А был ли баллончик?
11 февраля в Ленинском районном суде Новосибирска впервые в ходе кампании по выборам депутатов горсовета прошло слушание по делу о подкупе избирателей. Интересным оказалось то, что баллоны с бытовой химией, которой один из кандидатов якобы подкупал избирателей, одни свидетели видели, а другие утверждали, что их не было вовсе.
11 февраля в Ленинском районном суде Новосибирска впервые в ходе кампании по выборам депутатов горсовета прошло слушание по делу о подкупе избирателей. Самым интересным оказалось то, что баллоны с бытовой химией, которой один из кандидатов якобы подкупал избирателей, одни свидетели видели, а другие утверждали, что их не было вовсе.В суд обратился кандидат по округу №27 Андрей Афанасьев. Поводом послужила заметка в газете «Пятый элемент», издаваемой журналистом радио «Слово» Сергеем Кузьминым под заголовком «От подарка до подкупа и шага-то нет». В заметке Кузьмин рассказывал, что, придя в совет ветеранов при ЖЭУ-29, он встретил там кандидата в депутаты горсовета от партии «Единая Россия» Виктора Кушнира, который проводил встречу с ветеранами.
«На столе у председателя совета ветеранов Галины Николаевны Рытвиной я тоже видел пресловутые «запашистые» баллончики», — написал в статье журналист. «Запашистыми баллончиками» Кузьмин называл продукцию завода «Сибиар», директором которого является Кушнир. «Значит, такие баллончики активно раздаются и в ходе предвыборной агитации! А, как известно, подарки в ходе выборов называются подкупом!» — сделал юридический вывод автор заметки.
С выводами Кузьмина согласился молодой кандидат по этому же округу Андрей Афанасьев и обратился в суд с просьбой снять Виктора Кушнира с выборов. Такая мера наказания предполагается в случае совершения подкупа. В качестве свидетелей Афанасьев предложил пригласить самого Сергея Кузьмина, а также Галину Рытвину.
11 февраля в 9 утра под председательством судьи Ленинского районного суда Елены Пилипенко началось рассмотрение дела. Сам Виктор Кушнир на суд не пришёл, отправив вместо себя представителя — юриста ООО «Успех» Бориса Сергеева. Андрей Афанасьев был сам, а также привел «юридическую поддержку» в лице своего представителя Татьяны Гордеевой. Кроме того, в судебном заседании участвовали прокурор и представитель избирательной комиссии.
Борис Сергеев в своем выступлении заявил, что ничего подобного (подкупа) не было вовсе и попросил пригласить в качестве свидетелей Владимира Мельковского и Владимира Подосинова.
В ходе заседания Борису Сергееву активно давал советы молодой человек, сидевший в зале в качестве зрителя (а позже он в коридоре вел светские беседы с представителем избирательной комиссии). В частности, этот активный зритель обратил внимание Бориса Сергеева на то, что корреспондент Тайги.инфо записывает ход заседания на диктофон. Тот не преминул сообщить о «вопиющем поведении» корреспондента судье: «Вот тут человек, представившийся журналистом, ведет диктофонную запись! А он не спрашивал разрешения суда!». Судья спокойно ответила, что процесс открытый и вести аудиозапись не запрещено.
Самое интересное, как это водится, было при допросе свидетелей. Сначала журналист и издатель «Пятого элемента» Сергей Кузьмин рассказал, что зашел по делам в совет ветеранов при ЖЭУ-29 и обнаружил, что там идет встреча с Виктором Кушниром, а на столе стоит несколько баллонов бытовой химии (что именно – он не разглядел). Кузьмин утверждал, что, находясь в коридоре, слышал как Виктор Кушнир рассказывал о себе, своём предприятии, а также сказал, что вот здесь есть образцы продукции его завода с которыми ветераны могут ознакомиться и «что он оставляет их в качестве подарка».
Потом Сергей Кузьмин представил широкую картину распространения бытовой химии производства завода «Сибиар» по избирательному округу посредством детей, пенсионеров и прочих незащищенных слоев населения, а также привел результаты своих подсчетов – на какую сумму произошло данное распространение. К сожалению, эта впечатляющая картина не была подкреплена свидетельскими показаниями, а результаты расчетов – исходными цифрами.
Потом пригласили Галину Рытвину. Несмотря на возраст (1928 года рождения), Галина Николаевна была бодра и в ясной памяти. Сначала она выразила возмущение тем, что её вызвали «какой-то странной повесткой по заявлению Афанасьева об отказе в регистрации Кушнира» и что никакого Афанасьева она знать не знает. («Ненадлежаще уведомлена!» — зашептал советчик из зала Борису Сергееву). Судья успокоила Галину Николаевну, что «всё в порядке» и та наконец перешла к рассказу о судьбоносной встрече Кушнира с ветеранами.
