Что такое молоко?
Серый Волк, встретив в темном лесу Красную Шапочку, сделал ей замечание, дескать, ходишь тут одна, а ведь молоко еще на губах не обсохло. «Это не молоко», - ответила Красная Шапочка, облизывая губы. После принятия технического регламента на молоко и молочную продукцию этот анекдот приобрел новое звучание: закон, который в июне подписал Дмитрий Медведев, определяет, что молоко – это то, что дает корова. А то, что восстанавливается из сухого молока, следует называть молочным напитком. И уже в декабре 2008 года на прилавках магазинов появятся видоизмененные упаковки. Наряду с публикациями о последствиях нововведений в ряде сибирских СМИ появились и другие материалы на молочную тему.
Серый Волк, встретив в темном лесу Красную Шапочку, сделал ей замечание, дескать, ходишь тут одна, а ведь молоко еще на губах не обсохло. «Это не молоко», - ответила Красная Шапочка, облизывая губы. После принятия технического регламента на молоко и молочную продукцию этот анекдот приобрел новое звучание: закон, который в июне подписал Дмитрий Медведев, определяет, что молоко – это то, что дает корова. А то, что восстанавливается из сухого молока, следует называть молочным напитком. И уже в декабре 2008 года на прилавках магазинов появятся видоизмененные упаковки. Наряду с публикациями о последствиях нововведений в ряде сибирских СМИ появились и другие материалы на молочную тему.
Молоко в выгребных ямах
11 июня ГТРК «Новосибирск» выпустила сюжет о судьбе молока в Здвинском районе Новосибирской области – c начала месяца этот продукт приходилось спаивать скоту или выливать в выгребные ямы, потому что два местных предприятия, занимающиеся переработкой молока, отказались принимать его у населения. Причина простая – летом удои больше, но в это же время происходит спад потребительского спроса на молоко, готовая продукция не продается. «Произошло затоваривание и предприятия, по сути, остановили производство. Частники, которые надеялись подзаработать в сезон большого молока, не могут получить деньги еще за апрель», - сообщала ГТРК «Новосибирск». Ситуация нормализовалась в среду, 18 июня, когда закуп молока снова начался, однако, по словам главы администрации Здвинского района, расчет население получит только в августе.
Ужасные компании-монополисты добавляют в молоко антибиотики!
Тему подхватила газета «Честное слово», правда, у этого издания свое мнение о причинах слива молока в выгребные ямы. «Увы, за последние полгода закупочные цены на молоко упали так низко, что продавать его нет смысла», - пишет «ЧС» и обращает внимание на то, что, несмотря на низкие закупочные цены (в Сибири литр молока стоил 12 рублей в январе и уже 8 рублей в июне), в розницу молоко обходится дорого – стоит более 20 рублей. «В Новосибирской области, - продолжает издание, - как только в мае закупочные цены опустились до угрожающей отметки, департамент агропромышленного комплекса принялся «давить» на молокоперерабатывающие предприятия. Вице-губернатор региона В. Гергерт, не стесняясь, заявил, что намерен использовать «административный ресурс», что представляется вполне логичным. В самом деле, если сами молокоперерабатывающие предприятия откровенно пренебрегают рыночными принципами, то почему эти принципы должны соблюдаться властью? Другое дело, что воздействовать административным ресурсом удалось только на не очень большие предприятия, расположенные в сельских районах области. Монополисты из числа федеральных игроков «административный ресурс» запросто проигнорировали (газета «Честное слово», к сожалению, не привела примеров, как именно федеральным игрокам удалось оставить власти не у дел, - прим. Тайга.Info). И вот на прошлой неделе в дело вступила «тяжелая артиллерия». Самая тяжелая. На заседании президиума правительства В. Путин долго «вытягивал» из министров причины падения закупочных цен при одновременном росте цен розничных. «Кто-то просто увеличивает свои доходы! — заявил министр сельского хозяйства А. Гордеев. — И ФАС надо с этим разобраться».
