Кто, когда и зачем должен помогать человеку?
В посткоммунистической России социальная политика переживает нелегкое время, а реформа системы социального обеспечения до сих пор находится в зачаточном состоянии. Как изменить эту ситуацию? Как интегрировать человека в гражданское общество? Как наладить диалог госучреждений с некоммерческими организациями? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола «Социальная служба: поддержка человека», который состоялся в рамках Дней Италии в Сибири.
В посткоммунистической России социальная политика переживает нелегкое время, а реформа системы социального обеспечения до сих пор находится в зачаточном состоянии. Как изменить эту ситуацию? Как интегрировать человека в гражданское общество? Как наладить диалог госучреждений с некоммерческими организациями? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола «Социальная служба: поддержка человека», который состоялся в рамках Дней Италии в Сибири.
По мнению аналитиков*, сфера социального обеспечения в России после падения советского режима характеризуется ситуацией «двух скоростей»: с одной стороны, существует давление всевозрастающих проблем, с другой — им противостоят устаревшие, медленно изменяющиеся институты социального обеспечения.
В этом плане одним из наиболее поразительных наследий старого режима является централизация социальной политики и политической жизни. Проще говоря, социальное обеспечение в Советском Союзе всегда осуществлялось сверху, было задачей исключительно государственных служб. После дискредитации власти в качестве гаранта финансовой, правовой и социальной стабильности стали появляться некоммерческие общественные организации (НОО), которые, по мнению многих наблюдателей, — не только подходящее средство решения наиболее тяжелых проблем страны, но и показатель «гражданского общества», которое у нас вроде бы как зарождается. Участники круглого стола «Социальная служба: поддержка человека» обсуждали действия российских НОО в сравнении с действиями НОО в Италии, различия понятий и подходов в организации их работы.
1. Полномочия государства – общественным группам
2. Главный принцип - человек и его свобода
Гуидо Болдрин, представитель социальной службы «Общество дел» (Compagnia delle Opere Impresa Sociale), начавший беседу, заявил, что «для того, чтобы помочь людям приобрести опыт свободы, необходима социальная подготовка, основанная на субсидиарности. Принцип субсидиарности реализуется в делегировании некоторых полномочий государства отдельным людям и общественным группам. Именно последние смогут лучше реализовать инициативы, имеющие важное общественное значение, удовлетворить общественные потребности в социальных услугах».
Гуидо Болдрин также зачитал определение социальной службы, зафиксированное в итальянском законе, принятом в 2006 году: социальной службой в Италии может называться любая частная организация, деятельностью которой является производство и обмен благами или услуги социальной помощи, предоставляемые обществу в целом.
Представляемая господином Болдриным социальная служба «Общество дел» координирует более 1 400 некоммерческих организаций, в которых участвует около 52 000 постоянного персонала и волонтеров. «Общество дел» работает по многим направлениям: воспитание, образование, семья и дети, социально-медицинская помощь, интернациональное сотрудничество, спорт, культура и др.
Конкретизируя сказанное, Гуидо Болдрин рассказал о четырех проектах, которые направлены на создание воспитательных центров, открытие детских садов, организацию центров реабилитации инвалидов, поддержку женщин. Эти проекты различны как по охваченной территории (от нескольких регионов до одного города), так и по числу вовлеченных участников (от 500 до 5) и финансированию (от 600 000 до 50 000 евро). Объединяет их одно – желание решить проблему комплексно. Например, в рамках проекта ведется работа не только с инвалидами, но и с их семьями, не только создаются воспитательные центры, но и обучаются для них педагоги и т.д.
1. Перекладывание ответственности на другого
2. Поиск тех, кто главнее
Выступление итальянца оставило у других участников круглого стола сильное впечатление. «Когда слушаешь иностранных коллег, понимаешь, что в своей работе они не перекладывают ответственность на другого. Им свойственен высокий философский смысл, который каждый волонтер, каждый социальный работник и общественный деятель вкладывает в свою работу. И этому нам надо поучиться у них, - сказала Светлана Миллер, заместитель начальника управления социальной поддержки населения мэрии Новосибирска. - Например, реализацией воспитательного проекта в Италии занимаются общественные организации. У нас бы рассудили так: воспитательный процесс – это обязанность педагогов, учителей, поэтому незачем привлекать волонтеров или еще кого-нибудь, чтобы помочь учителям делать свою работу».
