Теодор Курентзис о «Макбете»: мы покажем, как устроен современный мир
18 Дек 2008, 10:25
О Шекспире, Достоевском и Верди
ТАЙГА.info: Как Вы относитесь к творчеству Уильяма Шекспира? Вначале Вы познакомились с трагедией Шекспира или с оперой Джузеппе Верди?
- Вначале прочитал пьесу Шекспира. Мне было тогда шесть лет, и я не понимал, почему его герои так поступают, а потом я не мог ответить на вопрос, почему Шекспир решил написать трагедию на этот сюжет. Когда я стал старше, я понял, что Шекспир – это Достоевский мирового масштаба, который хотел предохранить людей от вирусов духовной болезни, показать миру ее симптомы, чтобы они не остались неизвестными. Он хотел найти лекарство от этой болезни.
ТАЙГА.info: Макбет духовно умирает в трагедии?
- Да, и Шекспир объясняет, почему. До Шекспира подобные сюжеты уже существовали, однако авторы не анализировали поступки героев с психологической точки зрения.
ТАЙГА.info: Можно ли сказать, что трагедия «Макбет» психологична?
- У Шекспира всегда присутствует метафизика, которая, отталкиваясь от реальных фактов этой жизни, рождает осмысление первоначальной природы бытия, мира и человека.
ТАЙГА.info: Как думаете, почему для своей первой шекспировской оперы Верди взял именно «Макбета»?
- Верди очень любил атмосферные обстановки: мрачный конфликт, драму. В тот период Верди интересовала готика, он хотел историю Макбета рассказать эпически.
ТАЙГА.info: «Макбет» считается мистическим сочинением. Будет ли он мистичен на сцене Новосибирской оперы?
- «Макбет» Шекспира был таким, «Макбет» Верди таким не будет.
О ведьмах и героях
ТАЙГА.info: А ведьмы разве не внесут мистику в спектакль?
- Ведьмы – простые люди, которые живут в этом мире. Люди страдают раздвоением личности: иногда они превращаются в нормальных людей, совершая добрые поступки, иногда они провоцируют дела злые. Червь, грызущий душу Макбета, затаился в нем после встречи с ведьмами. Возможно, у Макбета была бы другая судьба, если бы его не спровоцировали, если бы он не поверил в то, что пророчества ведьм правдивы. Очень многие люди совершают преступления, хотя изначально преступниками не являлись – в этом и заключается трагедия. Человек, которого спровоцировали на преступление, становится неузнаваемым. Сначала он сопротивляется этой отрицательной силе, потом она его уносит, он снова сопротивляется, его опять уносит. В конце он все же кается в совершенном.
ТАЙГА.info: Много ли будет зла в «Макбете» Курентзиса-Чернякова?
- Нет, меньше, чем обычно. В прошлых постановках оперы плохими были все: и ведьмы, и Макбет. Однако герои Шекспира и Верди также сложны, как герои Достоевского. Разве можно сказать, кто плохой: Рогожин или Мышкин? Братья Карамазовы где-то хорошие, где-то плохие. Наша позиция такова: уходить от псевдоморализма, от однозначного деления персонажей на «плохой/хороший», ведь в этом мире, к сожалению, бывают разные градации добра и зла, в человеке сосуществуют противоположные элементы.
ТАЙГА.info: По словам Дмитрия Чернякова, для ранних сочинений Верди (к которым относится «Макбет») характерно четкое следование оперной форме, что ослабляет драматургию сочинения. В этой связи вопрос: характеры «Макбета» будут живыми и полнокровными или некими абстрактными сущностями?
- У каждого персонажа есть своя история, исключительная биография, однако герои очень похожи на вас, на тех зрителей, что придут в театр. Чудовищные герои на сцене не пугают, если они далеки от современности, ты легко можешь отстраниться от них. Когда они похожи на тех, кого ты видишь на улице, на тебя самого, то поневоле задумаешься, что происходит с тобой и миром.
Это будет вполне современная история, в постановке мы покажем, как устроен современный мир вообще, как устроена массовая психология этого мира, как построены личные отношения. Так, сам Макбет и леди Макбет любят друг друга. Знаете, есть такие жены, которые неадекватно воспринимают своих мужей: «Ты самый гениальный, самый сильный, ты мой Бог, ты должен взять власть, должен быть самым лучшим!» У меня таких отношений не было, к счастью (улыбается). Желая лучшего, они толкают мужей на худшее. Серые личности, они стараются закрепиться за одаренным человеком и повлиять на него, жить его жизнью, потому что успех мужчины – единственное достижение в жизни этих женщин. Его власть – это их победа, потому что именно они были у руля. Это тоже повод задуматься зрителям, особенно женщинам, ведь именно они разными способами пробуждают в мужчинах те силы, которые толкают их на ужасные преступления. Мужья же часто талантливы, но безвольны.
