на митинги не «пряником», а «кнутом». Естественно, десятилетняя практика воспитывает определенный стиль мышления. Если в одном месте собралось полторы сотни граждан, критикующих мэра (а через год ведь выборы!), значит, за этим стоят деньги. Если граждане перекрыли улицу и вступили в драку с милицией – значит, большие деньги!
В пользу «конспирологической версии» приводят и следующие аргументы: на митинг в Нарымский сквер усиленно зазывались журналисты, которым обещались «нетрививальные формы протеста», драку с митингующими затеяли некие неизвестные (провокаторы!), после чего вмешалась милиция, а некие влиятельные силы были заинтересованы в освещении событий в центральных СМИ.
Однако, в «неизвестных» были опознаны сотрудники УБОП. Подобная практика «изъятия» активистов из толпы людьми в штатском практиковалась и на других мероприятиях, на Русском Марше, например. Просто раньше толпа не вступалась и не отбивала активистов.
Вот что сказал ТАЙГЕ.info Алексей Шмагирев (АКМ) : «Я живу недалеко от Нарымского сквера. Состою в АКМ. Организация поддерживает борьбу против наступления со стороны бизнеса. Дело хорошее – решили принять участие в этой акции. Мы пришли как участники. Организовали активисты-жильцы. А сотрудники УБОП нас в лицо знают и, видимо, посчитали, что я чуть ли не организатор. Задержали. Группа лиц в штатском, оказавшиеся УБОПом, начали хватать из толпы активных участников акции, не предъявляя каких-либо обвинений, требований. Меня стали тащить в машину. Люди помогли отбиться. Милиция же сначала вела себя корректно, даже говорила людям в штатском: что вы делаете? Нас четырех увезли в УБОП. Били. Просто вымещали злость. Сыграло свою роль и то, что это происходило накануне инаугурации Медведева».
Некоторые активисты Комитета Солидарных Действий (КСД) считают, что версию о политтехнологическом заказе распространяют специально, чтобы дискредитировать защитников зеленых насаждений. Константин Митюхин (Трудовая Россия): «Информацию о том, что акция организована политтехнологами распространяют для ее дискредитации. Политтехнологи уже всем людям надоели. На самом деле два года уже идет битва, люди выиграли шесть или семь судов с запретом на строительство. А работы начали, и не на том участке, о котором шла речь, а стали вырывать стоящие рядом вязы. Все это вызвало последний взрыв. Я не был на самой акции, но, насколько мне известно, у жителей близлежащих домов уже образовалась своя группа, есть связка между домами – в каждом подъезде живет человек, который занимается эти вопросом. АКМ, как я предполагаю, там оказались, потому что участвовали в пикете в защиту зеленых зон на площади Ленина, где и могли узнать о готовящейся акции».
Однако, по информации ТАЙГИ.info к версии «политтехнологического заказа» в администрациях относятся более чем серьезно. Впрочем, одно другое не исключает. Есть «зелено-красные» активисты (существенную долю активистов Комитета Солидарных Действий составляют представители левых молодежных группировок), есть недовольные жители, и есть, наверно, влиятельные недоброжелатели Владимира Городецкого. Об этом говорит и Алексей Шмагирев. «Не надо все списывать на политтехнологов. В СМИ связывают акцию с предстоящими выборами мэра. В прессе по этому поводу писали, что дороги в Новосибирске перекрывают только в преддверии выборов. Но когда дорогу перекрывали в 2005 году, приняли закон о монетизации льгот. С выборами тогда это никак было не связано. Уверен, что это протест граждан в защиту сквера. Ну а если кто-то свои цели преследовал, что тут плохого? Раз у нас мэр такой, так это его вина, - рассуждает активист. – Из всех присутствующих на акции интересы, связанные с выборами мэра могли быть у Игоря Лобарева. Но если они и совпали с целями акции, это не значит, что она была им инспирирована. Он, видимо, не был организатором.
Просто некоторые люди, особенно из числа чиновников, любую акцию протеста выдают за проплаченную, чтобы ее дискредитировать, и свалить свою вину на других. Лучше бы проблему по существу решали».
Есть существенные аргументы против «конспирологической версии». Дело в том, что технически организовать и проплатить такое массовое мероприятие так, чтобы об этом не стало известно, – ТЕХНИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. Когда людей нанимают, одни соглашаются, другие – нет, но, так или иначе, об этом становится известно широкому кругу лиц. Как, например, известно, в каких общежитиях скупали голоса, а в каких – подделывали подписи. В данном случае – никакой утечки! То есть либо мы имеем дело с мастерами вербовки высшей квалификации, либо – с естественным и спонтанным протестом. Другое дело, что уже случившимся протестом кто-то мог попытаться воспользоваться с целью борьбы с Владимиром Городецким.
Ну и самое главное. В митинге в защиту Нарымского сквера участвовало большое число ПРОСТЫХ ГРАЖДАН. Абсолютно аполитичных, которые последние десять лет просидели у телевизора. Они-то и есть самые отчаянные экстремисты, потому что по своим политическим проявлениям они так и остались в 90-х. Лидеры АКМ, НБП и многочисленных националистических организаций прекрасно осведомлены о возможном судебном преследовании, о КПЗ, УБОП, ФСБ, прокуратуре. А простой обыватель, когда ему шлея под хвост попала сразу кричит: «давайте перекроем улицу!». Вспомните монетизацию.
И тут – тревожный звонок для новосибирской власти. Обыватель, он примерно одинаков. Раз вышли на улицу сто человек – значит у еще десяти тысяч терпение на грани предела. А если выйдет десять тысяч, что будет?
Аналитический отдел ТАЙГИ. info
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522