По словам Светланы Миллер, в Новосибирске сотрудничество муниципалитета с общественными организациями набирает темп. Это связано с очевидными плюсами НОО. Так, за последние 10 лет заметно вырос их уровень профессионализма. Если раньше в эти организации входили волонтеры, заинтересованные в решении общественных проблем или друзья по несчастью, то теперь среди них специалисты различных сфер. НОО более эффективно организуют работу с людьми, потому что они говорят на понятном им языке. Они выстраивают совершенно другие отношения с клиентами: более свободные (не хочешь - можешь не пользоваться услугой) и более ответственные друг перед другом, исключающие иждивенчество (не выполняешь условий - никто держать не будет). Кроме того, НОО не только сами решают конкретную проблему, но и инициируют на ее решение государственные структуры. Так, с подачи городской организации «Даун синдром» на базе МУ «Заря» стали проводиться реабилитационные мероприятия с семьей инвалида.
Несмотря на заметные подвижки в сфере социальной политики, Светлана Миллер обозначила и нерешенные проблемы. «К работе с социально-незащищенными слоями населения мы мало привлекаем студентов и молодых людей. Мы должны их учить взаимодействовать с теми, кому хотим помочь. Пока, к сожалению, работая с людьми, которые уже находятся в трудных ситуациях, с так называемым «пожарами», мы забываем заглянуть вперед, увидеть назревание кризиса в семье, забываем о профилактике инвалидности, одиночества и т.д. Только предотвращая проблемы в настоящем, можно добиться положительного результата в будущем», - закончила Светлана Миллер.
1. Сибирское население не знает об общественных организациях
2. Органы власти не знают, как сотрудничать с ними
Татьяна Афанасьева, представитель Межрегионального общественного фонда «Сибирского центра поддержки общественных инициатив» рассказала об исследовании, которое проводилось в восьми городах Сибирского федерального округа среди населения, представителей власти и НОО. Наиболее востребованными услугами, по мнению принимавших участие в опросе, являются социально-медицинские, затем социально-бытовые, правовые, социально-досуговые, психологические, и только потом образовательные услуги. Причем, человеку не важно, кто предоставил ему социальную услугу: государственная или общественная организация.
По итогам исследования был выявлен и ряд проблем, с которыми сталкиваются НОО в Сибири. Основной проблемой общественных организаций является то, что население не знает или плохо знает об их существовании, не отличает их от других организаций. Как пояснила Татьяна Афанасьева, такая ситуация затрудняет развитие этого некоммерческого сектора.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, хотя треть опрошенных представителей власти расценивают НОО как равноправного партнера в совместной социальной работе, но что именно понимать под этим партнерством? Вот и они не знают. Формы сотрудничества еще не определены. И всего лишь 6% НОО от их общего количества власть видит в роли основного поставщика социальных услуг. Фактически это означает, что муниципальные предприятия принимают НОО как партнеров в какой-то другой совместной деятельности, но не как непосредственных исполнителей конкретного социального заказа.
Зачастую взаимодействие НОО с властью сводится к простой выдаче средств. В этом плане важной задачей, по мнению Татьяны Афанасьевой, является формирование законодательного пространства и участие НОО в работе над законами. Справедливости ради заметим, что в этом отношении заметны какие-то подвижки. Так, в этом году Управление общественных связей мэрии стало опрашивать общественные организации о желании внесения изменений в Положение о конкурсе на муниципальный грант, который проводится уже восемь лет.
Светлана Миллер добавила, что в программу социального развития на будущий год уже включено несколько статей, которые предполагают участие в их реализации общественных организаций.
1. В Новосибирской области все чаще отказываются от новорожденных
2. Решать проблему нужно комплексно
Опытом работы поделилась Александра Марова, президент Фонда «СибМама» Новосибирской городской общественной организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. На сегодняшний день НГОО «СибМама» ведет деятельность по следующим направлениям: социализация и развитие детей из домов ребенка, материальная помощь брошенным детям, находящимся в больницах, социальная адаптация детей из детских домов, индивидуальное наставничество и переписка с детьми, помощь в учебе.
