Презентация книги Луиджи Джуссани «Можно ли жить так?»
4 октября в «театральном зале» Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) собралось небольшое, но пёстрое общество. Молодые и пожилые, красивые и просто приятные, иностранцы и русские пришли на презентацию книги Луиджи Джуссани «Можно ли жить так?».
4 октября в «театральном зале» Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) собралось небольшое, но пёстрое общество. Молодые и пожилые, красивые и просто приятные, иностранцы и русские пришли на презентацию книги Луиджи Джуссани «Можно ли жить так?».
Луиджи Джуссани стал советником и проводником к вере для тысяч человек во всём мире. Как богослов, как преподаватель и как автор книг.
За импровизированным президиумом (из двух сдвинутых вместе в центре зала столов) расположились новосибирский социолог Александр Баянов (в качестве ведущего), переводчик из Санкт-Петербурга Наталья Тюкалова (кандидат филологических наук), итальянский философ (и поэт) Альфредо Фекондо (он был с гитарой) и директор Высшей школы при миланском университете Сакро Куоре Микеле Фальди.
Александр Баянов сделал краткое вступление:
- Мы начинаем презентацию книги известного итальянского философа и богослова Луиджи Джуссани «Можно ли жить так?». Название книги содержит вопрос. Этот вопрос особенно актуален сегодня, в наше неспокойное время, когда мы переживаем мировой кризис.
Один мой знакомый покончил жизнь самоубийством. Единственный вопрос, который приходит в голову, когда происходит подобное: «Почему?». Я задал этот вопрос людям, знавшим его, и услышал ответ: «он устал». Это ужасный ответ, но он реалистичен. Многие люди устают от того, как они живут.
И Луиджи Джуссани в своей книге задается вопросом: может ли человеческое сердце так устать, что человек не захочет больше жить? И он даёт ответ: всегда есть то, ради чего стоит жить.
А теперь мы предоставим слово гостям, которые смогут сказать о книге больше.
Альфредо Фекондо выступал на русском языке:
- Я попытаюсь изложить суть этого великого произведения, хотя тем самым рискую умалить его. Как мы определяем величие произведения? Наличием в нем мысли и опыта, который делает нашу жизнь человечной.
Я хочу напомнить вам о социальной рекламе, которая часто встречается в нашем городе. На плакате ребенок в коробке, и надпись « ребенку нужен дом». Другой плакат гласит: «Родители, вы мне нужны!». То есть ребенку нужно присутствие.
Луиджи Джуссани очень любил произведение Андре Жида «Сельская пастораль». В нем описывается, как священник обнаружил в доме бедных стариков маленькую девочку, которая всего боялась и ничего не говорила. Оказалось, что старики взяли к себе свою внучку, так как ее родители умерли. Они много работали, чтобы прокормить ее, но почти не говорили и не общались с ней. В результате она стала слепой и глухой. Любили ли они ее? Да, они взяли ее к себе и кормили. НО этого было недостаточно, они не смогли дать ей своё присутствие.
В университете я был влюблен в одну девушку, но она сказала мне: «НЕТ! Я не хочу потерять свою свободу!». Тогда вместо того, чтобы рассердиться на эту девушку, на западное общество с его идеологией потребления, я рассердился на Бога. «Зачем Ты даешь мне желания, которые я не могу удовлетворить?».
И тогда я встретил человека, который сказал мне: «Я слышал, ты в кризисе?». «Ну да». «Что такое кризис?». «Слово «кризис» происходит от греческого слова, которое означает «выносить суждение»». «Ты же не выносишь суждение - ты злишься. Вот видишь эту ручку? Сможешь ли ты с помощью ручки долететь до Луны? Но ведь это тебя не огорчает?».
Этот человек отнесся ко мне и моей судьбе не так, как другие. В нём я ощутил Присутствие. Он протягивал мне руку и предлагал мне свою дружбу, чтобы я смог найти СВОЮ цель и достичь её.
Потом я пришёл к нему еще раз, и еще, и так продолжалось десять лет.
Встреча с Луиджи Джуссани перевернула мою жизнь. И если сегодня я живу здесь, в Сибири, то это потому, что тридцать лет назад я встретился с ним.
Луиджи Джуссани говорил, что судьба определяется Присутствием. И он предлагал путь для достижения судьбы – свою дружбу. Что такое настоящая дружба? Это когда человек хочет реализации твой судьбы больше, чем собственной жизни. Страницы про дружбу - самые красивые страницы в этой книге.
В дружбе судьбы складываются. Сначала вас двое, потом трое, а потом три тысячи. И тысячи молодых людей, которые хотят искать свою судьбу, могут идти к ней вместе.
Микеле Фальди:
- Я работаю в университете. В Италии, как и в Сибири, университет - это среда культурная. Это производство культуры, можно сказать, где основной инструмент – книги. В университетской среде презентации книг происходят практически каждый день. И что я вижу? Приходят люди, перед ними выступают эксперты. Люди покупают книгу, приносят её домой и ставят на книжную полку. Они думают, что раз послушали экспертов, то как бы уже прочитали книгу. Надеюсь, на этот раз будет не так.
Я хотел бы дать введение к чтению к этой книги. Я хотел бы сказать, почему стоит потратить время и прочитать её.
