Газеты – не пирожки. Не идут.

23 Июн 2009, 09:54

23 июня состоялось первое заседание комиссии Новосибирского областного совета по информационной политике под председательством Виктора Игнатова. Депутаты, представители газет, сетей распространения и почты искали ответ на вопрос «как сделать печатные СМИ доступными населению?». Представители газет жаловались на высокие «накрутки» в сетях распространения, представителей сетей отвечали, что у них нет других источников доходов, кроме продаж и они не могут работать себе в убыток и «продавать те газеты, которые никто не читает». Картину завершило выступление пожилой женщины, редактора газеты пенсионеров «ГОЛОС», которая, плача, заявила о закрытии газеты и подарила её председателю Новосибирского союза журналистов Якову Самохину с надеждой, что он сможет что-то с ней сделать. Тираж - 3 тысячи экземпляров, зарплаты не выплачены, печатать и распространять издание не на что.

23 июня состоялось первое заседание комиссии Новосибирского областного совета по информационной политике под председательством Виктора Игнатова. Депутаты, представители газет, сетей распространения и почты искали ответ на вопрос «как сделать печатные СМИ доступными населению?». Представители газет жаловались на высокие «накрутки» в сетях распространения, представителей сетей отвечали, что у них нет других источников доходов, кроме продаж и они не могут работать себе в убыток и «продавать те газеты, которые никто не читает». Картину завершило выступление пожилой женщины, редактора газеты пенсионеров «ГОЛОС», которая, плача, заявила о закрытии газеты и подарила её председателю Новосибирского союза журналистов Якову Самохину с надеждой, что он сможет что-то с ней сделать. Тираж - 3 тысячи экземпляров, зарплаты не выплачены, печатать и распространять издание не на что.

Общий посыл руководителей средств массовой информации – распространители «жируют», выставляя за стоимость доставки цену, больше чем та, по которой её отдаёт редакция. По словам главного редактора газеты «Новая Сибирь» Вячеслава Досычева , «сети вообще не хотят нести никаких коммерческих рисков: распространена газета, не распространена – сеть все равно получает прибыль». Однако ему парировал директор сети «Экспресс» Денис Крылов: «Мы получаем прибыль только от продажи газет, мы не получаем денег за рекламу, как это делают редакции. И весь наш труд ручной – 800 человек у нас занимаются тем, что фасуют газеты, развозят их по киоскам, продают покупателям. Хотя кажется что 60% и даже 100% торговой надбавки – это очень много, однако в денежном выражении речь идет о трех-четырех рублях. Мы пока не убыточное предприятие, но наша рентабельность – 4% и у нас практически нет резервов». Также Денис Крылов высказал нежелание брать на себя расходы по распространению тех газет, которые никто не покупает.

По мнению редактора «Вечернего Новосибирска» Владимира Кузменкина, в России без помощи государства вообще ничего нельзя решить («как показывает история»), и потому депутаты должны что-то сделать. Также Владимир Кузменкин запугивал присутствующих тем, что в случае гибели местных газет на их место придет «федеральный контент», а это желтизна и «криминал».

Представители прессы с той или иной степенью настойчивости просили грантов, дотаций на распространение, бюджетных расходов на информационное сопровождение государственных проектов.

Кроме сетей розничной продажи упрекали и почту – за высокие цены на подписку и за несвоевременную доставку газет. Однако и.о руководителя управления Федеральной почтовой службы по Новосибирской области Галина Тилишевская отвергла упреки в жадности и нерасторопности – расходы на доставку газет подписчикам убыточны, а почта доставляет прессу даже в самые отдаленные уголки Новосибирской области не реже трех раз в неделю. По словам Тилишевской, объем подписки на второе полугодие упал, особенно – в городе Новосибирске. На селе подписка на районные газеты осталась примерно на том же уровне. Основной контингент подписчиков – пенсионеры.

Яков Самохин неожиданно выступил в защиту «Экспресса». «Это рынок! У нас слишком много нежизнеспособных изданий. И если нет больших проблем, связанных с кризисом, у «Аргументов и Фактов», у «Комсомолки», у наших «Аргументов недели», но есть проблемы у тех, у кого малый тираж, кто малоспросен, кто неинтересен читателю. Чем меньше тираж, тем меньше доходы от распространения, тем выше торговые надбавки – это справедливо. Поэтому я вижу в этой дискуссии признаки лоббизма определенного круга изданий, которые не могут нормально продаваться». Впрочем, Виктор Игнатов тут же отверг обвинения в лоббизме, сказав, что цель комиссии – сделать издания доступными для читателей.

