Иркутская многобоярщина
Политический мир Иркутской области переживает очередное потрясение - в октябре состоятся выборы в Законодательное собрание. Выборы в первый областной парламент нового субъекта Российской Федерации, включившего в себя Усть-Ордынский автономный округ и саму Иркутскую область. Чем обернется для будущего региона дата 12 октября - даже самые маститые политологи пока могут только предполагать.
Политический мир Иркутской области переживает очередное потрясение - в октябре состоятся выборы в Законодательное собрание. Выборы в первый областной парламент нового субъекта Российской Федерации, включившего в себя Усть-Ордынский автономный округ и саму Иркутскую область. Чем обернется для будущего региона дата 12 октября - даже самые маститые политологи пока могут только предполагать.
Иркутская область, пожалуй, один из последних регионов на карте России, который вопреки всероссийской тенденции стабилизации и экономического подъема, уверенно показывал не только падение индексов экономического развития, но дестабилизацию политической обстановки.
Причина достаточно банальна для российских регионов еще со времен Ивана Грозного -- это «боярская вольница» или самоуправство местных элит, как политических, так и экономических. Смена в короткий период двух подряд губернаторов, не что иное, как отражение внутренней борьбы иркутских кланов за место под солнцем.
Не понимая всей важности и необходимости объединения усилий во благо развития области, представители региональных иркутских элит по-прежнему предпочитают действовать только в своих узкоклановых интересах. Ничем иным объяснить сложившийся в Иркутске кризис объяснить нельзя.
В долгосрочной геополитической стратегии развития России Иркутской области отведена важнейшая роль форпоста в освоении Восточной Сибири. Внимание федеральных властей очевидно - достаточно вспомнить, с какой скоростью решился вопрос о переносе нефтепровода Владимиром Путиным, или с каким вниманием относятся к Байкальскому экономическому форуму. Что тут говорить? Это понятно даже неискушенному наблюдателю: Иркутская область - один важнейших регионов России. Становый регион. Из тех, опираясь на которые, будет строиться будущее России. Поэтому так важна политическая стабильность и прозрачность политических процессов в Иркутской области.
Причины иркутского кризиса понятны любому внимательному наблюдателю -- отсутствие умения договариваться и консолидироваться у местных политиков. Поэтому дважды президентом России в Иркутск назначали губернаторов со стороны. Или как принято говорить - «варягов». Если роль «варяга» Тишанина заключалась в попытке вразумить областные элиты, то «варяг» Есиповский призван скорее «склонить» представителей элит к пониманию общероссийских процессов. И объяснить им приоритет общенациональных интересов над узкоклановыми выгодами.
Стоит отдать должное иркутянам, их политические лидеры научились искусно мимикрировать. Недаром подавляющее большинство тех, кто сейчас активнее всего дестабилизирует процесс - высокопоставленные «сторонники» правящей партии.
В нынешней политической ситуации аналитики выделяют три основные группы, создающие угрозу нынешнему политическому процессу внутри Иркутской области. В первую очередь, это «Нефтехимовско-Кругловский» клан, сплотившаяся вокруг Виктора Круглова. Он включает в себя как директоров крупных предприятий, так и представителей олигархических групп, вольготно ведущих себя на территории области. Держится сейчас на первых позициях, которые заняли в результате «непримиримой» борьбы с губернатором Тишаниным. Целью этой борьбы являлось губернаторское кресло. Еще недавно, во время референдума, Круглов пытался выторговать этот пост, используя как предмет торга - референдум по объединению регионов. Такая спекуляция общероссийским курсом на укрупнение регионов привела к обратному результату. Вместо кредита доверия от федерального центра, Иркутская область добилась прямо противоположного результата - негативного отношения к региону. Сегодня Круглов, очевидно, ставит своей целью срыв выборов, в понимании федерального центра, т.е. низкий результат «Единой России». Как следствие - дискредитация Есиповского и новая попытка запрыгнуть в кресло губернатора. Еще одна крупная группа - «Иркутско-Якубовская», объединившая вокруг мэра Иркутска Владимира Якубовского представителей областного чиновничества и предпринимательства, отодвинутых на вторые планы после прихода губернатора Тишанина. Главная цель клана - вернуть себе утраченные первые позиции, как в бизнесе, так и политике. Для этого им необходимо оставить в городе все в том состоянии, как и ранее. Примером «работы» клана может служить ситуация, которая сложилась вокруг строительства нового моста через Ангару. Земля, где должно вестись строительство оказалась в частной собственности, а теперь новый владелец стремится получить за нее баснословные деньги из городского и областного бюджета. Такие схемы обогащения, при наступлении порядка во власти становятся невозможны. Вот и стремится этот клан к возвращению в хаос. Для этого пытается расшатать ситуацию перед выборами как внутри областной администрации, так и внутри списка «Единой России». «Юридически-Игнатенковская», созданная относительно недавно председателем избиркома Виктором Игнатенко, который несмотря на свой якобы арбитражный пост активно участвует в политических играх. Собрал вокруг себя политических аутсайдеров, надеясь сыграть роль разменной монеты в противостоянии первых двух группировок и соответственно занять место одной из них.
В любой другой ситуации наблюдать за подобным противостоянием и интригой можно долго и с нескрываемым для политического аналитика интересом. Однако в положении, когда Иркутская область практически ежемесячно теряет темпы развития -- эта игра похожа на русскую рулетку. И опасность ситуации в том, что времени прийти в себя и посмотреть на ситуацию со стороны у элит уже практически не осталось. До выборов времени совсем ничего. Развалить ситуации изнутри у представителей элит получится -- опыт в этом наработан титанический. «Эту бы энергию -- да в мирных целях», говорили в известном фильме. Но в это почему-то не верится.
Давать прогнозы в предвыборный период дело неблагодарное и если честно опасное. Но предположу, что выборы состоятся, и результат их удовлетворит федеральный центр -- потому что у нас все-таки голосует избиратель, а не элиты. И как он -- избиратель -- голосует показали недавние выборы в Государственную Думу и на пост Президента.
А вот как будут отвечать элиты за свои действия после выборов? Это действительно крайне интересный и забавный политический процесс.
Мы обязательно будем за ним следить.
Александр Сургутский