Что выбор грядущий нам готовит?

05 Июн 2009, 12:31

Сплошной чередой прошли выборы без выборов. Президента мы выбирали из Дмитрия Медведева, мэра Новосибирска – из Владимира Городецкого, Госдуму из трех ипостасей «На всё согласной России» и замерзшей в ледниковом периоде КПРФ. Но вот следующий год в Новосибирске обещает наверстать упущенное «веселье». Грядут выборы депутатов новосибирских городского и областного советов.

Сплошной чередой прошли выборы без выборов. Президента мы выбирали из Дмитрия Медведева, мэра Новосибирска – из Владимира Городецкого, Госдуму из трех ипостасей «На всё согласной России» и замерзшей в ледниковом периоде КПРФ. Но вот следующий год в Новосибирске обещает наверстать упущенное «веселье». Грядут выборы депутатов новосибирских городского и областного советов.

Выборы городского совета Новосибирска будут очень показательными. Клубок противоречий, накопившихся в самом низу «вертикали власти» (произвол управляющих компаний, тарифы на электроэнергию, точечные застройки в зеленых зонах), впервые за долгие годы привел к росту социальной активности населения. Этому способствует и развивающийся в стране экономический кризис. С другой стороны, все противоречия в новосибирской элите, которые удавалось «загонять под ковер» на «больших выборах», на малых грозят вылезти наружу. Слишком много игроков, слишком много отложенных амбиций. И слишком неопределен исход выборов. «Фаворитам» будет трудно убедить конкурентов отказаться от борьбы.

Кто игроки?

В наше смутное и неясное время говорить о «расстановке сил» непросто. Сегодня они такие, завтра другие. Сегодня игроки в футболках одного цвета, а завтра – другого.
Да и правила игры меняются чуть ли не через тайм.

Формально всё просто: у нас есть несколько партий, из которых четыре парламентских («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») могут выставлять кандидатов без сбора подписей. И вот между партиями-то, по идее, и должна идти борьба. Но на деле всё обстоит не так. Есть реальные «игроки» (по-научному - «акторы»), которые и будут бороться за места в горсовете для себя или для своих людей. А политические партии для них – это всего лишь инструмент получения мандатов. И потому мы видим постоянные переходы из партии в партию наших «политиков», не теряющих при этом, однако, ни депутатских мандатов, ни политического веса.

Тем не менее, некоторые «собственные интересы» есть и у партий (точнее – у их руководства). Интересы эти сводятся в основном к формальным показателям – иметь фракцию, да побольше. В результате сплошь и рядом мы видим своего рода «симбиоз». Административные или финансовые кланы вводят своих людей в партии, предоставляя им за это административный или финансовый ресурс. В разных партиях степень подобного «симбиоза» разнится.

«Политической составляющей» сегодня больше всего в новосибирской КПРФ. Хотя региональное отделение пытается выжить в очень сложной конфигурации – «мы в оппозиции вообще, и к «Единой России» в особенности, но городские и областные власти не упоминаем». Такая позиция позволила отделению КПРФ выжить в сложные времена и, лавируя между центрами сил в «Единой России» и областной администрации, показать неплохие результаты на выборах в Госдуму и областной совет депутатов. Но у такой позиции есть и обратная сторона: в выборах мэра Новосибирска КПРФ не участвовала вовсе (как и все другие партии, кроме «Единой России»). Да и последние выборы губернатора тоже «пропустила». Сегодня лавировать становится всё сложнее – областная администрация практически поглотила «Единую Россию», и остались только два «центра силы» в структуре новосибирской власти – областная администрация и мэрия. Еще могут как-то проявить себя «федеральные игроки», но пока их влияние не заметно и вряд ли оно обозначится до выборов в горсовет.

С «Единой Россией» тоже не всё просто. С одной стороны, она практически контролируется «командой губернатора». С другой стороны, в ней собрано большинство новосибирских политических и экономических акторов, имеющих подчас весьма противоречивые интересы. Они с той или иной степенью дисциплины признают «руководящую роль» губернатора Виктора Толоконского и его «кардинала» Алексея Беспаликова, но это не мешает им вести борьбу между собой. И руководство «Единой России» не всегда в силах погасить все противоречия – ведь есть угроза, что они выльются за пределы «Единой России», а это уже совсем плохо. В результате на «низовом уровне» сохраняется определенная «вольница» и потенциальные кандидаты от «Единой России» уж сегодня «обрабатывают» одни и те же округа, что практически неизбежно приведет к их конкуренции на выборах. Только не факт, что все они при этом останутся в «Единой России».

