Кампиотти: красота России скоро просияет еще ярче
Итальянский режиссер Мауро Кампиотти был в России дважды. И оба раза – в Новосибирске. Город ему очень понравился, возможно, именно поэтому Кампиотти хочет снять здесь фильм о Великом инквизиторе по роману «Братья Карамазовы».
Итальянский режиссер Мауро Кампиотти был в России дважды. И оба раза – в Новосибирске. Город ему очень понравился, возможно, именно поэтому Кампиотти хочет снять здесь фильм о Великом инквизиторе по роману «Братья Карамазовы».
ТАЙГА.info: Мауро, расскажите, чем Вы занимаетесь на родине? Вы работаете не только в кино и на телевидении, но и в театре?
- Я занимаюсь телевизионными и театральными постановками, а также документальными фильмами. Считаю, что самое главное, это не умение снимать кино или ставить спектакли (хотя, конечно, это тоже очень важно), а то, почему человек занимается режиссурой. Главная задача – сформулировать то, что я хочу сказать людям, а каким образом я буду это говорить - уже техническая проблема, которая вторгается в сферу искусства.
Первые свои работы я снимал в Риме. Например, фильм с Клаусом Мария Брондауэром Quo vadis по роману Генрика Сенкевича. Некоторое время я работал для Швейцарского телевидения. Я участвовал в постановке романа «Обрученные» Алессандро Мандзони на RAI UNO. Это девятичасовой фильм в нескольких частях, в котором задействовано около 100 актеров и 10 000 человек для массовки.
ТАЙГА.info: Вы также пишете сценарии. Это Ваши авторские тексты или переработки произведений других писателей?
- Бывает по-разному. Либо это плод моих фантазий, либо адаптация чужих текстов. Например, сейчас я работаю над проектом, связанным с творчеством Достоевского. Это будет свободное переложение легенды о Великом инквизиторе из романа «Братья Карамазовы». Получится короткометражный фильм на 50 минут или полнометражный на 80. Идея - перенести историю, которая по сюжету происходит в Севилье, в Сибирь. Я бы с удовольствием показал его в Новосибирске.
ТАЙГА.info: Когда же нам ожидать премьеры?
- О-о-о… работа только над сценарием займет еще полгода. И потом нужны контакты с кем-то здесь, у кого были бы культурные и экономические интересы помочь мне с этим проектом.
ТАЙГА.info: Если Вы снимаете фильмы по чужим сценариям, то какие критерии предъявляете к тексту?
- Во-первых, сценарий должен мне понравиться. Во-вторых, он должен быть интересным, чтобы текст что-то говорил зрителю. У меня трое детей, и фильмы я снимаю в том числе и для них. Я должен сделать хороший подарок, ведь отец не может сделать для своего ребенка что-то плохое.
ТАЙГА.info: Часто ли предлагают плохие тексты?
- Да, случается. Бывало и так, что я написал сценарий, а продюсер, прочитав его, предложил внести изменения. Однако я не стал ничего менять в тексте и не стал снимать фильм. А иногда, наоборот, меня просят написать то, что я не могу написать, потому что это не вписывается в мое понимание мира. Если я в один прекрасный день не смогу прокормить семью своим трудом, я поменяю работу. Стану, например, садовником (смеется).
ТАЙГА.info: Вы делаете как игровое, так и не игровое кино. Вам больше доставляет удовольствие работать с документальным материалом или создавать кинореальность самому?
- Мне нравится и то и другое. Когда я создаю документальный фильм, я непременно узнаю для себя что-то новое. Например, если меня просят снять фильм об исламе, я должен изучить эту религию. Другое дело – игровое кино. Сейчас я пишу историю о человеке, который, чтобы показать себя на высоте, решает забраться с ослом на пик Гранд парадизо (Большой рай, 4 000 метров) в Альпах. Это гора находится рядом с Монбланом на границе Италии, Франции и Швейцарии.
ТАЙГА.info: С чего Вы начинаете работу над фильмом?
- Я всегда начинаю с текста. Потом стараюсь сравнить те образы, которые возникли при его чтении, с реальностью, сверяюсь с документами, фотографиями. Но особенно мне приятно встречаться с людьми, которые рассказали бы мне что-нибудь о том времени, в котором жил автор текста. Затем я смешиваю этот коктейль и … можно подавать к столу.
ТАЙГА.info: Мандзони, Верди, Леопарди, Лорен, Марчелло. Почему на серии встреч «Культура, общество, встречи: силы, движущие народами» Вы знакомили новосибирцев с творчеством именно этих персон?
- Агентство культурно-социальной работы «Максора» приглашало меня на разные встречи со студентами новосибирских вузов, с читателями библиотек, где обсуждались социальные и культурные вопросы. В этот раз меня попросили рассказать о тех людях, с которыми я как-то соприкасался в своей работе. Так, я принимал участие в съемках фильма по роману Мандзони «Обрученные», снимал фильм о Джузеппе Верди, видел, как работает Феллини с Марчелло.
ТАЙГА.info: Что Вы можете сказать о ныне живущих кумирах итальянцев в музыке, литературе и кино?
- Ничего не скажу. Когда они умрут, тогда можно будет что-то сказать (смеется). Кого-нибудь забуду, а он потом возьмет и обидится.
ТАЙГА.info: Выставка, посвященная роману «Обрученные», была создана в 2004 году для «Митинга за дружбу между народами». Что было на митинге в этом году и как Вы относитесь к этому культурному мероприятию?
- В нынешнем году тема встреч звучала так: «Или главные герои или никто». Посетив выставки, побывав на встречах, я понял, что было бы хорошо, если бы я стал главным героем в своей жизни. Я думаю, это пожелание можно адресовать всем людям, чтобы они смогли взять свою жизнь в свои руки и сделать ее заметной, красивой, такой, которой хотелось бы подражать.
«Митинг за дружбу между народами» - это важное событие европейского уровня, на которое приезжают культурные деятели со всего мира. Для меня же митинг - это огромная встреча интересных людей, которые хотят поделиться друг с другом своим опытом.
ТАЙГА.info: Последние вопросы, конечно, о России. Сколько раз Вы приезжали к нам?
- Я второй раз приезжаю в Россию именно в Новосибирск. В первый раз приезжал в январе: шел снег, было очень красиво. Сейчас приехал осенью и считаю, что мне повезло: вокруг такие прекрасные цвета. Я нахожу, что люди здесь тоже прекрасны, и красота России в скором будущем просияет еще ярче.
ТАЙГА.info: Чем Вас удивил Новосибирск?
- Я не ожидал, что город настолько продвинут в технологическом отношении. Например, торговые центры здесь похожи на миланские. Однако, я больше понял характер сибирской земли, обращая внимание на другие вещи. Например, Театр оперы и балета огромен, он великолепен! Я был на репетиции балета и слушал оркестр, и мне очень захотелось что-нибудь сделать в этом театре.
Справка ТАЙГИ.info: Мауро Кампиотти родился 28 июня 1954 в Варезе. Закончил факультет Современной литературы Миланского Государственного Университета, художественное направление. В начале карьеры работал в театре и в миланской редакции радио RAI в качестве автора и ведущего культурных передач. Писал сценарии и снимал документальные и аудиовизуальные популярные, образовательные и дидактические фильмы.