«Воткнуть побольше квадратов»: что еще можно изменить в скандальной застройке Богдашки
Совместное заседание профессионального и общественного градостроительных советов при мэре впервые прошло в Новосибирске. Обсуждался скандальный проект застройки улицы Богдана Хмельницкого, где снесли клуб «Отдых» и Дом Спорта. Местные жители продолжают протестовать, а чиновники жалеют, что приходится так «мурыжить» инвестора. Алексей Мазур рассказывает, почему не готов на «одобрямс» и что, возможно, изменится после заседания советов.
В Новосибирске уже много лет действует
Надо понимать, что по нынешним строительным правилам такого понятия как единая городская архитектура просто не существует. Застройщик имеет право строить что угодно на своем участке без оглядки на соседние здания и сложившуюся застройку. И у
Этот орган не работает в постоянном режиме, у него нет ни аппарата, ни руководства — за исключением мэра, который собирает совет, когда сочтет нужным.
В данном случае необходимость возникла
Чиновники мэрии провели с владельцем участка и предполагаемым застройщиком некий торг, в результате чего тот пошел уступки в проекте. А именно — снизил этажность домов в первой линии с 16 до 11, а во второй — с 26 до 20. Фасады зданий, выходящих на Богдана Хмельницкого, будут содержать элементы «сталинского ампира», в котором выполнена часть улицы. В проект «вставлено» строительство нового Дома спорта (постройку оплатит муниципалитет). Также застройщик будет должен облагородить близлежащую зеленую зону и компенсировать посадками вырубленные деревья.
Понадобилось «экспертное мнение», которое бы подтвердило, что всё сделано лучшим образом из возможного
По утверждению чиновников мэрии, у них нет возможности запретить строительство или существенно его ограничить. Владелец участка (принадлежит одной из структур группы «Альфа Капитал», чьим владельцем называют Сергея Дородных) в свое время выкупил здания Дома Спорта и клуба «Отдых»у Новосибирского завода химконцентратов, после чего получил в свое распоряжение земельные участки, на которых те расположены. В 2007 году при составлении генплана эти участки были отзонированы в зону общеделового строительства, позволяющую строить всё, что угодно. Если бы тогда (или позже) участки были отзонированы как зона спортивных или социальных объектов, жилая или коммерческая застройка была бы невозможна. То есть, мэрия допустила «ошибку» в пользу владельца участка. Учитывая, что в структурах «Альфа Капитал» работал один из
Еще до избрания Анатолия Локтя мэром владелец участка успел получить все необходимые для застройки участка документы (градостроительный план участка). Так как федеральное законодательство у нас стоит на страже интересов застройщиков, законных механизмов не разрешить стройку теперь не существует.
Повторюсь, что это — позиция чиновников мэрии, в ходе разбирательств звучали и другие мнения. Но если взять эту позицию за «действительность», то получается что чиновники мэрии и лично Анатолий Локоть — большие молодцы. Не имея легальных рычагов воздействия на застройщика, вынудили его пойти вон на какие компромиссы.
Но с точки зрения возмущенной общественности, украшенные сталинским ампиром фасады все равно скрывают (да и то не очень) неприглядную картину. Мэр вроде как сначала встал на сторону общественности и запретил стройку, а теперь снова разрешил, хотя принципиально ничего не поменялось.
Поэтому понадобилось «экспертное мнение», которое бы подтвердило, что всё если не хорошо, то сделано лучшим образом из возможного.
И было назначено заседание
Что называется, попробуй найти два отличия между советами. Но они есть. Общественный экспертный совет был создан в 2014 году Анатолием Локтем. Главным «мотором» его создания является Евгений Гаврилов (руководитель группы компаний «Химметалл»), который хотел свести в одном совете застройщиков, архитекторов и «буйных общественников». В отличие от
Накануне совместного заседания собирался президиум Общественного экспертного совета, на котором произошла «репетиция» большого заседания. Был и доклад Михаила Ельского, который занимается проектом застройки, и критика архитекторов и выступления общественности.
Я тоже вхожу в состав Общественного экспертного совета, и мне
право собственности на участок под Домом Спорта вовсе не так бесспорно, как это пытаются доказать
Обсуждался
Михаил Рязанцев (чуть ли не единственный «буйный общественник», продолжающий работу в совете) предложил продолжить торг с застройщиков (раз уж исправить ничего нельзя) и предложить ему, например, снизить этажность в обмен на сокращение числа парковок.
Директор АНО «Сибирский центр содействия архитектуре» Татьяна Иваненко разъяснила по пунктам — что именно возмущает общественность:
— снесены Дом Спорта и клуб «Отдых», в результате чего жители улицы Богдана Хмельницкого лишились спортивного и
— окружающая застройка малоэтажна и имеет класс «комфорт», на месте снесенных зданий будет построен
— Богдашка застраивалась квартально, имела школы, детсады, культурные центры, к которым был удобный пешеходный доступ. Новый микрорайон будет паразитировать на существующей социальной инфраструктуре;
— утрачивается пешеходная зона, которая была рядом с фонтаном. Та зона, которая предлагается — упирается в плоскостную парковку.
Надо сказать, что по проекту здания «первой линии» отнесены вглубь, а между ними и улицей организована парковка. Правда, вдоль домов предполагается пешеходная эспланада шириной двадцать метров.
Уже на
И на президиуме общественного экспертного совета, и на
У мэра появилась возможность оценить, каково «сопротивление материала»
Представители общественности обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться. Татьяна Чернакова просила приостановить строительство хотя бы до конца разбирательства.
Несмотря на мой скептицизм по поводу рассмотрения проекта на двух советах, должен признать, что польза от этого была. Михаил Ельский воспринял часть замечаний по организации пешеходного пространства. Вполне вероятно, что парковка между домами и улицей, уродующая все пешеходное пространство, будет убрана. А возможно, будут услышаны и предложения Владимира Мартыненкова по повышению класса застройки.
Правда, могут быть и негативные варианты развития событий. В частности, прозвучали опасения, что участок будет продан, например, «Краснообскмонтажспецстрою», который славится точечной застройкой и типовыми «свечками» с фасадом из керамогранита. А в кулуарах мне даже сказали, что существует уже договоренность между Дородных и руководством этой строительной компании. Естественно, достоверность этой информации подтвердить не могу.
На
Руководитель управления
Правда, эти выступления нивелировались выступлением Михаила Рязанцева, который призвал представителей общественности не поддерживать данный проект, а застройщикам и архитекторам — воздержаться, если уж они связаны корпоративной этикой. А мэрии — продолжить торг с застройщиком.
Никакого голосования по проекту не произошло. В «Новосибирских новостях» рассказали, что «проект был рассмотрен», но не сказали, что он «был поддержан». У мэра же появилась возможность оценить — насколько проект подвержен критике и каково «сопротивление материала».
Не все заседания общественных советов одинаково бесполезны.
Алексей Мазур