Томский театр «Версия»: самый оригинальный супружеский подарок

Томский театр «Версия»: самый оригинальный супружеский подарок
16 Июн 2010, 10:48

Первый частный драматический театр России открылся 5 декабря 2006 года в Томске. Четырехэтажное здание с фронтонами, украшенными фигурами классиков, появилось в центре города благодаря профессору медицинского университета и предпринимателю Ивану Тютрину.

Первый частный драматический театр России открылся 5 декабря 2006 года в Томске и стал самым молодым театром города. Четырехэтажное здание с фронтонами, украшенными фигурами классиков, появилось прямо в центре 400-летнего города благодаря профессору медицинского университета и предпринимателю Ивану Тютрину.

Специально для «Версии» было построено и оснащено без единой бюджетной копейки уникальное театральное здание. По словам инициатора строительства Ивана Тютрина, стояла задача сделать не просто эстрадную площадку, а драматический театр. Архитектор Олег Лещинин, кстати, лауреат фестиваля-конкурса «Золотая капитель», взял за основу монографию «Русский драматический театр» 1902 года издания. В этой книге отражены требования к зеркалу сцены, количеству рядов и прочим техническим моментам театрального помещения. Приспособив указанные рекомендации к современным строительным реалиям, за четыре года в центре Томска меценат возвел храм Мельпомены площадью 3 000 квадратных метров.

За небольшую историю театра его успели посетить такие звезды отечественной сцены, как Владимир Меньшов, Вера Алентова, Лев Дуров, Владимир Стеклов. Художественное руководство театром под названием «Версия» взяла на себя супруга мецената Вера Тютрина — филолог, актриса и режиссер.

«Подарочек тот еще»



Тайга.инфо: Вера Ивановна, «Версия» — единственный частный театр в России. Неужели никто раньше в стране не имел возможности создать храм искусства?

— Возможно, никому в голову не приходило, что театр может быть рентабельным, самоокупаемым. Самое главное, чтобы желания совпадали с возможностями. В основном, проблемы возникают у тех, кто не учитывает этой формулы, а это случается, увы, достаточно часто.

Иван Илларионович построил в городе много зданий. Однако «Версия» стала самым ярким его успехом, театр до сих пор приводит в восторг всех гостей Томска. Например, во время российско-германского саммита в 2006 году министр культуры Александр Соколов отметил хороший вкус создателей «Версии». Надо отдать мужу должное: он изучил много литературы по театральной архитектуре.

Тайга.инфо: Когда вы познакомились с мужем?

— Познакомились мы очень давно, в театральном общежитии. Тогда я была актрисой томского театра драмы. С тех пор мы вместе.

Тайга.инфо: Как и когда родилась идея создать театр?


— Сам театр возник раньше, чем было построено здание. Когда в томском театре драмы появился новый главный режиссер, с которым у нас не сложились отношения, я решила сформировать свою труппу.

Идея создать стационарный театр родилась у мужа, когда он приехал в Екатеринбург на показ моего дипломного спектакля «Портрет» по повести Николая Гоголя. Постановка произвела на него сильное впечатление. Четыре года пока шло строительство, наша труппа играла на площадках других театров. Открылась «Версия» 5 декабря 2006 года.

Тайга.инфо: Можно сказать, что театр стал для вас подарком от мужа?

— Тему долго муссировали СМИ, но назвать это подарком сложно. Возглавлять театр — дело не шуточное. Руководить творческим процессом очень сложно, так что подарочек получился тот еще (смеется).

Тайга.инфо: Нередко в региональных театрах можно увидеть полный зал только на премьерах. На сколько мест рассчитан зал «Версии»?

— Зал у нас очень уютный — на 160 мест. Как сказал актер театра и кино, народный артист РСФСР Сергей Юрский, на каждого зрителя у нас слишком большой кусок счастья (смеется). Я считаю, что огромные залы на тысячи мест — порождение социализма, которое больше подходит к культурно-массовым мероприятиям, но не к театру. Что хорошего в том, что зрители, сидящие дальше 10 ряда, не видят лиц актеров?

Тайга.инфо: Российский зритель не привык платить большие деньги за посещение культурных мероприятий. Почем билеты на спектакли в «Версии»?

— Когда театр только построили, пошла молва, будто у нас будут безумно дорогие билеты. Однако их стоимость — 200-250 рублей. Еще мы делаем скидки детям, студентам и пенсионерам. На новогоднюю сказку приглашали детей из детского дома. Подороже продаем билеты на спектакли с участием столичных звезд, таких как Татьяна Васильева, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Лев Дуров, Сергей Юрский.

Тайга.инфо: Театр сам обслуживает себя? Мастерские и производственные цеха у вас есть?

— Да, у нас есть оснащенный пошивочный цех, но специфичные и сложные костюмы мы заказываем в театре драмы. Какую-то сложную бутафорию — в театре «Скоморох».

Тайга.инфо: Как удалось пережить финансовый кризис 2009 года? Не уменьшилось ли количество посетителей?


— Наоборот! Это притом, что мы работаем только через кассу, без распространителей билетов. Нам даже пришлось придумать систему приставных стульев, так как зрителей очень много.

Тайга.инфо: Как форма собственности влияет на хозяйственную и художественную жизнь театра? Какие плюсы и минусы такого положения можете назвать?

— Минусов в этом я не вижу, частная собственность очень позитивно влияет на театральную жизнь. Например, в государственных учреждениях люди сидят на бюджетных и внебюджетных денежных потоках. Получается как в поговорке: солдат спит, служба идет. Хороший ли спектакль или так себе — все оплачено. А нам рассчитывать не на кого, нам абсолютно никто не помогает. Для того, чтобы к нам шел зритель, мы должны действительно работать. Именно поэтому у нас серьезная репертуарная политика, работают профессиональные режиссеры, талантливые артисты.

