Владимир Кириллов: Молодёжной политикой у нас занимаются организаторы стриптизов

04 Сен 2008, 08:40

В Новосибирске не так много людей, имеющих ярко выраженную и обоснованную позицию по тем или иным вопросам и готовых ее высказать открыто. Один из них - Владимир Кириллов, президент федерации экстремальных и технических видов спорта, который уже 10 лет занимается молодёжной политикой что называется "на практике". Своими представлениями о положении дел в этой области он поделился с ТАЙГОЙ.info

В Новосибирске не так много людей, имеющих ярко выраженную и обоснованную позицию по тем или иным вопросам и готовых ее высказать открыто. Один из них - Владимир Кириллов, президент федерации экстремальных и технических видов спорта, который уже 10 лет занимается молодёжной политикой что называется "на практике". Своими представлениями о положении дел в этой области он поделился с ТАЙГОЙ.info

 ТАЙГА.info: Что из себя представляет сегодня молодёжная политика?

Владимир Кириллов:  Де-факто молодёжной политики сегодня у нас нет, как таковой. Чтобы понять это, достаточно проанализировать работу двух структур, отвечающих за молодёжную политику в городе и в области. Это комитет по делам молодёжи мэрии Новосибирска и Управление по делам молодежи Новосибирской области. Два принципиально разных подхода к работе. Областное управление сводит свою работу в основном к проведению мероприятий. Из более чем 50 миллионов годового бюджета львиная доля - это мероприятия. Субсидии в муниципалитеты отсюда не уходят. Деньги осваиваются в основном в Новосибирске, причём осваиваются на мероприятиях - учреждений дополнительного образования у областного управления практически нет. Там три - "Центр патриотического воспитания" - просто помогает патриотическим организациям, иногда сам проводит мероприятия, театр эстрадных миниатюр - занимается КВНом, и "Дом Молодёжи", через который тоже идёт финансирование. Схема получается продублированная, достаточно одного центра патриотического воспитания. У того же КВНа, кстати, есть серьезные спонсоры, не жалеющие средств – например, Новосибирскэнерго. И содержать целое госучреждение для смеха, я считаю, накладно. Куда важнее для молодежи более прикладные занятия.

 Пример другого подхода к молодёжной политике демонстрирует городской комитет по делам молодёжи. Это, скажем так, остатки советского подхода. Остатки - они и есть остатки. У них львиная доля денег, а там стомиллионный бюджет - это финансирование учреждений дополнительного образования. У них на балансе таких учреждений (а это в основном - клубы по месту жительства) - порядка шестидесяти. Помимо этого бюджета госпоже Малашенко (руководитель комитета по делам молодёжи) удалось выбить порядка трехсот миллионов рублей на капитальный ремонт этих клубов. Казалось бы, чем плохо? Но дьявол прячется в мелочах. Комитет-то "по работе с молодёжью". А де факто в этих клубах занимается не молодёжь, а дети. Причём чуть ли не от ясельного возраста. На сайте комитета по делам молодёжи мэрии есть структура этих клубов, любой желающий может посмотреть - там занимаются дети до 16 лет. Получается, что та самая молодёжь, о которой все беспокоятся, проблемная молодёжь, а также молодежь 16-35 лет - она не входит в фокус интересов комитета по делам молодёжи. Её нету там вообще. И поскольку происходит фактическое  и юридическое дублирование функций управления образования мэрии, то в таком виде городской комитет можно упразднить, а его функции и учреждения доп. образования передать на баланс городского управления образования. Город только выиграет.

Разве такие клубы и кружки не должны входить в управление образования?

