Иркутск - гиблое место для большого искусства

20 Ноя 2008, 07:11

Они изображают Владимира Путина в кимоно, а олигарха-промышленника Виктора Вексельберга с пасхальным яйцом Фаберже во время обеденного перерыва сессии Законодательного собрания Иркутской области. Они превращают бизнесмена в художника и фотографируют улыбки горожан, чтобы потом сделать панно. Они – это творческое объединение «Ноосфера», которое существует в Иркутске уже десять лет и планирует создать в городе Центр современного искусства. ТАЙГА.info побеседовала с руководителем объединения, художником Андреем Жилиным о художественных вкусах нынешней публики, произволе местных властей и «холодной войне» с Союзом художников России

Они изображают Владимира Путина в кимоно, а олигарха-промышленника Виктора Вексельберга с пасхальным яйцом Фаберже во время обеденного перерыва сессии Законодательного собрания Иркутской области. Они превращают бизнесмена в художника и фотографируют улыбки горожан, чтобы потом сделать панно. Они – это творческое объединение «Ноосфера», которое существует в Иркутске уже десять лет и планирует создать в городе Центр современного искусства. ТАЙГА.info побеседовала с руководителем объединения, художником Андреем Жилиным о художественных вкусах нынешней публики, произволе местных властей и «холодной войне» с Союзом художников России

Нашу беседу мы начали с определения того, что же представляет собой современное искусство. В ответ Андрей Жилин привел около 20 высказываний с ненормативной лексикой:

- Это слова не мои, это мнения посетителей блога о современном искусстве, посетителей акций и выставок, такие же слова мы слышим на наших выставках. Это очень важный момент, в том что все эти маты, грязные слова, угрозы говорят наши милые граждане а не художники! Но дело не в этом конкретном случае, а в том, что подобными же словами встречали произведения Микеланджело, Рембрандта, Сезанна, Малевича и многих других. Художник, вступающий на белый лист истории искусства, делающий шаги, которые до него никто не делал, всегда вызывает осуждение и яростные суждения в свой адрес. Они были в авангарде искусства, творили не в угоду общества, а по зову души, искали, экспериментировали.

Современным, по большому счету, можно назвать все, что происходит/делается/производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро на Байкале и написанный, скажем, 14 июня 2008 года учеником художественной школы Иркутска — вполне «современен». Ничего удивительного, что «современными художниками» стали объявлять себя все, кому не лень. Существует еще один термин – актуальное искусство, он позволяет избежать подобной путаницы. Актуальный художник (contemporary artist) занят не борьбой за право присовокупить к существительному «искусство» сомнительный эпитет «вечное», и, уж тем более, не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, а живым экспериментом. В смысле, вот, происходящее здесь и сейчас, самое наиновейшее, изобретаемое прямо сейчас и представляющее собой что-то прежде небывалое, не воспроизводящее готовые стандарты, пусть и даже хорошо.

По этой причине актуальный художник в России — явление чужеродное (потому что непонятное, «неузнаваемое» и для умственной деятельности утомительное).

ТАЙГА.info: Современное искусство часто шокирует зрителя, вызывает массу споров и жестких суждений в прессе, в искусствоведческих кругах, в тоже время очень популярно в мире. А насколько востребовано такое творчество иркутским зрителем? Готова ли публика воспринимать и понимать произведения актуального искусства?

- Проводя акции, перфомансы в различных местах, мы то и дело слышим: «дураки», «уроды», «сумасшедшие», «чем они занимаются?» Как пример: Ваня Вырупаев - наш земляк, после окончания ГИТИСа как патриот вернулся в Иркутск, творить на родине для своих земляков. Но ему не дали работать: его спектакли закрывали, административные мужи воротили нос. Ничего не осталось, кроме как уехать в Москву и стать культовым персонажем современной культуры. Так уехал Вячеслав Кокорин, впоследствии получивший «Золотую маску» за режиссерскую работу (ставил «Каштанку» в Екатеринбургском театре юного зрителя – прим. ТАЙГИ.info), Валера Шевченко (режиссер и актер пантомимы, организатор международного фестиваля пантомимы «Мимолет», он сегодня живет и работает в Москве), молодой художник Игорь Смирнов, пытавшийся проявить себя в Иркутске, который стал, по мнению Марата Гельмана, художником №1 в Сибири (он живет в Красноярске). Иркутская публика не виновата в том, что не приемлет современное искусство - таково воспитание вкуса, традиции. Иркутяне тянутся к искусству, но очень мощные карамельные массмедиа дезориентируют народ. В городе нет альтернативных постоянных выставочных площадей, где люди могли бы получать опыт общения с актуальным искусством. Ходят слухи, что выставлен на продажу единственный большой художественный салон для широкого потребителя. Отсутствуют муниципальные художественные галереи. И… есть какая-то мистика в Иркутске. Город слывет культурным центром Сибири, но на самом деле - это гиблое место для большого искусства, как говорят творческие люди Иркутска.