По информации «Честного слова», «сейчас новосибирские сельскохозяйственные предприятия несут колоссальные убытки. Руководитель одного из хозяйств Здвинского района подсчитал, что только после падения закупочных цен с десяти рублей за литр до восьми его хозяйство каждый день теряет 50 тысяч рублей. Полтора миллиона в месяц». Однако, по мнению автора материала Юрия Озерова, решение проблемы есть – производители молока должны продавать его напрямую потребителю по 12 — 13 рублей за литр. Благодаря этому, «хозяйства не только полностью компенсируют потери от падения закупочных цен, но и получат значительную прибыль», а после «подобной меры неизбежно снизятся продажи компаний-монополистов, захвативших сибирский рынок». «Единственный аргумент, который выскажут противники подобного предложения — это якобы отсутствие гарантии качества молока. На самом деле, сегодня молоко проходит первичную очистку уже на фермах. При необходимости этот процесс можно сделать более жестким. А потом, и у крупных молочных комбинатов далеко не все благополучно с безопасностью продукции. Так, сегодня в Новосибирске один из самых серьезных федеральных игроков добавляет в молоко антибиотики, подавляя таким путем коровий туберкулез…» На этой неаргументированной (можно предположить, почему) страшилке с многоточием, мол, делайте выводы сами, заканчивается материал, опубликованный в газете «Честное слово» №25 от 18 июня 2008 года.
Почему падают закупочные цены на молоко?
«Российская газета» в номере от 17 июня пишет, что «в снижении закупочных цен на сырое молоко повинен именно «белый порошок» (сухое молоко, - прим. Тайга.Info). За первое полугодие в Россию - прежде всего из Белоруссии и Украины - было ввезено вдвое больше сухого молока, чем за тот же период год назад. Одновременно начался обычный сезонный рост надоев в хозяйствах. На предприятиях переработки смогли выбирать, какому сырью отдать предпочтение. Говорят, в некоторых сибирских регионах производство литра молока из белорусского порошка обходится переработчикам в семь рублей. И, если они и закупают натуральное молоко у крестьян чуть дороже, так только из любви к родному краю».
Получается, переработчикам было выгодно покупать недорогое сухое молоко в той же Белоруссии, восстанавливать его и продавать под термином «молоко». Новый закон ясно определяет, что теперь это следует называть только «молочным напитком». Эксперты и участники молочной отрасли говорят, что потребители предпочтут натуральное молоко восстановленному. Журнал «Эксперт» в № 21 от 26 мая цитирует исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, который «считает, что называть восстановленное молоко термином «молочный напиток» по меньшей мере некорректно: «Молочный напиток — это когда взяли и разбавили молоко соком, водой, еще чем-то… В Евросоюзе на полки поступает «молоко цельное», «рекомбинированное», «восстановленное», «пастеризованное». Ведь сухое молоко — это всего лишь способ консервации». По его словам, в России, в условиях сезонности потребления (спад в июне, спрос — в осенне-зимний период) и сезонности предложения (минимум в ноябре, максимум в июне) производители не могут обходиться без консервации продукта. К тому же из-за неразвитости сельского хозяйства доля восстановленного молока в некоторых регионах, например в Сибири и на Дальнем Востоке, доходит до 100%. Соответственно, если туда поступит цельное молоко, оно будет намного дороже».
«Российская газета» добавляет, что «норма о «молочном напитке» появилась в законе (а техрегламент имеет именно статус закона) внезапно. Экспертное сообщество даже не предполагало такое развитие событий, потому что подобного прецедента нет не только в отечественной, но и мировой практике: восстановленное молоко все-таки остается молоком». К чему приведут нововведения – покажет время.
От редакции: серьезные федеральные игроки
Молочный рынок Новосибирской области делят между собой три крупных федеральных компании – ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Юнимилк» и Danone (ООО «Данон Индустрия»).
ОАО «Вимм-Билль-Данн» (марки «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», «Neo», «Bio-Max» и др.) имеет в Сибири три филиала – «Сибирское молоко» (Новосибирская область), «Манрос М» (Омская область), «Молка» (Иркутская область) и одну «дочку» - ДЗАО «Карасукское молоко» (Новосибирская область)*.
ОАО «Юнимилк» в Сибири имеет четыре филиала – филиал «Молочный комбинат «Томский», филиал «Молочный комбинат «Кемеровский», филиал «Молочный комбинат «Новосибирский», филиал «Молочный комбинат «Милко» в Красноярске. Кроме того, для предоставления посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества в Новосибирске зарегистрировано ООО «Система-Инвест», совладельцем которого также является ОАО «Юнимилк»*.
Из всех сибирских регионов компания Danone (марки Danone, Danette, Actimel, Danissimo и др.) имеет филиал только в Новосибирской области – филиал ООО «Данон Индустрия» находится в Новосибирске*. В январе 2008 года газета «Коммерсантъ» сообщала о том, что Danone хочет построить свой третий завод в России в Омской области. О возможности строительства нового завода по переработке молока в Омском или Марьяновском районе региона заявил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виктор Руди, добавив, что представители Danone пока окончательно не определились с площадкой под строительство. С января 2008 года об этой идее ничего больше не слышно.
* по данным системы «Спарк-Интерфакс»
Обзор подготовлен аналитическим отделом Тайга.Info