Марат Гельман: Сильно сомневаюсь, что мой музей начнет подыгрывать новосибирским законодателям
© yuga.ru
Корреспондент Тайги.инфо позвонил куратору запрещенной новосибирскими чиновниками выставки «Родина», директору Пермского музея современного искусства Марату Гельману и выяснил, что именно из-за «большой глупости больших людей» потеряли новосибирцы.
Новосибирские чиновники в экстренном порядке — за месяц до открытия — отменили масштабную выставку «Родина» в краеведческом музее, объяснив этот неожиданный для организаторов поступок своей «обеспокоенностью» за возможные «серьезные разногласия в обществе». Тайга.инфо позвонила куратору выставочного проекта «Родина», директору Пермского музея современного искусства Марату Гельману и выяснила, что именно из-за «большой глупости больших людей» потеряли жители Новосибирска.
Тайга.инфо: Хотелось узнать ваше мнение о том, что случилось в Новосибирске. То есть вечером мы даем анонс выставки, а утром становится известно, что ее не будет...
— Наверное, вы лучше меня понимаете, о чем идет речь. Дело в том, что вообще ситуация достаточно идиотская. Потому что понятно, что художники — это не пропагандисты, не дизайнеры и не оформители, они пытаются размышлять как-то с помощью своих работ. И именно такая обёрточность этой выставки — это абсолютно ни в коем случае никакой не радикальный жест. Это яркая и вполне себе такая деликатная, я бы сказал, выставка на тему того, как представляется Россия нам, нашим друзья за рубежом и так далее, и так далее. Более того, новосибирские ребята, которые попросили нас дать эту выставку, они какие-то, может быть, спорные с точки зрения кого-то работы решили убрать, и мы им разрешили это сделать. Потому что, понятно, немножко ситуация изменилась, атмосфера такая накалённая, и понятно, что им лучше знать. Мы-то никаких скандалов не хотим, мы просто хотим, чтобы новосибирцы увидели выставку, поэтому мы не возражали.
Тайга.инфо: Убрали спорные работы, но всё равно столкнулись с запретом. Почему?
А у них была возможность на одной выставке увидеть целую палитру. Работа Дубосарского и Виноградова, имейте в виду, два месяца висела в Третьяковской галерее, там на 70 метрах собраны все культовые персонажи картин Третьяковки. Там все работы очень яркие, интересные и реально дающие представление, по крайней мере, об одном из трех ведущих направлений, сегодня существующих в русском искусстве. То есть, если совсем предельно, то еще две выставки такого же масштаба, но разных направлений, и новосибирцы бы имели достаточно чёткое, не меньше, чем, я не знаю, москвичи, представление о состоянии русского искусства.
Тайга.инфо: А правда, что «Родина» впервые из Перми выбралась бы именно в Новосибирск?
— Да, это правда. Новосибирск должен был стать первым городом, а осенью — в рамках [Moscow] Art Week, [она будет представлена] в Москве.
Тайга.инфо: То есть у вас там уже есть чёткие договоренности по срокам?
— Ну да, это будет в сентябре. Видите, они там сейчас точно определяют, когда будет эта Московская Неделя Искусства, когда открытие будет. Но, в принципе, да. Мы там сейчас несколько пространств смотрим, просто выставка же большая, две работы в Новосибирске просто не поместились по высоте. Да, на эту выставку достаточно большой спрос, после «Русского бедного» это [первое] такое масштабное исследование [России] с помощью искусства.
Тайга.инфо: Просто наши чиновники заявили, что не отменяют выставку, а переносят на какой-то другой срок, потому что в мае чествуют ветеранов. А потом, видимо, можно.
— Ну это какая-то попытка [с их стороны] сохранить лицо. Видите, здесь «более лучше» комментарии дадут наши новосибирские коллеги. И они хотят, чтобы выставка всё-таки была. Дело в том, что лето для выставок плохо: начиная со второй половины июня, люди в основном уезжают из городов.
Тайга.инфо: Ага, а в сентябре у вас уже Москва, и куда переносить — непонятно.
Тайга.инфо: Скажите, а министерство культуры Пермского края как-нибудь выставку «Родина» поддерживало, участвовало во всём этом?