ТАЙГА.info: Если леди Макбет такая активная и целеустремленная, то каков Макбет?
- Макбет слабый, но опасный. Он совершает убийство, а не леди Макбет, его рука убивает. Знаете, говорят, человек опаснее дьявола. Дьявол, когда ты зажигаешь ладан и молишься, не может даже появиться рядом, а человек может сделать жуткое преступление всегда. У дьявола нет права отнять жизнь, но он влияет на человека, пробуждает ту часть его души, которую не стоит трогать, человек в конечном итоге и совершает убийство.
ТАЙГА.info: Вместе с Дмитрием Черняковым Вы успешно поставили одно сочинение Верди - «Аиду» в НГАТОиБ. Что привлекает Вас в работе с этим режиссером?
- Он мой близкий друг, мы дружим около десяти лет. Я считаю, что Дмитрий - удивительный, потрясающий, гениальный, лучший режиссер в мире! Его методы работы такие же разные и необычные, как он сам.
ТАЙГА.info: Вы работаете на одной волне, в одном ритме с Дмитрием или приходите к результату путем споров и дискуссий?
- Мы быстро находим общий язык. Конечно, критикуем друг друга – и это потрясающе! Мы не боимся говорить друг другу правду.
Солисты в России и Франции
ТАЙГА.info: Чем обосновано введение в состав исполнителей приглашенных солистов Димитриса Тилякоса, Ларисы Гоголевской, Дмитрия Ульянова?
- Очень сложно найти голоса. Например, тут нужен очень специфичный бас, который мы нашли у Дмитрия Ульянова. Лариса Гоголевская дублирует Веронику Джиоеву, так как Митя видит ее хорошо в образе леди Макбет. Димитрис Тилякос – это уникум, я знаю его уже 20 лет. Это очень органичный певец, в котором сочетается превосходный голос со способностью передать внутреннее содержание роли. Он - полноценный певец, что встречается не часто. Последнее время он участвовал в моих проектах: «Дон Карлос», «Богема», «Дидона и Эней».
ТАЙГА.info: Солисты - Татьяна Зорина, Вероника Джиоева, Олег Видеман и другие - внесли что-то свое в Ваше видение оперы и героев, насколько активны могут быть певцы?
- У нас уже все придумано, они должны делать то, что придумали мы.
ТАЙГА.info: За две недели до премьеры оркестр и солисты переходят на какой-то особый режим сна и отдыха, может, питаются по-иному? Или все как обычно?
- Не знаю, как другие, я, например, в день спектакля не курю. У каждого есть свои маленькие ритуалы. Кто-то молится, например.
ТАЙГА.info: Каков состав оркестра?
- Большой – сто человек из театра и плюс Musica Aeterna Ensemble.
ТАЙГА.info: «Макбет» - грандиозная постановка в прямом смысле слова. Правда, что декорации спектакля не поместятся нигде, кроме Новосибирской и Парижской оперы?
- Нашего «Макбета» можно поставить только в новосибирском театре и в Опера Бастиль (Opera La Bastille), крупнейшем оперном театре Франции. И нигде больше – слишком маленькие сцены в театрах Европы. Даже если скажут привезти спектакль на «Золотую маску», нам негде будет ее показать! В Кремлевском дворце ставить нельзя – там ужасная акустика. Возможно, спектакль поместился бы на большую сцену Большого театра, но она в ремонте.
ТАЙГА.info: Будучи не самым драматическим, «Макбет» снискал бесспорную славу одного из самых психологических и философических детищ Верди, одного из наиболее смелых и дерзких прорывов в его искусстве, бросивших в свое время вызов общественному вкусу. Будет ли Ваш «Макбет» вызовом общественному вкусу?
- Сегодня многие режиссеры делают скандальные постановки, потому что так легче добиться успеха. Мы никогда не стремились к этому. Ничего радикального в спектакле не будет.
Беседовала Алина Хабирова
19 декабря произойдет в прямом смысле беспрецедентное событие – в новосибирском театре оперы и балета (НГАТОиБ) состоится премьера российско-французской оперы Джузеппе Верди «Макбет». Постановочная группа вышла на финишную прямую, но корреспонденту ТАЙГИ.info все же удалось поймать между репетициями дирижера–постановщика, главного дирижера НГАТОиБ Теодора Курентзиса.
