Анна Зиновьева: войну остановит только вера
05 Окт 2008, 08:52
- Мы говорим о войне. Она происходит в пределах кухни, но мы пытаемся говорить о войне в принципе.
ТАЙГА.info: Как это выразится в оформлении спектакля?
- Война означает безликий дом, в котором не существует нюансов и не существует дома, как очага. Поэтому визуально у нас все безлико – какие-то доски, настилы. На кухне ничего нет, только крупа. Визуально это место больше похоже на курятник: куры, какие-то кастрюли, ведра. В этом доме ничего не готовят: герои, как куры, все время клюют просо. Висят пустые рамки от фотографий, так как у этой семьи нет истории. На стене рядом с портретом Кеннеди висит распятие. Это говорит о том, что Бога в этом доме нет, несмотря на разговоры, несмотря на распятие. Проблема пьесы – это пространство без Бога, пространство духовной смерти, которая гораздо страшнее смерти физической.
ТАЙГА.info: Автор пьесы – ирландский драматург МакДонах. Будут ли присутствовать в спектакле ирландские мотивы?
- Автором пьесы закладывается идея войны между Англией и Ирландией как некая существующая на генетическом уровне болезнь, как война вообще. Об этой войне мы и говорим. Поэтому мать в спектакле олицетворяет Англию, дочь – Ирландию. Война - это болезнь, потому что она никогда не может остановиться, она убивает из подполья, она не взрывает извне. Эту войну, мне кажется, можно остановить только верой – нужно просто простить. Об этом и спектакль. При этом никто, никто из нас просто простить и отпустить не может, нам мешает эмоциональная память.
ТАЙГА.info: В каком времени развивается действие спектакля?
- В спектакле нет времени. Действие происходит в захолустье. Если вы сейчас приедете в сибирскую далекую деревню - там время тоже остановилось. Вот и наши герои сконцентрированы - на своей мести, на обиде на жизнь. Кто-то, мол, в Москве горя не знает, а мы здесь пропадаем. Поэтому они копят обиду, а затем энергию обиды выводят в энергию войны: они всегда ищут виноватых! А кто может быть виноват? Мама, потому что меня здесь родила? Папа, потому что пил водку и не водил меня на рыбалку? У нас у всех есть бытовой уровень жизни, в котором присутствует целый ряд обид и происшествий. Так всегда получается, что человек кем-то обижен.
ТАЙГА.info: А если на спектакль придут люди жизнерадостные и необидчивые?
- Благополучные люди меньше встречаются с этой проблемой. Может, им не очень будет интересно смотреть спектакль. …Нет, им будет интересно, потому что спектакль - хороший (смеется).
Все же основная масса людей чувствует, что в их жизни есть бесконечный набор проблем и препятствий: мне мало платят, я не такой красивый. Это комплексы, от которых люди зависят, а люди захолустья прямо утонули в них, в этом внутреннем рабстве! Вся наша жизнь – это замкнутый круг от рождения до смерти. К сожалению, это так и есть. Мы бесконечно зависимы от всего.
ТАЙГА.info: Неужели герои не пытаются избавиться от этого рабства?
- Дочь пытается вырваться из этого замкнутого круга, но пытается, не прекращая воевать! И в итоге она убивает свою душу. Это звучит очень метафорично, но вы же понимаете, что это значит – «убить душу». Это когда ты уже не видишь грани между плохим и хорошим, не можешь остановить свои животные импульсы. А у нас очень много от животных.
А дело в том, что нужно хотя бы попробовать взять чемодан и уехать. Но они так уже не мыслят, говоря «а куда я уеду?», «я не могу, у меня уже возраст», «а я не могу, у меня же мама». И бесконечное «не могу»… Почему мама мучает дочь? Потому что она боится одиночества. Почему дочь мучает маму? Потому что у неё уже все – «петля»: она не рожала, она не целовалась, она не любила. Почему мать убедила дочь в том, что та больна? Потому что она не хотела, чтобы дочь её бросила. Почему дочь не может взять чемодан и уехать? Потому что она закомплексована до крайней степени. И у каждого есть свои «почему».
ТАЙГА.info: Есть ли выход из этого замкнутого круга обид и мести?
- В жизни любого человека есть вертикаль. Когда человек встречается с каким-то тупиками, не стоит искать виноватого и правого, нужно просто прибегнуть к вертикали. В Ветхом завете сказано – «око за око», а вот в Евангелие уже – «подставь другую щеку». И каждый знает по себе, когда нас пинают в автобусе – это абсолютно естественная реакция – мы в ответ делаем то же самое. А духовно развитый человек в себе этот порыв остановит, а потом как-то отпустит. Пьеса все же не беспросветная - у всех есть выход.
Алина Хабирова
Уничтожение души, мир без Бога, несвобода, зависимость, рабство и война. Спектакль об этом в октябре представит новосибирский театр «Глобус». В преддверии премьеры пьесы Мартина Мак-Донаха «Королева красоты» ТАЙГА.info побеседовала с режиссером-постановщиком Анной Зиновьевой.
