Томск и Новосибирск в зеркале выборов и друг друга

02 Мар 2009, 08:36

Томск и Новосибирск находятся в 270 километрах друг от друга, по сибирским меркам — совсем рядом. Томск — старинный (по сибирским, опять же, меркам) купеческий город. Новосибирск — «выскочка», превратившийся за сто лет из небольшого поселка в полуторамиллионный мегаполис. И все эти сто лет между Томском и Новосибирском идёт негласное соперничество. Их сходство и различие выпукло проявилось 1 марта, когда жители Томска и жители Новосибирска выбирали себе мэров. Подробнее — в политико-историческом сравнительном обзоре ТАЙГИ.info.

Томск и Новосибирск находятся в 270 километрах друг от друга, по сибирским меркам — совсем рядом. Томск — старинный (по сибирским, опять же, меркам) купеческий город. Новосибирск — «выскочка», превратившийся за сто лет из небольшого поселка в полуторамиллионный мегаполис. И все эти сто лет между Томском и Новосибирском идёт негласное соперничество. Их сходство и различие выпукло проявилось 1 марта, когда жители Томска и жители Новосибирска выбирали себе мэров. Подробнее — в политико-историческом сравнительном обзоре ТАЙГИ.info.

Столица Сибири и сибирские Афины

Два города были обречены на соперничество с момента рождения Новосибирска. Ведь появился он на том месте, где строящаяся Транссибирская магистраль пересекла реку Обь. До того реки были главными транспортными магистралями Сибири и крупнейшие сибирские города не только стоят на великих реках и их притоках, но и носят их имена (Омск – Омь, Томск – Томь, Иркутск – Иркут). Железную дорогу постарались провести через уже сложившиеся торговые центры – Омск, Красноярск, Иркутск. А вот через торговый город Колывань (сто километров к северу от Новосибирска) – не получилось. Мост через Обь строить там было неудобно. И в результате колыванским купцам пришлось перебираться поближе к мосту. Колывань в те времена активно конкурировала с Томском. Даже есть такая байка, мол, огорченные колыванские купцы дали взятку инженеру, проектировавшему железную дорогу – чтобы она прошла и мимо Томска тоже.

Вряд ли в то время такие вопросы уже решались с помощью взяток, но, так или иначе, Транссиб действительно прошёл мимо Томска. В результате город-выскочка Новосибирск (тогда – Новониколаевск) сконцентрировал у себя торговые функции и Колывани, и Томска. Колывань теперь – районный центр в Новосибирской области. А Томск всё же устоял как город, хотя и стал утрачивать функции центрального города Западной Сибири.

Дополнительный импульс развитию Новосибирска дала Отечественная война. Оборонные заводы, спешно эвакуировавшиеся из европейской части СССР, выгружались в Новосибирске и начинали работать в чистом поле, обрастая по ходу землянками, цехами, складами и бараками. «Родимые пятна» той застройки до сих пор отчетливо видны на карте Новосибирска – плотные застройки промышленных и жилых зон сменяются гигантскими пустырями. Где «кинули» в поле завод во время той эвакуации, так там теперь стоят микрорайоны.

Непонятно почему, но советская власть куда более жаловала Новосибирск, чем Томск. Наверное, старый купеческий город казался куда более подозрительным и классово чуждым, чем новый, в основном рабочий и индустриальный. Эта «любовь» нанесла свою печать и на архитектуру Новосибирска. Если центральные улицы Омска, Томска, Красноярска и Иркутска состоят из красивых двухэтажных купеческих особняков, то широкие проспекты Новосибирска окружают мрачные глыбы сталинских административных зданий (между которыми сейчас понатыкали в виде «точечной застройки» стекляшки офисных высоток).

Но в 60-х рабочий Новосибирск решили «разбавить» интеллигенцией. Так появился Академгородок, в котором разместилось множество научно-исследовательских институтов. Впрочем, «разбавления» не получилось. Академгородок по существу был и остается отдельным городом. Разве что в последнее время он стал все больше утрачивать функции научного центра и всё больше приобретать функции престижного пригорода Новосибирска. Даже продвигавшаяся в прошлом году концепция «технопарка» в Академгородке предполагала в себе сочетание того (в виде научно-промышленной зоны) и другого (в виде дорогого жилья и торгово-выставочных помещений).