19 декабря произойдет в прямом смысле беспрецедентное событие – в новосибирском театре оперы и балета (НГАТОиБ) состоится премьера российско-французской оперы Джузеппе Верди «Макбет». Постановочная группа вышла на финишную прямую, но корреспонденту ТАЙГИ.info все же удалось поймать между репетициями дирижера–постановщика, главного дирижера НГАТОиБ Теодора Курентзиса.
Человеку, не так часто посещающему театр, а тем более - оперный, все же ясно, что предстоящая премьера оперы Джузеппе Верди «Макбет» - событие грандиозное. Во-первых, подобных совместных проектов с Парижской национальной оперой ни один российский театр еще не делал. Во-вторых, постановщики спектакля – Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков - фигуры европейского масштаба, чьи работы вызывают бурю эмоций у зрителей и поток противоположных оценок критиков. В-третьих (идем на сужение), опера «Макбет» никогда в Новосибирске не ставилась.О Шекспире, Достоевском и Верди
ТАЙГА.info: Как Вы относитесь к творчеству Уильяма Шекспира? Вначале Вы познакомились с трагедией Шекспира или с оперой Джузеппе Верди?
- Вначале прочитал пьесу Шекспира. Мне было тогда шесть лет, и я не понимал, почему его герои так поступают, а потом я не мог ответить на вопрос, почему Шекспир решил написать трагедию на этот сюжет. Когда я стал старше, я понял, что Шекспир – это Достоевский мирового масштаба, который хотел предохранить людей от вирусов духовной болезни, показать миру ее симптомы, чтобы они не остались неизвестными. Он хотел найти лекарство от этой болезни.
ТАЙГА.info: Макбет духовно умирает в трагедии?
- Да, и Шекспир объясняет, почему. До Шекспира подобные сюжеты уже существовали, однако авторы не анализировали поступки героев с психологической точки зрения.
ТАЙГА.info: Можно ли сказать, что трагедия «Макбет» психологична?
- У Шекспира всегда присутствует метафизика, которая, отталкиваясь от реальных фактов этой жизни, рождает осмысление первоначальной природы бытия, мира и человека.
ТАЙГА.info: Как думаете, почему для своей первой шекспировской оперы Верди взял именно «Макбета»?
- Верди очень любил атмосферные обстановки: мрачный конфликт, драму. В тот период Верди интересовала готика, он хотел историю Макбета рассказать эпически.
ТАЙГА.info: «Макбет» считается мистическим сочинением. Будет ли он мистичен на сцене Новосибирской оперы?
- «Макбет» Шекспира был таким, «Макбет» Верди таким не будет.
О ведьмах и героях
ТАЙГА.info: А ведьмы разве не внесут мистику в спектакль?
- Ведьмы – простые люди, которые живут в этом мире. Люди страдают раздвоением личности: иногда они превращаются в нормальных людей, совершая добрые поступки, иногда они провоцируют дела злые. Червь, грызущий душу Макбета, затаился в нем после встречи с ведьмами. Возможно, у Макбета была бы другая судьба, если бы его не спровоцировали, если бы он не поверил в то, что пророчества ведьм правдивы. Очень многие люди совершают преступления, хотя изначально преступниками не являлись – в этом и заключается трагедия. Человек, которого спровоцировали на преступление, становится неузнаваемым. Сначала он сопротивляется этой отрицательной силе, потом она его уносит, он снова сопротивляется, его опять уносит. В конце он все же кается в совершенном.
ТАЙГА.info: Много ли будет зла в «Макбете» Курентзиса-Чернякова?
- Нет, меньше, чем обычно. В прошлых постановках оперы плохими были все: и ведьмы, и Макбет. Однако герои Шекспира и Верди также сложны, как герои Достоевского. Разве можно сказать, кто плохой: Рогожин или Мышкин? Братья Карамазовы где-то хорошие, где-то плохие. Наша позиция такова: уходить от псевдоморализма, от однозначного деления персонажей на «плохой/хороший», ведь в этом мире, к сожалению, бывают разные градации добра и зла, в человеке сосуществуют противоположные элементы.
ТАЙГА.info: По словам Дмитрия Чернякова, для ранних сочинений Верди (к которым относится «Макбет») характерно четкое следование оперной форме, что ослабляет драматургию сочинения. В этой связи вопрос: характеры «Макбета» будут живыми и полнокровными или некими абстрактными сущностями?
- У каждого персонажа есть своя история, исключительная биография, однако герои очень похожи на вас, на тех зрителей, что придут в театр. Чудовищные герои на сцене не пугают, если они далеки от современности, ты легко можешь отстраниться от них. Когда они похожи на тех, кого ты видишь на улице, на тебя самого, то поневоле задумаешься, что происходит с тобой и миром.