ТАЙГА.info: Художник во все времена выступал орудием и представителем духа своего времени. Сегодня художник стремится быть понятым зрителю? Или принимает в расчет только свои эстетические вкусы и интересы? Ведь часто произведения современных творцов довольно трудны для восприятия.

- Одна из проверенных формул в творчестве «Искусство ради искусства!». Мы не отрицаем искусство, которое работает на социум - дизайн, архитектуру. Но есть неписаное правило: художник должен работать для себя, тем самым опережая время, двигая прогресс. А то, что сейчас не понимают, потом обязательно поймут, как сейчас мы дорожим и гордимся Малевичем, например.

ТАЙГА.info: Автор грандиозного полотна «Явление Христа народу» Александр Иванов писал некогда, что художник должен быть совершенно свободен, никогда никому не подчинен, независимость его должна быть беспредельна. Насколько может быть свободен сибирский художник сегодня?

- Степень свободы современного художника главным образом ограничена количеством денег в его кармане. Если поместить художников тех золотых времен в наше потребительское время, как бы все сложилось - неизвестно. Можно, конечно, питаться солнечным светом или как Павел Филонов много месяцев жить без еды. Это личный выбор художника.

ТАЙГА.info: Одна из целей объединения «Ноосфера» - стимулирование долговременных структурных изменений в области культурной политики на Байкале. Насколько необходимы изменения и чем плоха нынешняя культурная политика региона?

- Как ни печально, культура продолжает разрушаться. Я уже говорил - талантливые люди массово выезжают на Запад, региональные власти делают вид, что поддерживают современное искусство, но самом деле не создаются ни муниципальные художественные галереи, ни центры современного искусства.

ТАЙГА.info: «Ноосфера» существует с 1998 года. Расскажите, какие трудности возникали в начале вашего пути? С какими проблемами объединение сталкивается сейчас, спустя 10 лет?

- Наша организация постоянно испытывает прессинг с разных сторон. У городской власти есть понимание, но невелики полномочия. Областная власть все наши более менее масштабные инициативы и культурные проекты под разными предлогами отказывается поддерживать (например, проведение международного фестиваля-симпозиума современного искусства «Арт-Байкал», создание музея современного искусства в Иркутске). А есть и такие, кто вообще палки в колеса ставит. Из последних фактов: администрация выставочного центра пыталась сделать платный вход на открытие нашей выставки. На открытие! В другие дни пытались пропускать за деньги участников выставки - молодых художников. Все это является грубейшим нарушением традиций проведения художественных выставок. Интересно, было ли что-то подобное в других городах?!

ТАЙГА.info: В каких отношениях «Ноосфера» с Союзом художников России сейчас? Помнится в 2005 году участники объединения устроили голодовку в знак протеста против нарушения их прав руководителями регионального отделения Союза художников России.

- Между нами «холодная» война. На одном из городских порталов опубликовано такое высказывание: «На вернисаже не было ни одного представителя от союза художников. И это приговор...» Надеемся, не смертельный (смех за кулисами).

ТАЙГА.info: В среднем «Ноосфера» проводит по пять-шесть акций в год, некоторые из которых уже стали регулярными (например, «Арт-Иркутск»). Что вы считаете достижением «Ноосферы»? Что изменилось в лучшую сторону с тех пор, как «Ноосфера» появилась в Иркутске?