В результате в Новосибирске оказалась фундаментальная наука общесоюзного масштаба. Но Томск продолжал оставаться культурным центром с большим количеством вузов. В целом на общую культуру Новосибирска наличие Академгородка не оказало существенного влияния. Опыт по созданию обособленного «наукограда» в советских условиях можно теперь считать удачным лишь отчасти. Собравшиеся вместе «первопроходцы» - энтузиасты внесли большой вклад в развитие науки. Но – не в повышение общей культуры Новосибирска. В остальном он так и остался гигантским рабочим городом. А потом на место «первопроходцев» пришли их дети (на которых, как известно, природа отдыхает). При советской системе прописки детям некуда было податься от родительской квартиры. Работать же в Академгородке, кроме как в научных институтах, было негде. Бурливший идеями и новациями фонтан иссяк, потом подернулся тиной. А потом пришла перестройка… И в бурные 90-е большая часть науки из Академгородка переехала на Запад. Там наших ученых ценили по-настоящему. Когда разница доходов достигает сто раз (это не шутка), мало кого удержит патриотизм. А если на родине еще нет и никакой возможности для работы… Одни уехали насовсем, другие живут на два дома.

В Томске же интеллигенция оказалась равномерно рассеяна по всему городу. И преподавателей вузов не так звали на Запад, как физиков-ядерщиков, например. На Томске утечка мозгов сказалась в гораздо меньшей степени, и он теперь заслуженно гордится высоким уровнем культуры. Кстати, и патриотизм для Томска – гораздо более существенный фактор. Новосибирск – город-вокзал, город-перевалка. Люди приезжают в Новосибирск из деревень и малых городов, но кто достигает больших успехов – уезжает дальше, в Москву и на Запад (в итоге средний уровень новосибирской «элиты» - из деревни вырос, до Москвы не дорос). А томичи любят свой город и никуда не хотят ехать – ни в Новосибирск, ни в Москву. Им, видите ли, нравится жить в Томске…

С Новосибирском же почивание на лаврах сыграло злую шутку. Никто и подумать не мог, что правительство решит разместить технико-внедренческую зону где-либо в Сибири кроме новосибирского Академгородка. Но конкурс выиграл Томск. Это был болезненный удар по самолюбию. Также федеральный университет было решено разместить в Красноярске (на самом деле, это спасло пока еще относительно сильный Новосибирский госуниверситет (НГУ) – вряд ли он бы пережил слияние с несколькими новосибирскими вузами-шарашками).

В новое время Новосибирск усиленно старался закрепить за собой брэнд «столицы Сибири». Ни к чему (кроме кичливости и шапкозакидательства) это на деле не привело. Да, Новосибирск – крупный город, который расположен на пересечении транспортных путей, да, здесь сконцентрированы функции управления и, стихийно, торговли. Но за все время существования в Новосибирске не возникло какого-либо экспертного или управленческого слоя, озабоченного общесибирскими проблемами.

Простой пример: общесибирские СМИ, например, представлены крайне скупо, а те, что есть, создавались на основе частной инициативы: газета «Континент Сибирь», сайт ТАЙГА.info, журнал «Неизвестная Сибирь». Для полуторамиллионного мегаполиса, прямо скажем, немного. А великих сибирских писателей один Иркутск дал на порядок больше. Томск же закрепил за собой звание «сибирских Афин», он гордится не только высоким уровнем культуры, но и высоким уровнем демократии во времена «вертикали власти». Удивительно, но факт - в Томске, в отличие от Новосибирска, до сих пор есть настоящие выборы и настоящая пресса. Что и показали прошедшие 1 марта выборы мэров обоих городов.

Город без городского сообщества

На первый взгляд, ситуация на выборах в двух городах оказалась почти идентичной. Основной кандидат – действующий мэр (в Новосибирске – Владимир Городецкий, в Томске – первый вице-мэр Николай Николайчук), который выдвинут партией «Единая Россия». Конкурентов немного (у Городецкого - три, у Николайчука – четыре), один из них – ярый и не всегда конструктивный критик городской власти (в Новосибирске – Сергей Кибирев, в Томске – Александр Деев). Избирательная кампания построена по одному и тому же сценарию – как много достижений в нашем городе, и к каждому из них причастен наш мэр (Городецкий-Николайчук).

