Олег Табаков: люди за Уралом поразительно обделены культурой
05 Дек 2008, 07:16
Ответ: О самом ярком говорить не буду, но в один из первых приездов, это было летом, выхожу я из гостиницы. Рядом продают фрукты. Продавец, увидев меня, крикнул: «Эй, иди сюда!». Я подхожу, а он разрезает арбуз и дает мне со словами: «На, Мюллер, ешь!».
Вопрос: Почему в этот раз вы привезли именно эти шесть спектаклей?
Ответ: В репертуаре театра более 30 названий, совместно с организаторами было выбрано несколько. Это одна из последних премьер - попытка перенести на театральный язык поэму Николая Гоголя «Мертвые души». Это спектакль по Томасу Манну, вряд ли когда-либо шедший в Новосибирске. Коммерческая комедия Альдо де Бенедетти, которая тоже необходима в репертуаре современного театра. А также три спектакля малой формы по произведениям российских классиков.
Вопрос: Почему вы остановили свой выбор на спектаклях классического репертуара?
Ответ: Классика, как ничто другое, хорошо выражает время. Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил, что театр должен ставить современную литературу, но поскольку качественной современной литературы бывает ничтожно мало, то приходиться выбирать из классики произведения, каким-то образом соприкасающиеся с проблемами дня сегодняшнего. В современной поэзии и прозе есть значительно больше, чем в литературе для театра. Так, драматургов можно пересчитать по пальцам: в Нижнем Тагиле живет Алексей Иванов, один из замечательных русских писателей, в Нижнем Новгороде - Захар Прилепин, Дмитрий Быков, братья Пресняковы, братья Дурненковы и т.д.
Вопрос: Олег Павлович, Вы различаете зрителя столичного и провинциального?
Ответ: Я не различаю. Разница, наверное, есть: вы живете в одной параллели, мы в другой. Москва - довольно богатый город, там крутятся огромные деньги, думаю, 30% всех денег страны. Однако я больше люблю ездить не на запад, а на восток. Мне интереснее этот зритель. Поразительная вещь, но именно он уже 51 год ходит на мои спектакли, причем с таким же странным постоянством, как на сбор картошки (смеется).
Недавно я вернулся из Норильска и Красноярска. Мне стало понятно, что люди, живущие за Уралом, поразительно обделены в культурном плане. Во время двухгодичной реконструкции МХАТа, я проехал от Владивостока до Калининграда и увидел серьезные проблемы, связанные не с качеством зрителей, а с доступностью к культуре.
Вопрос: Расскажите, как новосибирский актер Евгений Миллер стал членом труппы «Табакерки»?
Ответ: Я знал Евгения еще маленьким, а потом он вырос, выучился, стал играть. Я пришел в театр Гоголя посмотреть на актера, которого я раньше заприметил, а увидел Женю Миллера и позвал его в театр. Вот еще один талант новосибирского производства.
Вопрос: Как так получается, что вы сманиваете талантливых актеров?
Ответ: Это нормальная ситуация. Могу вам напомнить, что Василий Качалов был артистом Казанского театра, а потом он стал артистом МХАТа. Никто же из вас не будет пенять на то, что некогда Аль Пачино покинул бедный еврейский квартал и стал американской кинозвездой. По вашей логике я должен был до конца жизни играть в Саратове.
Вопрос: Как финансовый кризис затронул театр?
Ответ: Финансовый кризис к театру имеет очень малое отношение. Я просматривал записи дефолта 1998-го, оказалось, что по факту внимание зрителей к театру не только не сократилось, но и увеличилось. Как говорил Александр Исаевич Солженицын, надо не много зарабатывать, а мало тратить.
Известно, что во все времена во всем мире драматический театр может заработать четверть своего бюджета. Оставшийся дефицит покрывается муниципальными, федеральными дотациями и за счет персональных вкладов. Так, после смерти Олега Николаевича Ефремова мне пришлось стать кризисным управляющим в МХАТе, я там генерал из ведомства Сергея Кожугетовича Шойгу. В 2000 году в театре были грязь, пьянь, актрисы гасили сигареты об батареи. Меньше четырех месяцев понадобилось, чтобы навести порядок. На деньги Михаила Ходорковского был сделан первый ремонт. Актеры стали приходить в пространство, которое помогало им подготовиться к работе, мобилизовать себя перед выходом на сцену. Если раньше в зале было 40-42% зрителей, то потом стало 98%.
Вопрос: Каковы ваши дальнейшие планы?
Ответ: Сегодня остро стоит проблема подготовки новых дарований, надо восполнять дефицит кадров. Поэтому при помощи московской мэрии на месте старого общежития мы построим шестиэтажное красивое здание, в котором сможет расположиться театральная школа. Будем искать учеников от Владивостока до Смоленска, запустим ручонку в Белоруссию, на Украину, если она сохранится к этому времени.
Надо создать филиал МХАТа. Молодежь сейчас выходит на сцену два-три раза в месяц, а надо, чтобы десять. Обучение нашей профессии может состояться только тогда, когда ты играешь с людьми, умеющими играть. Это непреложная истина: только из рук в руки, никакого другого интернет-визуально-инновационного пути в этой области нет.
Вопрос: Каким будет основной критерий отбора артистов?
Ответ: Талант и никаких заменителей. «Меняется времен суровость, теряют новизну слова, талант – единственная новость, которая всегда нова!» (Борис Пастернак).
Подготовила Алина Хабирова
В Новосибирске завершились недельные гастроли Московского театра-студии «Табакерка». В ходе визита художественный руководитель театра Олег Табаков обсудил с журналистами финансовый кризис и поделился своим видением культурной ситуации за Уралом. Подробности – в материале ТАЙГИ.info.