- Не благодаря, а, скорее, вопреки мы провели очередную выставку современного искусства «Арт-Иркутск 2008». Все же за десять лет мы сформировали пласт современной художественной культуры со своими почитателями и ненавистниками. Провели благотворительную акцию в поддержку спасения Харлампиевского храма (где, кстати, венчался адмирал Колчак). Выпустили девять арт-каталогов с работами молодых иркутских художников. Всего и не упомнишь.

ТАЙГА.info: Сколько произведений насчитывает коллекция «Ноосферы» на данный момент? Все они войдут в фонд будущего музея современного искусства? Когда появится этот музей? Где будет располагаться?

- Коллекция объединения постоянно меняется, так как творческий процесс продолжается. К сожалению, после выставки некоторые работы приходится просто выносить на помойку, потому что нет места для их хранения. А на вопрос о месте музея и времени его открытия может ответить только один человек, наш любимый губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Кстати, пользуясь вашим информационным полем, давайте и передадим ему этот вопрос.

ТАЙГА.info: Галерея «Ноосфера» ведет систематическую ежегодную выставочную деятельность. Где проходят выставки произведения художников объединения? Легко ли в Иркутске найти помещение, подходящее для экспозиции?

- По большому счету, таких площадей практически нет. В залы Иркутского областного художественного музея путь нам заказан. В выставочном центре «Сибэкспоцентр» высокая арендная плата, для нас неподъемная. На условиях взаимовыгодного сотрудничества банк «Союз» предоставил нам свои офисы. Каждый ноябрь, в течение восьми лет мы проводим большие выставки в залах городского выставочного центра им Рогаля. Других вариантов нет.

ТАЙГА.info: Выставки «Ноосферы» осуществляются на средства художников, при поддержке ряда организаций и частных лиц. Насколько активны организации в Иркутске, стремятся ли предприниматели содействовать развитию современного искусства?

- Стремлений со стороны предпринимателей нет. Поскольку владельцы многих компании нашего региона «сидят» в Москве, прибыль и налоги уходят в Москву, а представители этих компаний не могут принимать такие решения. Местные же предприниматели прижимисты. Даже слишком. Но иногда все же бывают просветления и в их головах.

ТАЙГА.info: «Ноосфера» занимается также разработкой частных и корпоративных коллекций. Успешно ли развивается это направление деятельности объединения?

На данный момент был только один случай такого сотрудничества. Мы сформировали коллекцию из работ местных художников для одного банкира, который по нашим данным перебрался вместе с ней в Тюмень.

ТАЙГА.info: Часто ли пользуются услугой «Аренда картин»?

- Таковых предложений пока не поступало. Хотя это очень свежая идея. Возможность для компаний культурно просвещать своих работников, живое общение с современным искусством.

ТАЙГА.info: Что такое, по-вашему, инвестиционная привлекательность картины? По каким критериям она определяется?

- Сегодня на картинах старых и современных мастеров делаются огромные состояния. Это арт-бизнес. Картины растут в цене - купив полотно за сто долларов, вы можете продать его лет через пять за миллион (например). Факторов, определяющих интерес к работам, достаточно много, но одним из важнейших сегодня является структура из союзов арт-дилеров, кураторов и искусствоведов, - своего рода арт-мафия, очень могущественная. Поэтому ценность работы может определяться в большей степени не ее художественным значением, а степенью раскрутки автора и его творчества. Все очень относительно.

ТАЙГА.info: Галерея «Ноосфера» предлагает бизнесменам реализовать свои творческие способности в изобразительном искусстве. Результаты их творческих поисков выставляются на «Арт-Манеже», «Арт-Москве», «Арт-Сокольниках» и других выставках. Насколько бизнесмены Иркутска талантливы? Можно ли сказать, что современное искусство доступно любому человеку, что художником может стать каждый?

- На некоторых наших акциях бизнесмены активно принимали участие в творческом процессе, увлеченно макали кисти в краски, водили ими по холсту, пачкались, восторженно визжали. Для Иркутска это новая идея. За короткий период мы можем пробудить в человеке современного художника, лишенного догм, рамок и шаблонов. Но до выставок в Москве работ бизнесменов дело не доходило. А жаль. Было бы чем удивить.

Беседовала Алина Хабирова





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года