Не могу не вернуться к студенческим годам. Я учился в том же университете и примерно в то же время, что и Альфредо Фекондо.
Помню первую лекцию, которую читал нам отец Джуссани. Он сказал слова, которые меня сильно поразили: «Я не хочу убеждать вас ни в чем. Я хочу дать вам возможность сравнить то, что я скажу, с тем, чем вы сами являетесь». Это и есть ключ к книгам Джуссани. В этой книге собраны не рассуждения философа. Это книга человека, который воспитывал и преподавал.
Сразу заметен его стиль: это диалог с группой молодых людей. И когда читаешь эту книгу, ты чувствуешь, что включен в этот диалог.
Вы тоже можете сравнить свою жизнь и свой опыт с тем, что он говорит. Вопрос «Можно ли жить так?» он задает каждому из нас. И ответ на него дает не он. Его должны дать мы сами.
Хотел бы подчеркнуть некоторые пункты, которые мне кажутся важными.
В Италии издают много религиозных книг, которые хорошо распространяются и читаются. Но область их распространения – те люди, которые уже верят. Можно предположить, что неверующие вряд ли станут их читать. Пожалуй, единственный автор, кого покупают все – это Луиджи Джуссани. Он не читает мораль - он обращается к сердцу читающего.
Производит большое впечатление, как в первой части книги он говорит о динамике веры. Был ли кто из вас на Огненной Земле? Никто не был. Но мы верим, что она существует. Почему? Джуссани говорит, что это – проблема веры. Мы доверяем тем людям, которые говорят, что это место существует, потому что эти люди достойны доверия. Большинство наших знаний основаны на вере.
Об этом говорит Луиджи Джуссани. Поэтому он начал преподавать в старших классах и университете. Потому что вопрос веры – это вопрос разума. Именно разум заставляет меня верить тому, что сказал Альфредо, разум заставляет вас верить тому, что я сказал о своей семье.
Есть человек, который говорит с молодыми людьми, который сопровождает их в их собственной жизни. Он сопровождает их от диалога к диалогу, и благодаря этому молодые люди растут и развиваются. Именно так он преподавал в университете.
Поставим на место Огненной Земли фигуру Христа. Как можно быть уверенным в чем-то, что касается Христа? Метод тот же самый – нужны свидетели, которым можно было бы верить. Но есть одно отличие. Факт существования Христа и его связь с моей жизнью – гораздо более важный и определяющий, чем то, существует ли Огненная Земля.
Луиджи Джуссани притязает на то, чтобы быть свидетелем в этом важном вопросе, чтобы сопровождать нас к Христу.
Нет ничего более глупого, чем ответ на вопрос, который не был задан. И зачастую церковь воспринимается как такой ответ, поскольку опускается изначальный вопрос, с которого начинается путь к Христу. (Это не вопрос «Есть ли Бог?», это вопрос «Можно ли жить так?»).
Бенедикт XVI во время визита во Францию провел встречу с представителями культуры в древнем монастыре (я бы советовал всем ознакомиться с этим выступлением, потому в нем на пяти страницах изложена история Европы). Он сказал: «Если Христос не показывается, мы не найдем Его. Новизна христианской вести – возможность сказать «Он показался, и дорога к Нему теперь открыта». Новизна христианской вести заключается не в мысли, но в факте – Он показал Себя».
И эта книга – новая мысль о фактах. В ней рассказываются факты. И она подводит нас к Христу через события нашей жизни. Я могу даже не знать, кто такой Христос, и не знать Десять заповедей. Но я знаю, что я существую, и этот факт требует объяснения.
"Можно ли жить так?" - каждый раз, когда я открываю эту книгу, я слышу этот вопрос. Ответить должен я сам.
Наталья Тюкалова, один из переводчиков книги:
- В первый раз я познакомилась с книгой как простой читатель, а не как переводчик. Её подарила мне подруга. По дороге домой я открыла книгу, и произошло то, о чём говорили сегодня Микеле и Альфредо – эта книга сразу «попала в меня». Тогда я не могла даже представить, что мне доведется участвовать в ее переводе. И я счастлива, что так получилось, потому что мне пришлось прочитать её очень внимательно. Ведь многие слова имеют глубокий смысл, даже итальянцам приходится вчитываться в них.
Очень важна «встреча» с автором этой книги. Ты чувствуешь, что он любит тебя. Читая, я держу эту книгу в своих руках, но могу сказать, что это «книга держит меня».
Слова этой книги можно соотносить с любой жизненной ситуацией. Мы все стремимся контролировать реальность и держать все ниточки в своих руках. Но когда ниточки лопаются или вырываются, у нас наступает растерянность. Эта книга позволяет понять, что наша жизнь не принадлежит нам: скорее, мы принадлежим ей. Но это – не холодное обладание, это любовь. И даже тот факт, что я нахожусь здесь, доказывает, что моя жизнь не принадлежит мне: еще две недели назад я не представляла себе, что буду здесь.
Хотя я не была знакома с Луиджи Джуссани так близко, как Микеле или Альфредо, я встречалась с ним всего один раз, но я продолжаю тот путь, о котором сказано в этой книге.
Александр Баянов:
- Спасибо что вы пришли!
Спасибо, что читали.
ТАЙГА.info