Уничтожение души, мир без Бога, несвобода, зависимость, рабство и война. Спектакль об этом в октябре представит новосибирский театр «Глобус». В преддверии премьеры пьесы Мартина Мак-Донаха «Королева красоты» ТАЙГА.info побеседовала с режиссером-постановщиком Анной Зиновьевой.
ТАЙГА.info: Анна, как Вы считаете, о чем пьеса?- Мы говорим о войне. Она происходит в пределах кухни, но мы пытаемся говорить о войне в принципе.
ТАЙГА.info: Как это выразится в оформлении спектакля?
- Война означает безликий дом, в котором не существует нюансов и не существует дома, как очага. Поэтому визуально у нас все безлико – какие-то доски, настилы. На кухне ничего нет, только крупа. Визуально это место больше похоже на курятник: куры, какие-то кастрюли, ведра. В этом доме ничего не готовят: герои, как куры, все время клюют просо. Висят пустые рамки от фотографий, так как у этой семьи нет истории. На стене рядом с портретом Кеннеди висит распятие. Это говорит о том, что Бога в этом доме нет, несмотря на разговоры, несмотря на распятие. Проблема пьесы – это пространство без Бога, пространство духовной смерти, которая гораздо страшнее смерти физической.
ТАЙГА.info: Автор пьесы – ирландский драматург МакДонах. Будут ли присутствовать в спектакле ирландские мотивы?
- Автором пьесы закладывается идея войны между Англией и Ирландией как некая существующая на генетическом уровне болезнь, как война вообще. Об этой войне мы и говорим. Поэтому мать в спектакле олицетворяет Англию, дочь – Ирландию. Война - это болезнь, потому что она никогда не может остановиться, она убивает из подполья, она не взрывает извне. Эту войну, мне кажется, можно остановить только верой – нужно просто простить. Об этом и спектакль. При этом никто, никто из нас просто простить и отпустить не может, нам мешает эмоциональная память.
ТАЙГА.info: В каком времени развивается действие спектакля?
- В спектакле нет времени. Действие происходит в захолустье. Если вы сейчас приедете в сибирскую далекую деревню - там время тоже остановилось. Вот и наши герои сконцентрированы - на своей мести, на обиде на жизнь. Кто-то, мол, в Москве горя не знает, а мы здесь пропадаем. Поэтому они копят обиду, а затем энергию обиды выводят в энергию войны: они всегда ищут виноватых! А кто может быть виноват? Мама, потому что меня здесь родила? Папа, потому что пил водку и не водил меня на рыбалку? У нас у всех есть бытовой уровень жизни, в котором присутствует целый ряд обид и происшествий. Так всегда получается, что человек кем-то обижен.
ТАЙГА.info: А если на спектакль придут люди жизнерадостные и необидчивые?
- Благополучные люди меньше встречаются с этой проблемой. Может, им не очень будет интересно смотреть спектакль. …Нет, им будет интересно, потому что спектакль - хороший (смеется).
Все же основная масса людей чувствует, что в их жизни есть бесконечный набор проблем и препятствий: мне мало платят, я не такой красивый. Это комплексы, от которых люди зависят, а люди захолустья прямо утонули в них, в этом внутреннем рабстве! Вся наша жизнь – это замкнутый круг от рождения до смерти. К сожалению, это так и есть. Мы бесконечно зависимы от всего.
ТАЙГА.info: Неужели герои не пытаются избавиться от этого рабства?
- Дочь пытается вырваться из этого замкнутого круга, но пытается, не прекращая воевать! И в итоге она убивает свою душу. Это звучит очень метафорично, но вы же понимаете, что это значит – «убить душу». Это когда ты уже не видишь грани между плохим и хорошим, не можешь остановить свои животные импульсы. А у нас очень много от животных.
А дело в том, что нужно хотя бы попробовать взять чемодан и уехать. Но они так уже не мыслят, говоря «а куда я уеду?», «я не могу, у меня уже возраст», «а я не могу, у меня же мама». И бесконечное «не могу»… Почему мама мучает дочь? Потому что она боится одиночества. Почему дочь мучает маму? Потому что у неё уже все – «петля»: она не рожала, она не целовалась, она не любила. Почему мать убедила дочь в том, что та больна? Потому что она не хотела, чтобы дочь её бросила. Почему дочь не может взять чемодан и уехать? Потому что она закомплексована до крайней степени. И у каждого есть свои «почему».
ТАЙГА.info: Есть ли выход из этого замкнутого круга обид и мести?
- В жизни любого человека есть вертикаль. Когда человек встречается с каким-то тупиками, не стоит искать виноватого и правого, нужно просто прибегнуть к вертикали. В Ветхом завете сказано – «око за око», а вот в Евангелие уже – «подставь другую щеку». И каждый знает по себе, когда нас пинают в автобусе – это абсолютно естественная реакция – мы в ответ делаем то же самое. А духовно развитый человек в себе этот порыв остановит, а потом как-то отпустит. Пьеса все же не беспросветная - у всех есть выход.
Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522