«Киноварь» в стиле «Кладбища домашних животных»
Милиционер-зомби, стряпуха-убийца, взбесившиеся звери и люди стали героями прошедшего в Новосибирске фестиваля короткометражных фильмов «Киноварь: Городские легенды». О том, каким видят молодые кинолюбители родной город, рассказывает корреспондент ТАЙГИ.info.
Милиционер-зомби, стряпуха-убийца, взбесившиеся звери и люди стали героями прошедшего в Новосибирске фестиваля короткометражных фильмов «Киноварь: Городские легенды». О том, каким видят молодые кинолюбители родной город, рассказывает корреспондент ТАЙГИ.info.
Фестиваль короткометражных фильмов «Киноварь: Городские легенды» прошел в Новосибирске впервые. Это - некоммерческий проект арт-союза «Бабушка после похорон» (БПП). Выиграв в мае в конкурсе городских проектов «Парад идей» грант агентства «Открытая Сибирь» на 20 000 рублей, БПП вечерами после основной работы и на выходных решали организационные вопросы будущего фестиваля. До 1 ноября принимали заявки. Всего в конкурсе приняли участие 24 работы новосибирских режиссеров-любителей, десять из них отборочной комиссией были допущены к финальному показу в кинотеатре «Победа» 18 ноября. Энтузиазм организаторов не имел границ: так, один из представителей БПП Любовь Беляцкая пришла в кинотеатр прямо из больницы, куда попала от чрезмерного перенапряжения: «Времени на фестиваль угрохали много и мы не уверены, что хотим повторить этот подвиг альтруизма ещё раз. Хочется заняться собственным творчеством».
А были ли легенды?
В программе фестиваля было два фильма Алексея Слепова («Деть» и «Клейстер»), два фильма Артёма Лоскутова («Центр Руси» и «Сибирский сепаратизм»), «Помутнение» Евгения Морозова, «Расширение сакрального пространства» Дмитрия Мазурова, «Кошмар» Романа Безродного, «Кофе» Александра Огурченка, «Призрак» Виталия Шаламова, «Интервью» Антона Коломейца.
Уже одни названия «Помутнение», «Кошмар», «Призрак» не вызывали жизнерадостных ассоциаций. «Мы ожидали стандартных достопримечательностей, - рассказывает Любовь Беляцкая, - а увидели внутреннюю жизнь города в представлении авторов фильмов. Новосибирск в их картинах – очень странный город, с тяжелым, гнетущим, темным настроением, в большинстве фильмов очень много мистики».
И правда. Чего только стоят картины с ванной, наполненной то ли кофе, то ли кровью («Кофе»), со стряпухой-убийцей, которая «вязала брюхо рыбы от уха до уха» («Деть»), бабусей, бьющейся головой о часовню Николая Чудотворца («Центр Руси»), девочками в розовых платьях, распивающими синий напиток на фоне полуразрушенных кирпичных домов («Клейстер») и так далее. Черный юмор присутствовал почти во всех фестивальных картинах. В пяти из десяти работ показывалось или упоминалось убийство или самоубийство. Поднимая вопрос о содержании работ, хочется спросить авторов: «А где тут городские легенды?»
Сочетание Новосибирск и легенды подходит так же, как седло корове, очень точно подметил один из участников фестиваля, артист Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» Антон Коломеец. « Не сразу к нам пришла идея иронично подойти к теме. За пять минут мы с артистами «Красного факела» (Денис Франк, Владислава Франк, Илья Куропаткин), «Первого театра» (Ирина Носова, Артем Находкин) и Галей Тихомоловой (свободный художник) написали диалоги, придумали песню и за два дня сделали фильм. Профессия артиста помогает создавать драматургию произведения, сюжет, писать диалоги, разбирать конфликты», - рассказывает Антон, который занимается киносъемкой с 12 лет. По признанию автора, «Интервью» как самостоятельную работу рассматривать нельзя, только в контексте темы фестиваля «Городские легенды» (кстати, другие фильмы Антона участвовали в фестивалях в Петербурге и Краснодаре).