Это будет вполне современная история, в постановке мы покажем, как устроен современный мир вообще, как устроена массовая психология этого мира, как построены личные отношения. Так, сам Макбет и леди Макбет любят друг друга. Знаете, есть такие жены, которые неадекватно воспринимают своих мужей: «Ты самый гениальный, самый сильный, ты мой Бог, ты должен взять власть, должен быть самым лучшим!» У меня таких отношений не было, к счастью (улыбается). Желая лучшего, они толкают мужей на худшее. Серые личности, они стараются закрепиться за одаренным человеком и повлиять на него, жить его жизнью, потому что успех мужчины – единственное достижение в жизни этих женщин. Его власть – это их победа, потому что именно они были у руля. Это тоже повод задуматься зрителям, особенно женщинам, ведь именно они разными способами пробуждают в мужчинах те силы, которые толкают их на ужасные преступления. Мужья же часто талантливы, но безвольны.
ТАЙГА.info: Если леди Макбет такая активная и целеустремленная, то каков Макбет?
- Макбет слабый, но опасный. Он совершает убийство, а не леди Макбет, его рука убивает. Знаете, говорят, человек опаснее дьявола. Дьявол, когда ты зажигаешь ладан и молишься, не может даже появиться рядом, а человек может сделать жуткое преступление всегда. У дьявола нет права отнять жизнь, но он влияет на человека, пробуждает ту часть его души, которую не стоит трогать, человек в конечном итоге и совершает убийство.
ТАЙГА.info: Вместе с Дмитрием Черняковым Вы успешно поставили одно сочинение Верди - «Аиду» в НГАТОиБ. Что привлекает Вас в работе с этим режиссером?
- Он мой близкий друг, мы дружим около десяти лет. Я считаю, что Дмитрий - удивительный, потрясающий, гениальный, лучший режиссер в мире! Его методы работы такие же разные и необычные, как он сам.
ТАЙГА.info: Вы работаете на одной волне, в одном ритме с Дмитрием или приходите к результату путем споров и дискуссий?
- Мы быстро находим общий язык. Конечно, критикуем друг друга – и это потрясающе! Мы не боимся говорить друг другу правду.
Солисты в России и Франции
ТАЙГА.info: Чем обосновано введение в состав исполнителей приглашенных солистов Димитриса Тилякоса, Ларисы Гоголевской, Дмитрия Ульянова?
- Очень сложно найти голоса. Например, тут нужен очень специфичный бас, который мы нашли у Дмитрия Ульянова. Лариса Гоголевская дублирует Веронику Джиоеву, так как Митя видит ее хорошо в образе леди Макбет. Димитрис Тилякос – это уникум, я знаю его уже 20 лет. Это очень органичный певец, в котором сочетается превосходный голос со способностью передать внутреннее содержание роли. Он - полноценный певец, что встречается не часто. Последнее время он участвовал в моих проектах: «Дон Карлос», «Богема», «Дидона и Эней».
ТАЙГА.info: Солисты - Татьяна Зорина, Вероника Джиоева, Олег Видеман и другие - внесли что-то свое в Ваше видение оперы и героев, насколько активны могут быть певцы?
- У нас уже все придумано, они должны делать то, что придумали мы.
ТАЙГА.info: За две недели до премьеры оркестр и солисты переходят на какой-то особый режим сна и отдыха, может, питаются по-иному? Или все как обычно?
- Не знаю, как другие, я, например, в день спектакля не курю. У каждого есть свои маленькие ритуалы. Кто-то молится, например.
ТАЙГА.info: Каков состав оркестра?
- Большой – сто человек из театра и плюс Musica Aeterna Ensemble.
ТАЙГА.info: «Макбет» - грандиозная постановка в прямом смысле слова. Правда, что декорации спектакля не поместятся нигде, кроме Новосибирской и Парижской оперы?
- Нашего «Макбета» можно поставить только в новосибирском театре и в Опера Бастиль (Opera La Bastille), крупнейшем оперном театре Франции. И нигде больше – слишком маленькие сцены в театрах Европы. Даже если скажут привезти спектакль на «Золотую маску», нам негде будет ее показать! В Кремлевском дворце ставить нельзя – там ужасная акустика. Возможно, спектакль поместился бы на большую сцену Большого театра, но она в ремонте.
ТАЙГА.info: Будучи не самым драматическим, «Макбет» снискал бесспорную славу одного из самых психологических и философических детищ Верди, одного из наиболее смелых и дерзких прорывов в его искусстве, бросивших в свое время вызов общественному вкусу. Будет ли Ваш «Макбет» вызовом общественному вкусу?
- Сегодня многие режиссеры делают скандальные постановки, потому что так легче добиться успеха. Мы никогда не стремились к этому. Ничего радикального в спектакле не будет.
Беседовала Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522