По словам Галины Рытвиной, после того как на её доме были расклеены плакаты Виктора Кушнира, к ней начали обращаться жители с вопросом – а кто это такой? Она, в свою очередь, обратилась к помощнику Кушнира и договорилась о встрече. Из-за морозов проводить встречи на улице оказалось невозможно, «как это в летнее время мы делали с Люлько» (Александр Люлько – действующий депутат от этого округа, также участвующий в избирательной кампании), и пришлось задействовать маленькую комнату совета ветеранов. Все туда не помещались, потому встреч было две. На первой, когда Виктор Кушнир рассказывал о своем заводе и продукции, которую он выпускает, ветераны (пожилые женщины) попросили принести показать образцы продукции, «так как к вам туда далеко ходить». Кушнир ответил, что все принести невозможно, ведь завод выпускает более ста пятидесяти видов продукции, но некоторые пообещал привести. На следующем собрании они (кто они – сам Кушнир или кто-то другой, Галина Николаевна не уточнила) привезли четыре баллона освежителя воздуха. Тут подошел и Сергей Кузьмин, которого Галина Рытвина до того не знала. Она с ним разговаривала о ветеранах, о которых можно написать в газете «Пятый элемент» («я сама химик по образованию и меня заинтересовало название»), а о Кушнире и о встрече с ним речи не было. А потом Галине Рытвиной позвонил Александр Люлько, чтобы тоже договориться о встрече, и стал расспрашивать о баллонах. А также ей Люлько говорил, что Сергей Кузьмин входит в его команду.
Картина начала складываться в некое целое. Но тут началось выступление свидетелей со стороны Кушнира и стало понятно, что в мире всё относительно.
Владимир Мельковский (первый свидетель со стороны ответчика) оказался водителем Виктора Кушнира. Он утром 1 февраля отвез Кушнира на встречу с ветеранами. По его словам, никаких баллонов они не брали и вообще никаких баллонов с собой не возят. И на встрече никаких баллонов не было, и ничего такого Виктор Кушнир не говорил. Правда, на уточняющий вопрос, а всё ли время он находился в помещении, Мельковский ответил, что гулял по коридору и не всегда видел, что происходило в комнате.
Владимир Подосинов представился преподавателем факультета психологии педуниверситета и другом Виктора Кушнира. Подосинов сообщил, что помогает Кушниру в ходе кампании работать над имиджем и постановкой речи. По его словам, 1 февраля на встрече с ветеранами он не только практически всё время находился в комнате, но вёл видеосъемку. «В процессе встречи никакие баллончики не доставались, не предлагались», — совершенно уверенно сообщил он суду. Правда, видеосъемку в подтверждение своих слов не предложил, а ведь она могла бы расставить все точки над i.
Получилась интересная картина. Два свидетеля утверждают, что баллончики были, а два – что нет.
Корреспонденту Тайги.инфо удалось ознакомиться с отзывом (ответом), составленным представителем Виктора Кушнира на заявление Андрея Афанасьева. Существенная часть текста посвящена тому, что подкупом считается не всякая передача материальных предметов, а только та, которая имела целью оказать воздействие на волеизъявление и могла повлиять на него. Далее следует двусмысленная фраза «Виктор Кушнир не передавал Галине Рытвиной никаких предметов с целью повлиять на её волеизъявление» (приводится не дословно, но смысл такой). То есть, то ли совсем ничего не передавал, то ли передавал, но без цели повлиять…
После перерыва прокурор зачитала своё заключение. Заключение было написано все же исходя из того, что баллоны были: «Как установлено, в ходе встречи демонстрировались образцы продукции, выпускаемые Кушниром. Данная продукция предлагалась избирателям. Согласно пояснениям свидетеля Рытвиной Галины Николаевны, продукция была предоставлена по просьбе избирателей. В ходе судебного заседания не установлено, что выдача продукции сопровождалась призывами Кушнира к голосованию за его кандидатуру…». Раз призывов не было: «Полагаю, заявление не подлежит удовлетворению».
После еще одного перерыва судья Елена Пилипенко в своем тесном кабинете зачитала заключение суда: «Заявление не подлежит удовлетворению». Полностью заключение суда с мотивировочной частью будет написано в понедельник.
Надеемся, что тогда мы наконец узнаем – были все же баллоны или они привиделись...
Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522