А вот результат голосования отличается разительно. В Новосибирске явка составляет 50%, Городецкий набирает 73%, его ближайший соперник Александр Плюшкин – 9% (комизм ситуации заключается в том, что Плюшкин – единственный из кандидатов на пост мэра, кто вообще не вёл избирательную кампанию). В Томске явка составила 37%, Николайчук набрал 41%, а Александр Деев – 35%. Скорее всего, 15 марта будет второй тур, результат которого сейчас почти невозможно предсказать. Надо отметить, что новосибирская «Единая Россия» достигла поставленную цель – набрать более 65% голосов (за что ей было обещано место в федеральном политсовете).

Разберём слагаемые «успеха» «Единой России» в Новосибирске. Главный успех состоял в том, что выборы сразу были лишены реальной соревновательности. Хотя Сергей Кибирев и являлся ярым критиком Городецкого, однако его собственный рейтинг куда меньше антирейтинга, а его кандидатура никем, как реальная альтернатива, не воспринималась. Плюс к этому все новосибирские СМИ были «принуждены» к молчанию о недостатках новосибирской мэрии. Если бы на выборах была борьба, такое принуждение не было бы эффективным. А так каждое СМИ сочло, что нет никакого смысла бороться «за правду на выборах» в одиночку, рискуя нажить неприятности.

Аналогичным образом оказался дезориентирован и «протестный электорат». За кого голосовать тем, кто против Городецкого? Не за кого. Поэтому варианта два: 1) или на выборы не ходи 2) или тычь в остальных кандидатов случайным образом. Среди моих знакомых двое признались, что голосовали за Плюшкина. Почему? Фамилия хорошая. Стоит ли говорить, что многие противники Городецкого просто осталось дома.

Другая составляющая успеха – явка. В полтора раза выше, чем в Томске, однако. И больше, чем на втором туре мэрских выборов пять лет назад. Откиньте от явки 10%, а от Городецкого 20%, получится совсем не такой впечатляющий результат. А если откинуть 13% и 26% (как в Томске), получится… второй тур с Плюшкиным. Что это за спасительные для «Единой России» 10%? А ларчик просто открывается. В день выборов в тех же помещениях, где располагались избирательные участки, раздавались дисконтные карты крупнейших торговых сетей Новосибирска. По итогам выборов данный ход надо признать гениальным. Ведь за дисконтными картами пришел средний обыватель-потребитель, до которого пока волна разочарования в «Единой России» и её кандидатах не докатилась (а что она началась, видно по результатам других голосований в Новосибирской области, прошедших в этот день). Люди, чей мотив голосования «на столе есть что покушать, а в 90-е и этого не было» пришли на участки и отдали свой голос.

В Томске же борьба была настоящая. Каждый противник «Единой России» вообще и Николайчука в частности знал, что делать – идти на выборы и голосовать за Деева. Деев, хотя и склонен к обильной и огульной критике, всё же воспринимается томичами как реальный кандидат. Он депутат Гордумы Томска и главный редактор газеты «Томская неделя» (через которую и ведёт свою критику). Плюс к тому, Томск в три раза меньше Новосибирска, и потому люди знают друг о друге гораздо больше. И томская интеллигенция обсуждает выборы не только по вопросу: «А ты какую дисконтную карту возьмешь?»

Вполне возможно, что в среднем настроения в Томске и в Новосибирске примерно одинаковы. Но в Томске нашёлся Деев, который выдвинулся и составил конкуренцию. А в Новосибирске… Анатолий Локоть от КПРФ, например, не выдвинулся, хотя имел реальные шансы. Также сыграл свою роль гений штабистов Городецкого (возможно, Виктор Игнатов), придумавших (или позаимствовавших где-то) идею с дисконтными картами.

По-видимому, в Новосибирске, в отличие от Томска, не сложилось городского сообщества. Люди оторваны друг от друга и от своего города гораздо сильнее, а элита разобщена и считает, что проще сменить город проживания, чем вступать в дискуссии со властью.

Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года