Кроме «мелких противоречий» в региональном отделении «Единой России» намечается и более крупное, связанное со следующим вопросом – насколько самостоятельной будет новосибирская мэрия после выборов горсовета? Формально у нас нет конфликта «город-область». И мэр, и губернатор регулярно демонстрируют конструктивное сотрудничество (мэр Владимир Городецкий в свое время работал заместителем Виктора Толоконского). Но с тех пор много воды утекло. И время от времени заметны попытки со стороны областной администрации поставить мэрию «на место», а со стороны мэрии – получить побольше свободы.

Сказалось это и на борьбе за партии. «Справедливая Россия» еще со времен «Партии пенсионеров» была полем столкновения между «областными» и «городскими» (а как-то к внутрипартийной борьбе даже подключался полпред президента – его волновало, чтобы «Партия пенсионеров» не победила ненароком «Единую Россию» и в Новосибирске, как это случилось в Томске). Недавно прошла информация о том, что люди, близкие к Владимиру Городецкому, предпринимали попытку «перехватить руководство» в отделении ЛДПР, пока что контролируемой «областными».

Итак, мы имеем: «областные», «городские», КПРФ, и (в основном «единороссовская») «вольница». Действующих депутатов тоже можно «рассортировать» по этим группам.

Какие правила?

Для исхода выборов крайне важен вопрос – будет ли применена на выборах горсовета в Новосибирске смешанная система? На данный момент туда избирается 40 депутатов по одномандатным округам. Смешанная система выборов (половина депутатов от округов, другая половина – по партийным спискам) продвигается сверху – по линии «Единой России». За нее же ратуют КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Вроде бы все «за», но… Пока что решение принимают действующие депутаты. А большинство из них (единороссовская «вольница») – против введения партийных списков.

Быть может, вопрос будет разрешен на федеральном уровне – соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме (но пока не очень быстро). И вполне вероятно, что на депутатов-единороссов сейчас оказывают мощное давление по партийной линии.

Поддаться на это давление для одних из действующих депутатов будет означать потерю мандатов, а для других, даже в случае переизбрания, – потерю возможности на что-то влиять. Пример областных депутатов, от которых сегодня почти ничего не зависит – у всех перед глазами. И хотя некоторые эксперты (например, депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев) на 99% уверены в том, что половина горсовета всё же будет избираться по партийным спискам, позволим себе в этом усомниться.

Кто и почему заинтересован в партийных списках?

Партийные списки формируют не избиратели, а партийное руководство. В новосибирской «Единой России» партийное руководство на 90% «принадлежит» команде губернатора. Если по округам «Единой России» придется ориентироваться на популярность того или иного кандидата, что дает хорошие шансы ныне действующим депутатам, то список может быть сформирован исключительно из «своих». «Своих» для областной, а не городской администрации. Тем самым «пролетит» существенная часть депутатов-одномандатников (количество округов сократится в два раза). Также партийные списки увеличат долю депутатов от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Поэтому-то эти партии «за». Парадокс, но «Единая Россия» продвигает «партийную систему» в ущерб себе. Так происходит потому, что реальный двигатель «партизации» не «Единая Россия», а Кремль. Он все партии держит на коротком поводке и ему так проще. «Единой России» же деваться некуда.

Итак, мы имеем: федеральное и областное руководство «за» партсписки, партии – тоже. Мэрия, наверно, не в восторге, но виду не показывает. А вот депутатская «вольница» - «против». Избиратели, если верить социологии, тоже «против», но их никто не спрашивает.

За что борьба?

Депутаты распределяют бюджет (в «тучные годы» в Новосибирске он составлял тридцать миллиардов рублей, но и сейчас по полмиллиарда на депутата выходит) и контролируют (в теории) исполнительную власть (на практике – довольно выборочно). А также (немаловажный момент) депутаты ни за что не отвечают. Разве что, чисто теоретически, - перед избирателями.