В Новосибирске завершились недельные гастроли Московского театра-студии «Табакерка». В ходе визита художественный руководитель театра Олег Табаков обсудил с журналистами финансовый кризис и поделился своим видением культурной ситуации за Уралом. Подробности – в материале ТАЙГИ.info.
Вопрос: С 1992 года ваш театр в шестой раз приезжает Новосибирск. Олег Павлович, расскажите о самом ярком воспоминании о нашем городе?Ответ: О самом ярком говорить не буду, но в один из первых приездов, это было летом, выхожу я из гостиницы. Рядом продают фрукты. Продавец, увидев меня, крикнул: «Эй, иди сюда!». Я подхожу, а он разрезает арбуз и дает мне со словами: «На, Мюллер, ешь!».
Вопрос: Почему в этот раз вы привезли именно эти шесть спектаклей?
Ответ: В репертуаре театра более 30 названий, совместно с организаторами было выбрано несколько. Это одна из последних премьер - попытка перенести на театральный язык поэму Николая Гоголя «Мертвые души». Это спектакль по Томасу Манну, вряд ли когда-либо шедший в Новосибирске. Коммерческая комедия Альдо де Бенедетти, которая тоже необходима в репертуаре современного театра. А также три спектакля малой формы по произведениям российских классиков.
Вопрос: Почему вы остановили свой выбор на спектаклях классического репертуара?
Ответ: Классика, как ничто другое, хорошо выражает время. Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил, что театр должен ставить современную литературу, но поскольку качественной современной литературы бывает ничтожно мало, то приходиться выбирать из классики произведения, каким-то образом соприкасающиеся с проблемами дня сегодняшнего. В современной поэзии и прозе есть значительно больше, чем в литературе для театра. Так, драматургов можно пересчитать по пальцам: в Нижнем Тагиле живет Алексей Иванов, один из замечательных русских писателей, в Нижнем Новгороде - Захар Прилепин, Дмитрий Быков, братья Пресняковы, братья Дурненковы и т.д.
Вопрос: Олег Павлович, Вы различаете зрителя столичного и провинциального?
Ответ: Я не различаю. Разница, наверное, есть: вы живете в одной параллели, мы в другой. Москва - довольно богатый город, там крутятся огромные деньги, думаю, 30% всех денег страны. Однако я больше люблю ездить не на запад, а на восток. Мне интереснее этот зритель. Поразительная вещь, но именно он уже 51 год ходит на мои спектакли, причем с таким же странным постоянством, как на сбор картошки (смеется).
Недавно я вернулся из Норильска и Красноярска. Мне стало понятно, что люди, живущие за Уралом, поразительно обделены в культурном плане. Во время двухгодичной реконструкции МХАТа, я проехал от Владивостока до Калининграда и увидел серьезные проблемы, связанные не с качеством зрителей, а с доступностью к культуре.
Вопрос: Расскажите, как новосибирский актер Евгений Миллер стал членом труппы «Табакерки»?
Ответ: Я знал Евгения еще маленьким, а потом он вырос, выучился, стал играть. Я пришел в театр Гоголя посмотреть на актера, которого я раньше заприметил, а увидел Женю Миллера и позвал его в театр. Вот еще один талант новосибирского производства.
Вопрос: Как так получается, что вы сманиваете талантливых актеров?
Ответ: Это нормальная ситуация. Могу вам напомнить, что Василий Качалов был артистом Казанского театра, а потом он стал артистом МХАТа. Никто же из вас не будет пенять на то, что некогда Аль Пачино покинул бедный еврейский квартал и стал американской кинозвездой. По вашей логике я должен был до конца жизни играть в Саратове.
Вопрос: Как финансовый кризис затронул театр?
Ответ: Финансовый кризис к театру имеет очень малое отношение. Я просматривал записи дефолта 1998-го, оказалось, что по факту внимание зрителей к театру не только не сократилось, но и увеличилось. Как говорил Александр Исаевич Солженицын, надо не много зарабатывать, а мало тратить.
Известно, что во все времена во всем мире драматический театр может заработать четверть своего бюджета. Оставшийся дефицит покрывается муниципальными, федеральными дотациями и за счет персональных вкладов. Так, после смерти Олега Николаевича Ефремова мне пришлось стать кризисным управляющим в МХАТе, я там генерал из ведомства Сергея Кожугетовича Шойгу. В 2000 году в театре были грязь, пьянь, актрисы гасили сигареты об батареи. Меньше четырех месяцев понадобилось, чтобы навести порядок. На деньги Михаила Ходорковского был сделан первый ремонт. Актеры стали приходить в пространство, которое помогало им подготовиться к работе, мобилизовать себя перед выходом на сцену. Если раньше в зале было 40-42% зрителей, то потом стало 98%.
Вопрос: Каковы ваши дальнейшие планы?
Ответ: Сегодня остро стоит проблема подготовки новых дарований, надо восполнять дефицит кадров. Поэтому при помощи московской мэрии на месте старого общежития мы построим шестиэтажное красивое здание, в котором сможет расположиться театральная школа. Будем искать учеников от Владивостока до Смоленска, запустим ручонку в Белоруссию, на Украину, если она сохранится к этому времени.
Надо создать филиал МХАТа. Молодежь сейчас выходит на сцену два-три раза в месяц, а надо, чтобы десять. Обучение нашей профессии может состояться только тогда, когда ты играешь с людьми, умеющими играть. Это непреложная истина: только из рук в руки, никакого другого интернет-визуально-инновационного пути в этой области нет.
Вопрос: Каким будет основной критерий отбора артистов?
Ответ: Талант и никаких заменителей. «Меняется времен суровость, теряют новизну слова, талант – единственная новость, которая всегда нова!» (Борис Пастернак).
Подготовила Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522