— Вообще, я хочу сказать одну важную вещь: министерство культуры Пермского края не вмешивается в художественную политику музеев. Ни моего, ни любого другого, понимаете? Вообще, сам факт вмешательства — это нонсенс. Они не должны, потому что есть профессионалы. Вы знаете, в 2004 году Государственная Дума решила запретить в Большом театре оперу [Владимира] Сорокина и [Леонида] Десятникова «Дети Розенталя». И депутаты проголосовали, что надо запретить. На что получили письмо директора о том, что планы Большого театра формируются исключительно из профессиональных соображений, и никоим образом они не имеют право пытаться даже влиять на программу Большого театра. Что, если они хотят, они могут уволить директора. Вот и всё, прекрасно прошла премьера. То есть это вообще нонсенс. Министерство культуры Пермского края не считает для себя возможным влиять на художественную политику музеев, театров и так далее, и так далее.
Тайга.инфо: К нам просто в прошлом году приезжал Николай Новичков, тогда — министр культуры Пермского края, и они с нашим министерством подписали какой-то документ о сотрудничестве. А теперь так наши чиновники так пермскую выставку принимают.
— Да, соглашение они подписали. Ну что, разбирайтесь, это ваши проблемы, я тут могу только сожалеть, вы лучше меня знаете, мне кажется. Нет, я, конечно, надеюсь, что [организаторы выставки в Новосибирске] надежду не потеряли. Потому что, если бы они потеряли надежду, они бы уже мне позвонили, а пока я всю эту информацию черпаю из средств массовой информации.
Тайга.инфо: И теперь в Новосибирск вы уже 19 мая не приедете?
Беседовал Кирилл Логинов
Тайга.инфо: Хотелось узнать ваше мнение о том, что случилось в Новосибирске. То есть вечером мы даем анонс выставки, а утром становится известно, что ее не будет...
— Наверное, вы лучше меня понимаете, о чем идет речь. Дело в том, что вообще ситуация достаточно идиотская. Потому что понятно, что художники — это не пропагандисты, не дизайнеры и не оформители, они пытаются размышлять как-то с помощью своих работ. И именно такая обёрточность этой выставки — это абсолютно ни в коем случае никакой не радикальный жест. Это яркая и вполне себе такая деликатная, я бы сказал, выставка на тему того, как представляется Россия нам, нашим друзья за рубежом и так далее, и так далее. Более того, новосибирские ребята, которые попросили нас дать эту выставку, они какие-то, может быть, спорные с точки зрения кого-то работы решили убрать, и мы им разрешили это сделать. Потому что, понятно, немножко ситуация изменилась, атмосфера такая накалённая, и понятно, что им лучше знать. Мы-то никаких скандалов не хотим, мы просто хотим, чтобы новосибирцы увидели выставку, поэтому мы не возражали.
Тайга.инфо: Убрали спорные работы, но всё равно столкнулись с запретом. Почему?
Еще две выставки такого же масштаба, но разных направлений, и новосибирцы имели бы достаточно чёткое представление о состоянии русского искусства
— Какая-то это глупость, с моей точки зрения. Ну понятно, что есть два варианта того, почему это произошло. Один вариант — что в стране изменилась атмосфера, и свободное высказывание [теперь] окончательно под запретом. Мне не хочется так думать, честно говоря. То есть я всё-таки склонен к тому, что речь идет о глупости. Большой глупости, которую сделали большие люди, губернатор и кто там принимал эти решения, вот и всё. Очень жаль. Причем мы же эту выставку сделали, я как куратор уже доволен, она имеет и аудиторию, и прессу, поэтому в первую очередь, конечно, жаль жителей города, которые её не увидят.А у них была возможность на одной выставке увидеть целую палитру. Работа Дубосарского и Виноградова, имейте в виду, два месяца висела в Третьяковской галерее, там на 70 метрах собраны все культовые персонажи картин Третьяковки. Там все работы очень яркие, интересные и реально дающие представление, по крайней мере, об одном из трех ведущих направлений, сегодня существующих в русском искусстве. То есть, если совсем предельно, то еще две выставки такого же масштаба, но разных направлений, и новосибирцы бы имели достаточно чёткое, не меньше, чем, я не знаю, москвичи, представление о состоянии русского искусства.
Тайга.инфо: А правда, что «Родина» впервые из Перми выбралась бы именно в Новосибирск?
— Да, это правда. Новосибирск должен был стать первым городом, а осенью — в рамках [Moscow] Art Week, [она будет представлена] в Москве.