Стремиться в депутаты – естественно для политиков и бизнесменов. Это почёт, уважение и решение множества мелких проблем. А также возможность время от времени решать крупные проблемы, что в нашей стране равносильно получению крупных денег. Этим, в основном, объясняется стремление в депутаты представителей «вольницы», которых выдавили с других уровней власти.

Мэрия так же заинтересована в «своих» депутатах, но строго по обратной причине – чтоб не ковырялись особо в бюджете, не путались под ногами у чиновников и не вымогали решений «под себя». Самые лучшие «свои» - те, кто работает в муниципальных учреждениях, либо в предприятиях, «кормящихся» от бюджета. Если какой-то депутат горсовета ничего не делает, это не значит, что он никому там не нужен. Нужен, очень даже нужен.

Но кроме этого появился еще один, очень важный стимул для серьезной борьбы. Теперь депутаты могут отправить мэра в отставку. Этот законопроект был буквально недавно принят Госдумой. Теперь получить оппозиционный городской совет для мэра очень плохо. И даже «единороссовский» - не очень хорошо, если «единороссы» не «свои», а губернаторские. В этом случае область получит в свои руки рычаг, позволяющий «ставить мэра на место» в любой момент.

А в команде мэра уже появился человек, которого прочат «кандидатом в преемники» Владимиру Городецкому - Александр Солодкин. После мартовских выборов градоначальника он занял пост вице-мэра по социальным вопросам. Если «контрольный пакет» горсовета будет в руках у «области», то в любой момент может быть запущена операция «преемник». Скорее всего, до публичного противостояния никто не будет доводить, но сама по себе подобная угроза означает очень многое.

Возможность отправлять мэра в отставку является провоцирующим фактором и для самих депутатов. Одно дело, когда мэр «в танке» - что ты ни делай, а он будет сидеть на своём посту до следующих выборов. Другое дело, когда ты можешь отправить его в отставку. Вопрос «кто в доме хозяин» решается просто – кто может других выгнать, тот и хозяин. Неудивительно, что Владимир Городецкий позволил себе публично критиковать решения руководства страны, комментируя новые полномочия, предоставленные депутатам.

Будут ли сюрпризы?

Первая «развилка» - будут ли введены выборы по партийным спискам на выборах в горсовет. Если будут – половина горсовета практически определится еще до начала выборов. При нынешнем раскладе в партиях, это на две трети будет «область», на оставшуюся часть понемногу КПРФ и случайно проникшей «вольницы». Причем в случае реального противостояния даже на эту треть скорее сможет рассчитывать «область», а не «город».

Вторая «развилка» - выдвижение кандидатов по округам. Тут будет важно, как пройдет «разводка кандидатов» в «Единой России». Кого из действующих депутатов выдвинут, а кого «прокатят», чьих – «областных» или «городских» будет больше. Немаловажно и выдвижение от КПРФ, как от партии, имеющей реальные шансы на выборах по округам. От ЛДПР и «Справедливой России» по округам пройдут единицы, да и то – не факт.

Смогут ли прорваться в горсовет «настоящие буйные», организаторы общественных протестов и просто не контролируемые никем «харизматики»? В сколько-нибудь массовом количестве это маловероятно, но внести сумятицу на выборах они могут. Попасть же в партийные списки неконтролируемые общественные активисты смогут только от какой-нибудь партии-аутсайдера. Крайне маловероятно, что разрозненным активистам удастся за год настолько организоваться и «раскрутить» свой союз с маленькой партией в достаточной степени. А при 20 мандатах, разыгрываемых по партийной системе, даже «чудо-успех» в 10% - это всего два мандата. Погоды не сделают.
Вероятность союза подобных активистов с КПРФ также исчезающе мала. КПРФ – достаточно косная организация и она ревниво относится к возможным конкурентам в борьбе за звание выразителя народного протеста.

В общем, сюрпризы возможны в рамках отдельных округов, конкуренция кланов усилится, но в целом характер политической системы в нашем городе по итогам выборов в городской совет вряд ли кардинально изменится.

Руководитель аналитического отдела ТАЙГИ.info Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года