Основной принцип работы «Версии» — интересы личные подчиняются интересам дела. Симпатии и антипатии, принятые как основа в некоторых государственных театрах, у нас не действуют, потому что это всегда наносит ущерб спектаклю и зрительскому восприятию.

Тайга.инфо: Можете привести пример?

— Использование служебного положения в личных целях в бюджетных театрах встречается очень часто. Ну, например, начальник департамента по культуре области Андрей Кузичкин решил, что он артист. Стал выступать в театре «Интим», художественный руководитель которого, вдруг, получил звание заслуженного деятеля искусств. Без режиссерского образования! Сейчас господин Кузичкин изображает Каренина на сцене ТЮЗа. Под это весьма сомнительное «творение» ТЮЗ получил грант на 1,2 млн рублей и собирается на гастроли за границу.

Тайга.инфо: Обычно государственные театры жалуются на отсутствие денег и на отсутствие режиссеров. «Версию» такие проблемы обошли стороной?

— Действительно, мы постоянно слышим, как театрам не хватает денег. За три года руководства «Версией», я убедилась, что это тотальное вранье. Жаль, что намеченная театральная реформа, основа которой — дифференцированный подход к выделению бюджетных денег — так и не реализовалась. Когда-то руководитель «Ленкома» Марк Захаров говорил, что государство должно поддерживать театры, которые действительно являются достоянием России, выдают серьезные творческие результаты, создают театральные события.

Подведя итоги работы за три года, мы поняли, что абсолютно самоокупаемся. Мы можем оплачивать коммунальные услуги, режиссеров, без задержек выплачивать зарплату артистам, шить костюмы. Например, базовая ставка у актеров 6 000-8 000 рублей. Кроме того, за каждый спектакль артисты получают бонусы в зависимости от значимости роли. В результате, в месяц человек имеет от 15 000 до 20 000 рублей. Я считаю, что это приличная заработная плата.

Тайга.инфо: Как приняла «Версию» театральная общественность Томска?


— Зрители к нам ходить любят, оставляют восторженные отзывы после спектакля. А вот административно-чиновничья верхушка... Вместо того, чтобы поучиться опыту работы, нас сильно не любят бюджетники и те, кто их опекает. Их раздражает, что мы так хорошо живем и не клянчим денег.

Тайга.инфо: На чем строится репертуар «Версии»? Каким авторам и жанрам отдаете предпочтение?


— В основе нашего репертуара — только лучшие образцы классического и современного драматургического материала: Леонид Филатов, Михаил Зощенко, Владимир Набоков, Александр Вампилов, Николай Гоголь. В репертуаре доля комедий и драм примерно одинакова. В этом сезоне мы даже решили разбавить слишком серьезную афишу более легкими для восприятия постановками.

Тайга.инфо: «Версия» работает с ведущими мастерами российской сцены. Какого плана это сотрудничество и как удается договориться со столичными артистами?

— Два раза в сезон мы приглашаем кого-то из мастеров отечественной сцены. Причем зовем к себе не сериальных пустышек, а народных любимцев. У нас уже был и Станислав Говорухин, Сергей Юрский, Владимир Меньшов, Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Марк Розовский. В ноябре обещал приехать Константин Райкин. Недавно я разговаривала с Марком Захаровым о возможном приезде. Происходит это по такой схеме: режиссеры и актеры дают творческий вечер, проводят мастер-класс с томскими артистами, смотрят наши спектакли, обсуждают их вместе с нами. А потом, как правило, творческое взаимодействие продолжается. С некоторыми из мастеров еще до «Версии» у меня были дружеские отношения. Думаю, они приезжают больше не из-за денег, а интереса: «Что за театр такой в Сибири?» В этом есть некое подвижничество. Например, Юрский прошлой весной отказался от половины гонорара, посчитав, что у «Версии» и так много затрат.

Тайга.инфо: Многие спектакли в театре поставил московский режиссер Сергей Виноградов. Чем вызвана такая симпатия к этому артисту?


— Действительно, Сергей Виноградов поставил у нас и «Машеньку» Владимира Набокова, и «Опасные связи»" Леонида Филатова, и «Кейкоук» Питера Фейблмана, «Коллекционера» Джона Фаулза. Сейчас репетируем под его руководством новый спектакль «Маскарад» Михаила Лермонтова.

Театральная эстетика Сергея Александровича абсолютно совпадает с моим ощущением современного театра. Он не только режиссер, но и хореограф. Яркая пластическая выразительность его спектаклей в сочетании с очень серьезной драматургией, психологической глубиной, мне кажется, оказывает большое эмоциональное воздействие на зрителя. А это, по-моему, в театре самое главное.

Тайга.инфо: Почему «Версия» не участвует в фестивалях?


— Четыре года мы потратили на создание репертуара, комплектование труппы. Это — колоссальная, трудная работа, которая еще не завершена. Сейчас, действительно, думаем о гастролях, фестивалях, что очень важно для театра.

Тайга.инфо: Можно ли считать Томск театральным городом?


— Пока нет. Должны случаться театральные события, которых давно нет, и которых так давно ждет зритель. Это возможно лишь при наличии яркого, талантливого лидера, профессионала, который бы не распределял роли по своим «товарищам». Пока формула «интересы дела — над личными отношениями» не найдет себе места на томском театральным пространстве, оно будет оставаться выжженным, а не плодотворным.

Беседовала Алина Хабирова, фото — пресс-служба театра «Версия»




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года