Тайга.инфо: То есть у вас там уже есть чёткие договоренности по срокам?
— Ну да, это будет в сентябре. Видите, они там сейчас точно определяют, когда будет эта Московская Неделя Искусства, когда открытие будет. Но, в принципе, да. Мы там сейчас несколько пространств смотрим, просто выставка же большая, две работы в Новосибирске просто не поместились по высоте. Да, на эту выставку достаточно большой спрос, после «Русского бедного» это [первое] такое масштабное исследование [России] с помощью искусства.
Тайга.инфо: Просто наши чиновники заявили, что не отменяют выставку, а переносят на какой-то другой срок, потому что в мае чествуют ветеранов. А потом, видимо, можно.
— Ну это какая-то попытка [с их стороны] сохранить лицо. Видите, здесь «более лучше» комментарии дадут наши новосибирские коллеги. И они хотят, чтобы выставка всё-таки была. Дело в том, что лето для выставок плохо: начиная со второй половины июня, люди в основном уезжают из городов.
Тайга.инфо: Ага, а в сентябре у вас уже Москва, и куда переносить — непонятно.
Министерство культуры Пермского края не вмешивается в художественную политику музеев. Ни моего, ни любого другого
— Ну я не знаю. Тут же еще вопрос в том, готовы ли мы к этому. Мы ведь ничего с этого не имеем: у нас попросили выставку, мы это, условно говоря, воспринимали как помощь нашим коллегам в Новосибирске, что им надо подымать центр современного искусства, и мы такую им помощь оказываем в виде этой выставки. Но дальше я сильно сомневаюсь, что мой музей начнет под дудку ваших законодателей подыгрывать. Мы им подыгрывать не будем. Если они вляпались, они вляпаются по полной.Тайга.инфо: Скажите, а министерство культуры Пермского края как-нибудь выставку «Родина» поддерживало, участвовало во всём этом?
— Вообще, я хочу сказать одну важную вещь: министерство культуры Пермского края не вмешивается в художественную политику музеев. Ни моего, ни любого другого, понимаете? Вообще, сам факт вмешательства — это нонсенс. Они не должны, потому что есть профессионалы. Вы знаете, в 2004 году Государственная Дума решила запретить в Большом театре оперу [Владимира] Сорокина и [Леонида] Десятникова «Дети Розенталя». И депутаты проголосовали, что надо запретить. На что получили письмо директора о том, что планы Большого театра формируются исключительно из профессиональных соображений, и никоим образом они не имеют право пытаться даже влиять на программу Большого театра. Что, если они хотят, они могут уволить директора. Вот и всё, прекрасно прошла премьера. То есть это вообще нонсенс. Министерство культуры Пермского края не считает для себя возможным влиять на художественную политику музеев, театров и так далее, и так далее.
Тайга.инфо: К нам просто в прошлом году приезжал Николай Новичков, тогда — министр культуры Пермского края, и они с нашим министерством подписали какой-то документ о сотрудничестве. А теперь так наши чиновники так пермскую выставку принимают.
— Да, соглашение они подписали. Ну что, разбирайтесь, это ваши проблемы, я тут могу только сожалеть, вы лучше меня знаете, мне кажется. Нет, я, конечно, надеюсь, что [организаторы выставки в Новосибирске] надежду не потеряли. Потому что, если бы они потеряли надежду, они бы уже мне позвонили, а пока я всю эту информацию черпаю из средств массовой информации.
Тайга.инфо: И теперь в Новосибирск вы уже 19 мая не приедете?
У меня нет к городу каких-то претензий, я понимаю, что это начальство, город не виноват
— Не знаю, надо понять, будет ли выставка. У меня такой жесткий график в мае, что я планировал приехать на два дня буквально, вырезая из других, но сейчас, если не будет выставки, то смысла нет... Нет, ну у меня нет к городу каких-то претензий, я понимаю, что это начальство, город не виноват. Более того, меня Слава Мизин просил, и я что-то даже придумал, какой-то концепт для Новосибирска, каким образом городу некий прорыв сделать в культурном плане, такой, чтобы это сильно отличалось от того, что делается в Перми и других городах. Но просто [теперь] непонятно, потому что то, что я делаю, можно реализовать только в сотрудничестве с властью, сотрудничестве творческой среды с властью. Бороться с властью — это отдельная история. Это то, что не входит в мои планы, я бы так сказал.Беседовал Кирилл Логинов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522