Совершенно верно. Более того, на балансе там такие же учреждения допобразования и у них одинаковый статус. У нас несколько тысяч педагогов дополнительного образования. Это бывшие клубы юных техников, бывшие дома пионеров. Но давайте смотреть: там занимаются дети, и в основном - девочки. Там невозможно реализовать себя молодому человеку. Там мало спортивных секций. В основном там кружки и секции, которые не требуют капитальных вложений. Утрировано - там плетение, макраме, вязание и так далее. Что меня поражает - как только я говорю нашим чиновникам от управления образования, что если мы говорим, что у нас есть проблемы в среде молодёжи, что надо работать с гиперактивной молодёжью, то давайте посмотрим - а как выстроена ваша система дополнительного образования, какие там кружки и секции. Они даже не дослушивают - начинают заявлять "Кириллов предлагает закрыть эти кружки и выкинуть детей на улицу". А я всего лишь предлагаю - давайте выстраивать сегменты по работе с молодёжью. Во- первых, по возрастному критерию, а у нас там занимаются фактически с одними детьми, до 14 - 15 лет, в основном с девчатами. Во-вторых, по работе с проблемной молодёжью. Отсюда идут какие-то конфликты, которые возникают с чиновниками управления по делам молодёжи. У нас есть конгломерат общественных организаций по работе с молодёжью, куда входит и наша федерация экстремальных и технических видов спорта, которая достаточно критично относится к тем подходам, которые транслируют чиновники города и области. Молодёжную политику у нас недооценивают - её значение для будущего страны, для будущего Новосибирской области. Молодёжь предоставлена сама себе, и она это понимает. Достаточно почитать Интернет, когда, например, молодежь обсуждает принципы реализации программ типа "Жилье молодым".

Есть еще такой момент - с советских ещё времён, со времен развала советской системы социализации молодежи (пионерско- комсомольской) политику в сфере молодёжи никто не контролирует. О ней практически ничего не сказано в законе об образовании. А это - деньги серьёзнейшие.

 То есть, нет государственной системы.

 А соответственно - нет и контроля. Поскольку не выработаны приоритеты, цели, то, соответственно, нет и контроля над выполнением этих целей. Кроме контроля чисто кассового расхода. Хотя и здесь есть определённые моменты. Смотрим отчётность комитета по делам молодёжи города. У нас по отчётам, причём это далеко не единичный случай, в одном учреждении допобразования занимается до семи тысяч детей. Хотя это - просто фантастика. По Советскому району у нас такая отчётность, по другим тоже. Понятно, что подобное невозможно физически - чтобы в одном клубе по месту жительства занималось такое количество детей. Для чего это делается? Более-менее совестливые педагоги этого и не скрывают: "У нас маленькие зарплаты, а фонд заработной платы начисляется от количества детей".  Грубо говоря, круговая порука вранья. Нужно менять полностью систему, надо заниматься воспитанием молодёжи. Кого мы обманываем? Сами себя обманываем. Потом эта же самая молодёжь, которой вы не занимались, выходит на улицу и составляет преступность. Но корни надо искать не только в семье, хоть все: милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, чиновники – говорят, что семья отвечает за воспитание. Вот вы все тоже отвечаете, тем более средства выделяются целевые.

Ну да. Получается, если кому повезло с родителями, они им занимаются и воспитывают - хорошо. А кому не повезло - всё, пропащий человек, государство им не занимается, никаких шансов у него нет.

Я думаю, что такая отчётность - это криминал, и со временем она должна получить оценку со стороны правоохранительных органов.

А что же делать с тем, что у педагогов внешкольного образования маленькая зарплата?

Это другой вопрос. Надо менять структуру начисления, менять фонд заработной платы. Ведь  этот обман - он против государства, против будущего страны. Мы деньги получаем, а молодёжью не занимаемся - вот что получается. Причём эта проблема со статистикой - она общая, и для комитета, и для управления образования. Но сейчас ситуация стала понемногу изменяться.

И в чём эти изменения?  

То, что ситуация в молодёжной политике - это некий нарыв, понимают многие люди. Возможно, в этом заключается одна из причин достаточно резкого поворота в области молодёжной политики губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского. В конце августа прошла встреча с лидерами молодёжных организаций, делегация которых была на Селигере. Несмотря на то, что у нас есть управление по делам молодёжи, Толоконский заявил о создании фактически параллельной структуры по взаимодействию с молодёжными организациями - некоего "фонда поддержки молодёжных инициатив". Это определенное признание недостаточного взаимодействия  областного управления по делам молодежи с независимыми молодёжными организациями, поскольку фактически губернатор зациклил на себя часть молодёжной политики, создает определенный канал связи и управления соответственно. С другой стороны - это признание руководством области той роли, которую должна играть молодёжь в политике модернизации страны. Кремль уже давно сделал ставку на подготовку молодёжных кадров. А у нас в области в отсутствии ясной молодёжной политики построена альтернативная "молодёжная политика" со стороны безыдейного бизнеса.