По данным НГОО «СибМама», неблагоприятная социальная ситуация в Новосибирской области вызвана ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из причин социального сиротства является стабильный рост числа отказов от новорожденных детей. Так, 2003 год принес Новосибирской области 222 отказных ребенка. В 2004-ом родители отказались от 261 ребенка, в 2005-ом – от 322 детей, в 2006-ом – от 262 детей, в 2007-м – от 302. Однако даже эти цифры, считает Александра Марова, не отражают реальную ситуацию, потому что они считаются по годам, не по отношению к общему числу родов. Большая часть отказов (70-80%) мотивирована роженицами отсутствием жилья, нищетой, невозможностью устроиться на работу. Некогда приоритетным направлением по борьбе с таким явлением считалось развитие семейных форм устройств: усыновление, опека, приемная семья. «Однако, как показала практика, как бы стремительно не развивались эти формы, они не смогли решить проблемы семейного неблагополучия. По факту получалось, что на место одного ребенка, усыновленного из детского дома, приходит ребенок из палаты новорожденных-отказников, где детки месяцами сидели, ожидая заветной путевки в детдом, - рассказала Александра Марова. - Выход из этого замкнутого круга видится только в комплексном решении вопроса».
Президент Фонда «СибМама» рассказала о «Службе скорой социальной помощи», которая заработала в январе 2008 года. Суть ее - в оперативном реагировании на ситуацию отказа от новорожденного ребенка и в дальнейшем психологическом и социальном сопровождении матери. Так, с января по август была оказана психологическая, юридическая, социальная и материальная помощь 22 женщинам. При содействии представителей социальных служб, органов исполнительной власти, НОО удалось сохранить биологическим семьям девять детей. Остальные случаи были расценены как бесперспективные вследствие асоциального поведения матери (алкоголизм, проституция, бродяжничество и т.д.). В «СибМаму» самостоятельно обратились 25 женщин. Все женщины не были замужем.
В заключение Александра Марова сказала, что услуга «Скорой социальной помощи» эффективна только в комплексе других социальных услуг, оказываемых семье и детям. Также очевидным становится, что поддержать мать и ребенка на данном этапе - экономически выгодно.
Италия-Россия: опыт сотрудничества
Закрывала встречу Розальба Армандо, директор агентства культурно-социальной работы «Максора», негосударственной некоммерческой организации, созданной в Новосибирске в 2000 году. «Максора» входит в сеть итальянского фонда AVSI, который, в свою очередь, является членом уже упомянутой Compagnia delle Opere Impresa Sociale. В Новосибирске «Максора» сотрудничает с важными университетами и академиями города, а также с представителями городской власти. Из наиболее известных ее проектов - материнская обитель «Голубка». Здесь с 1997 года решают задачу социализации одиноких мам. Мэрия Новосибирска оплачивает коммунальные услуги и телефон, «Максора» же занимается методическим обеспечением обители.
На встрече Розальба Армандо рассказала слушателям о новом проекте, который совместно с мэрией Новосибирска и приютом Святого Николая стартовал неделю назад, в конце сентября. Это экспериментальная площадка для пяти-шести девушек, которые, обладая средним образованием, не имеют ни работы, ни своего дома, ни опыта самостоятельной жизни. Сейчас с ними проводят теоретические и практические занятия, помогают выбрать профессию, в общем, учат их быть взрослыми.
В целом, по итогам круглого стола в очередной раз стало очевидно, с каким трудом в России пробивается инициатива снизу, насколько неповоротлива законодательная система в отношении сотрудничества общественных организаций и власти, а также насколько долог путь осознания того, что помочь людям приобрести опыт свободы могут только свободные люди.
Алина Хабирова
* М. Кляйнеберг. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Журнал социологии и социальной антропологии., 2000 год, том III, выпуск 1. (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/2000/1/10klanberg.html)
** Согласно федеральному закону о некоммерческих организациях от 12 января 1996 года N 7-ФЗ одной из форм НКО являются общественные и религиозные организации (объединения), под которыми понимаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.