В целом, после просмотра фестивальных картин в памяти осталось три фильма, о которых можно сказать хоть что-то вразумительное – «Призрак» Виталия Шаламова, «Сибирский сепаратизм» Артема Лоскутова, «Интервью» Антона Коломейца. Фильм участника БПП Артема Лоскутова рассказывает о жизни людей, каждое лето приезжающих на остров с желанием вырваться из оков серого города, чтобы понять, что «всю жизнь люди занимаются важной ерундой, сущими пустяками». У островитян есть свой принцип сосуществования, своя история, свои легенды, а у Артема, наверное, есть много времени, чтобы подробно заснять каждого героя и тем самым сделать фильм затянутым и скучным.
«Интервью» Антона Коломейца выделяет его из других хотя бы тем, что в кадре появляются профессиональные актеры, подготовка которых позволяет сделать диалоги в кадре живыми. Сюжет фильма имеет двойной финал. Вначале группа молодых людей поет песню о девушке, утонувшей в реке Обь от несчастной любви, а потом выясняется, что сами эти люди давно умерли и лишь их призраки регулярно смущают прохожих своим пением. Вот она – легенда о любви, рассказанная людьми, ставшими легендой.
Фильм Виталия Шаламова «Призрак» заслуженно определен зрительским голосованием как обладатель Гран-при - стеклянной статуэтки. Картина более всего раскрывает заявленную тему, к тому же видеоряд дополнен соответствующим саундтреком. Под песню Zoombe группы Cranberries по Новосибирску разгуливает сам Владимир Ильич, заботливо сдувая пылинки с вывесок на улице Ленина, станции метро «Площадь Ленина», с памятника Ленину на площади Ленина. Как не вспомнить первую фразу из «Манифеста Коммунистической партии» 1848 года Карла Маркса и Фридриха Энгельса – «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Тем более, что и коммунизм в фильме упоминается в разговоре Ленина и современного подростка у Оперного театра:
- Ты что, коммунист?
- Я - Ленин.
- Так Ленин давно умер.
- Умер-то умер, а не похоронили.
Многозначный финал.
Конфузы организации
Непонятно: то ли фестиваль провалился, то ли удался. Тот факт, что в зал №2 кинотеатра «Победа», рассчитанном на 160 человек, набилось около 300, да так, что дверь нужно было подпирать снаружи, может служить показателем успеха кинофестиваля. Или популярности? Фактом остается то, что в зал не смогли попасть не только зрители, но и сами авторы. Так, Антон Коломеец вспоминает: «Когда начали давить на желудок, мы с Галей (соавтор фильма – прим. ТАЙГИ.info) решили выйти из зала».
Конфузов было несколько. Вот еще один. «Мы подготовили места для экспертов, профессионалов, которые имеют отношение к видео-арту, - рассказывает Любовь Беляцкая, - а на их места проломился молодой «политик» Максим Черешнев, заявив, что он тоже является экспертом. Он притащил каких-то девушек своих и сел на чужие места! Печально, что в Новосибирске есть такие люди, которым совершенно наплевать на искусство, главное засветить свое лицо».
Об успехе фестиваля «Киноварь» не решаются говорить ни организаторы, арт-союз БПП, ни приглашенные на показ эксперты в лице Анастасии Журавлевой (журналист, продюсер, политтехнолог и создатель телепроектов), Вячеслава Мизина (художник, участник арт-группы «Синие носы»), Эллы Давлетшиной (режиссер, генеральный директор Международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири»), фотохудожника Евгения Иванова, Виталия Валишевского. Так, Элла Давлетшина, оценив по достоинству идею, название и цель фестиваля, признает, что ожидаемого содержания, самих легенд в представленных фильмах не наблюдалось. В зачаточном состоянии они проявились лишь в некоторых фильмах: «Я увидела замечательную компанию людей, увлеченных кино, но хотеть что-то сделать и уметь это воплотить – две разные вещи. Первое есть, второе, к сожалению, отсутствует. Пока они хотят что-то сказать, но еще не могут, пока это веселое баловство, а не художественное высказывание, история. Цифровые технологии позволяют самовыражаться многим, но назвать это словом «кино» я не могу, как не возможно назвать любые рифмованные строчки стихами. Хотя чисто технические средства ребята освоили, они умеют побаловаться визуальными эффектами. Надеюсь, когда-нибудь количество перерастет в качество». ТАЙГА.info присоединяется к пожеланию режиссера.
Алина Хабирова