Какая "альтернативная политика"?

Бизнес давно понял, что молодёжь - это источник денег. Коммерсанты проводят всякие шоу в ночных клубах, на территории пляжей и так далее. Шоу достаточно низкопробные. Достаточно зайти на "Релакс" и посмотреть, что происходит в "Рок-Сити". Там и стриптизы, и "мисс бикини", там и девочки неизвестного возраста показывают свои тайные места, причём это становится очень модно и очень массово. Мероприятия на Обском море, всякие пивные фестивали, собирают по нескольку тысяч человек. Это реальная альтернативная молодёжная политика. Но комитеты по делам молодёжи в эту вакханалию  никак не вмешиваются, они не противодействуют тому негативному воздействию, которое распространяется на подобных мероприятиях. Нет даже мониторинга подобных мероприятий. Никто их не мониторит - ни комитет по делам молодёжи, ни даже милиция - никому они не нужны. Хотя по закону о массовых мероприятиях все такие мероприятия должны согласовываться. Вот если ты захотел сделать легальное массовое мероприятие - тебе надо заполнить целый обходной лист, согласовывая вплоть до количества туалетов. А если кто-то хочет просто продать пива и устроить стриптиз - он просто договаривается с хозяином частного пляжа, с "Бумерангом", например - и устраивает порнографию, известный дым коромыслом стоит. Причём эту проблему знает и милиция общественной безопасности, тот же Роппель - но сделать ничего не может. Их никто даже не ставит в известность о таких вещах. Возможно, сейчас к наведению порядка подключатся депутаты областного Совета и прокуратура  Новосибирской области. Из-за того, что молодёжью никто не занимается со стороны государства, ей занимаются люди, для которых распространение негативных моделей поведения является источником прибыли.

Наилучшим показателем состояния дел в области молодёжной политики за время её трансформации из советской в современную является ситуация с экстремальными и техническими видами спорта. То, чем раньше занимались клубы юных техников. Эта система выполняла две задачи. Первая - это подготовка к службе в армии. Чтобы был мощный пласт молодёжи, парней, которые умеют обращаться с железом. Вторая задача - профориентация, подготовка к инженерным специальностям. И еще одна - работа с гиперактивной "уличной" молодёжью.

Эта система оказалась наиболее разваленной в 90-е годы. Анализируя, как и кем она разваливалась, я вышел на вопросы молодёжной политики. К сожалению, никакой государственной воли к её восстановлению сегодня не проявляется. Несмотря на то, что нужны высококлассные специалисты для армии, ведь оружие будет более технологичным. На каждом углу у нас сегодня кричат о том, что у нас дефицит рабочих и инженерных профессий. И при этом полностью развалена система профориентации, нет кружков технического творчества. Нет - это значит, совсем нет. Их по пальцам можно пересчитать. Три судомодельных, четыре авиамодельных и два автомодельных на всю область. Дошло до того, что Клубы Юных Техников переименовывают в Клубы Юных Талантов. Еще есть плохая тенденция  в нашем управлении образования - оно всё больше уходит от реальной работы с детьми и молодёжью и начинает заниматься "методированием" - разработкой методических рекомендаций. Достаточно посмотреть на бывшую станцию юных техников - теперь это очередной методический центр. И такая судьба у многих учреждений дополнительного образования. Те люди, которые принимают подобные решения, работают против государства, и их деятельность должна получить соответствующую оценку. С молодёжью надо работать, с ней надо заниматься, надо восстанавливать систему военно-прикладных и технических видов спорта. В этом моё глубокое убеждение. Если чиновники этого не делают - значит, они плюют на наше будущее. Все должны задуматься о том, какое будущее у нас будет лет через десять. А десять лет быстро пролетят.

 

Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года