Правда, правильность постановки цели была подвергнута сомнению. Генеральный директор АРПИ «Сибирь» (компания является одним из крупнейших дистрибьютеров прессы) Сергей Гаврилов указал на то, что изменение торговой надбавки мало скажется на общей ситуации. «От системы распространения издания получали в лучшем случае 20% своих доходов. Мы бьемся над тем, как поделить эти 20% в то время, когда рухнул основной деньгоприносящий поток – это реклама. Мы можем заставить все сети поставить торговую надбавку в 10%. Коллеги – это не поднимет ваши тиражи в том случае, если вы будете неинтересны читателю». Также Сергей Гаврилов указал на то, что еще с советских времен есть такое мерило стоимости, как проезд в городском транспорте. И если в советское время проезд в метро был пять копеек, то и газеты стоили пять копеек. Сейчас цена газеты в четырнадцать рублей также примерно соответствует стоимости проезда в метро.

По итогам дискуссии выступил спикер облсовета Алексей Беспаликов. Он высказал убеждение в том, что комиссия создана не зря и что проблемы прессы не менялись со времен перестройки – точно такие же они были и десять лет назад.

Несмотря на то, что Виктор Игнатов всё время призывал участников делать конкретные предложения, их прозвучало немного. Обуздать сети да дать газетам деньги. Или сетям и почте – на распространение газет. Сергей Гаврилов только предложил обратиться к примеру Франции, где Николя Саркози каждому французу, достигшему 18 лет, оплачивает подписку на одну газету – на выбор.

В общем, заседание оставило впечатление затухания солнца в газетном мире. Рекламы нет, газеты не раскупаются, спасите нас, депутаты!

Но если вдуматься, природа кризиса в России в целом и на рынке прессы – очень схожа. Хорошо было гнать за рубеж нефть, газ, лес и металлы и не обращать внимания на малый бизнес, инновации и прочие инфраструктурные изменения. Но рухнул экспорт и - о! Да у нас же экономика ориентирована на экспорт! Она же больше ничего не может! И газеты год за годом «пересаживались» на деньги от рекламы. Рухнула реклама – а покупателей-то у газет нет! Никто не готов платить за газеты деньги. А что про «накрутки сетей» - это очень лукавые цифры. Можно подумать, редакции каждый номер вручную на пишущей машинке печатают. Они верстают их в компьютере и на типографию отвозят файлы. Вот их труд - в этих файлах. А остальное – цена бумаги и краски. Почему бумага и краска должны стоить дороже, чем труд людей, фасующих и продающих газеты, – не очень понятно.

Со времен «перестройки» цена с точки зрения читателей газетного слова упала до ноля. Вот главная причина нынешнего «кризиса». Порой задаёшься вопросом, глядя на нашу прессу: а кто вообще всё это читает по своей доброй воли, а не по обязанности? Большая часть изданий пишет не для читателя – она пишет для заказчика. И если даже облсовет возьмет на себя роль заказчика, прессе это не поможет, вот ведь что самое смешное. Читатель не станет покупать десять «Советских Сибирей» с разными названиями. Придется набивать ему почтовый ящик силой. На селе такая пресса будет хорошо расходиться, в городе - вряд ли. Только не печатайте ее на глянце! Глянец очень плох для растопки.

Кстати, маленький, но интересный момент. Владимир Карпов, депутат от КПРФ, заметил, что у партийной газеты «За народную власть» никакой проблемы с кризисом нет. Тираж растет. Если у народа есть интерес к печатному слову (в данном случае – коммунистическому), то есть спрос и на газету.

Кроме того, есть и более глубокие причины для газетного кризиса. Во всём мире падает доля газетного рынка. Часть читателей уходит «в телевизор», другая – в интернет. Хотя от общего числа «читателей» доля интернет-пользователей до сих пор не слишком велика, но, во-первых, она постоянно растёт, а во-вторых, в неё «уходит» самый «квалифицированный» читатель. Те, кто больше разбираются и у кого больше денег. Хотя телевизор не заменил книг, но интернет может заменить газеты – и процесс этот идет. Это не означает полную смерть газет – просто они перейдут в электронный формат. Есть в этом и положительная сторона – сколько лесов сохранится!

Алексей Мазур





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года