«Бессмертие в любви» за 12 дней

25 Фев 2009, 10:44

Новосибирский театр оперы и балета (НГАТОиБ) 26 февраля представляет мировую премьеру – одноактный балет Эдварда Льянга на музыку Филиппа Гласа с многозначным названием «Бессмертие в любви» (Immortal beloved). В преддверии первого показа корреспондент ТАЙГИ.info побеседовал с хореографом-постановщиком об особенностях работы с новосибирской труппой.

Новосибирский театр оперы и балета (НГАТОиБ) 26 февраля представляет мировую премьеру – одноактный балет Эдварда Льянга на музыку Филиппа Гласа с многозначным названием «Бессмертие в любви» (Immortal beloved). В преддверии первого показа корреспондент ТАЙГИ.info побеседовал с хореографом-постановщиком об особенностях работы с новосибирской труппой.

Американский хореограф тайваньского происхождения – так иногда называют Эдварда Льянга, семья которого спустя некоторое время после рождения сына переехала в США. В 1998 году Льянг стал солистом труппы New York City Ballet, при этом, по признанию артиста, было время, когда ему приходилось подрабатывать в «МакДоналдс». Последние пять-шесть лет Льянг считается одним из «новых хореографов» New York City Ballet, ставящих балетные спектакли по всему миру, в качестве танцовщика и хореографа он сотрудничал с различными европейскими и американскими труппами. Эдвард Льянг знаком и новосибирцам – в 2007 году на сцене Сибирского Колизея он поставил балет «Шёпот в темноте» (Whispers in the Dark) на сюиту Филиппа Гласса «Воды Амазонии». И если эта постановка была показана под фонограмму, то 26-27 февраля концерт Филиппа Гласса для скрипки с оркестром прозвучит в исполнении камерного оркестра театра Musica Aeterna. Музыкальный руководитель дирижер – Александр Новиков.



ТАЙГА.info: Вы – солист New York City Ballet с 1998 года. Давно начали заниматься постановкой хореографии?

— Я танцевал не только в New York City Ballet, но также в Nederlands Dans Theater, в театрах Бродвея и повсеместно в США и за их пределами. Постановкой хореографии занимаюсь лет пять-шесть.

ТАЙГА.info: Кого можете назвать своими учителями? Кто повлиял на ваше творчество?

— Каждый, с кем я работал, так или иначе повлиял на меня. Я не могу выделить кого-то конкретно, кто бы оказал на меня большее влияние. Могу лишь назвать несколько имен, с чьей хореографией имел дело: Джордж Баланчин, Джон Роббинс, Иржи Килиан.

ТАЙГА.info: То есть вы стараетесь не придерживаться какой-либо традиции, какого-либо направления, но пытаетесь создать свой оригинальный стиль, язык?

— В моей хореографии, наверное, можно увидеть разных хореографов. Все же я надеюсь, что я не повторяю чужих достижений и то, что я делаю, оригинально (смеется).

ТАЙГА.info: С каким интервалом вы создаете свои балеты: раз в полгода, год, два года?

— Раз на раз не приходится. Бывает три балета в год, бывает пять. Я стараюсь делать не больше пяти-шести спектаклей в год.

ТАЙГА.info: Можете перечислить наиболее понравившиеся вам как хореографу театры?

— Как хореографу мне интересно смотреть свой балет в разных театрах по всему миру. Мне очень нравится Опера-Хаус в Сан-Франциско (San Francisco Opera House), Линкольн-Центр в Нью-Йорке (Lincoln Center for the Performing Arts), а также огромный театр оперы и балета в Новосибирске. Сцена новосибирского театра позволяет увидеть балет в целом, со всех сторон. Когда Игорь Зеленский (художественный руководитель балета в НГАТОиБ, - прим. ТАЙГИ.info) в 2007 году рассказал мне о театре и пригласил ставить «Шепот в темноте», я уже предвкушал приятную встречу.

ТАЙГА.info: Что конкретно вам понравилось в НГАТОиБ?

— Это огромная сцена, размер которой не ограничивает твою фантазию: ты можешь делать с танцорами все, что захочешь! Когда у тебя есть большая сцена, всегда можно сделать ее меньше, но никогда маленькую невозможно сделать больше. Кроме того, при такой огромной сцене зрительный зал не колоссальных размеров – это не 3000 и не 5000 человек (Большой зал НГАТОиБ вмещает 1762 человека, - прим. ТАЙГИ.info). Благодаря этому удается сохранить контакт между зрителем и происходящим на сцене.

ТАЙГА.info: С какими театрами в России вы сотрудничали?

— С российскими театрами я не работал, хотя мои балеты были поставлены на театральных площадках в Москве, Санкт-Петербурге. Я познакомился с директорами Мариинского и Большого театров и, возможно, когда-нибудь они меня пригласят к себе.

ТАЙГА.info: Вы ставите одноактные балеты или большие тоже?

— Самый длинный балет, который я поставил, длился 35 минут. Возможно, скоро мы с китайским композитором Тан Дуном в Шанхае поставим большой полноценный спектакль.

ТАЙГА.info: Как и когда у вас родилась идея балета «Бессмертие в любви»?

— Около шести лет я носил в себе замысел балета на эту музыку, я ждал подходящего момента. И тут Игорь Зеленский пригласил меня поставить балет в Новосибирске. Конечно, я немного переживал, что предыдущий мой балет в Новосибирске «Шепот в темноте» и балет «Бессмертие в любви» основаны на музыке одного и того же композитора - Филиппа Гласса. Однако потом я понял, что идея, которую я хочу выразить, великолепно ложится на музыку и не пересекается с тем, что я делал до этого. В музыкальном плане – это два совершенно не похожих друг на друга произведения.

ТАЙГА.info: «Бессмертие в любви» - балет сюжетный или абстрактный?

— Я бы хотел, чтобы сюжет, историю создавали сами зрители, причем, каждый — свою. Конечно, у меня есть и своя история, связанная с этим балетом. Когда люди смотрят на картину, пусть у нее даже имеется название, один человек видит одно, другой – другое. И в балете то же самое: каждый увидит свое. Главное, чтобы зритель что-то почувствовал, смог увидеть историю – это означает, что он вовлечен в действие, что балет задействует его эмоции, а это именно то, чего я хочу добиться.

ТАЙГА.info: Как придумали название «Бессмертие в любви»?

— В самом конце работы. Уже после того, как балет был отрепетирован, появилось название.

ТАЙГА.info: Сколько времени заняла подготовка самой хореографии и подготовка труппы?

— Балет мы сделали в течение 12 дней, хотя он сложный. Обычно я тщательно разбираю музыкальный материал до того, как начать работу с танцорами, поэтому прихожу подготовленным. Я отдаю должное взаимодействию с танцорами, но предпочитаю самостоятельно распределять и расписывать движения и шаги.

ТАЙГА.info: То есть доля импровизации у танцоров во время репетиции невелика?

— Да, невелика. Поскольку я сам в хорошей форме, то могу вместе с танцорами проверить, что удобно, а что – нет, что стоит добавить, а что – убрать.



ТАЙГА.info: Труппа новосибирского театра не так давно танцует модерновые постановки. В связи с этим вопрос - чему надо было уделить больше внимания в процессе подготовки спектакля?

— Конечно, такой балет для труппы вновинку, но здесь сильные танцоры, так что я больших пробелов в технике не наблюдал. Моя задача - научить, показать, что нужно делать. А если я чувствую, что что-то происходит не так, я пытаюсь вникнуть в ситуацию.

ТАЙГА.info: Это какой по счету ваш балет на музыку Филиппа Гласса? Чем вам так симпатичны его сочинения?

— Это будет третий балет на его музыку после «Шепота в темноте» и прошлогоднего балета на музыку Филиппа Гласса и Томаса Ньюмана для театра Джефери-Балет (Jeffrey Ballet) в Чикаго. Сразу после «Бессмертия в любви» я буду ставить балет на музыку Отторино Респиги, а потом - на музыку Себастьяна Баха. Я пытаюсь использовать музыку разных композиторов, но особенно нравится музыка Гласа, потому что на нее легко ложатся движения, она ритмична. Мне не кажется, что она построена на повторениях: чем больше я ее слушаю, тем больше я слышу и чувствую разные мелодии.

ТАЙГА.info: Вы, как и в прошлый раз, выступаете осветителем своей постановки. Насколько важен свет в балете? Какую функцию он выполняет: создание атмосферы или это полноправное действующее лицо в спектакле?

— Свет – один из важнейших компонентов в спектакле, он принимает участие в создании визуально-сенсорного переживания. К сожалению, зритель не сразу может включиться в действие, ему нужно время, чтобы настроиться на происходящее. Именно поэтому начало «Шепота в темноте» было затемнено. Это позволит зрителю настроиться, открыть свое сердце. В новой постановке свет тоже будет играть важную роль.

ТАЙГА.info: Достаточно ли подходит оборудование в НГАТОиБ для реализации ваших замыслов?

— В каждом театре есть свои особенности. Моя работа заключается в том, чтобы иметь дело с этими особенностями, будь то расположение сцены или количество осветительных приборов. В новосибирском театре работать приятно, потому что здесь чувствуется стопроцентная поддержка моих идей со стороны и творческого состава, и администрации. С первого взгляда не заметишь, сколько людей реально вовлечено в процесс создания балета: начиная от костюмеров, осветителей, администрации до танцоров и хореографов. В новосибирском театре есть некая цельность, есть команда, полностью преданная работе. Поэтому мне и нравится бывать здесь: я могу сделать то лучшее, на что способен.

Беседовала Алина Хабирова, фото Евгения Иванова 





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года